Содержание
- 1 Мир не создан для человека, но человек для мира
- 2 Человек — это соединение двух природ: тела и души
- 3 Человек ослушался Бога, а потому обрёк себя на деградацию, страдания и смерть
- 4 Религия — это путь обратно к Богу
- 5 Иисус Христос принёс жертву во искупление грехов человека
- 6 Основы христианской антропологии заложил апостол Павел
Каждая религия затрагивает вопрос того, какое место в этом мире отведено человеку. В Месопотамии он был слугой богов, в Китае — чадом Всевышнего. А каково православное учение о человеке? Какое место отведено людям в этом мире и зачем существует род человеческий?
Мир не создан для человека, но человек для мира
Священное Писание начинается с сотворения мира. Лишь на шестой день Всевышний создаёт человека. Что такое «дни Божие» — вопрос открытый. Многие богословы убеждены, что речь вовсе не о человеческих промежутках времени.
Это и понятно. Если на определённом этапе творения не было светил, то и дня с ночью не существовало. Соответственно, понятие суток может использоваться лишь в образном смысле.
И вот, когда всё уже почти завершено, Господь создаёт первого человека с его супругой. Он им заповедует:
«И благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и пополняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле».
Комментаторы в этом указании Бога человеку часто обнаруживают свидетельство того, что человек — самый главный над всеми животными, их владелец. Однако правильное понимание здесь иное. Человек — не деспот, а заботливый хозяин. Можно провести такую аналогию:
- Бог — пастырь человечества;
- человек — пастырь животных.
Именно поэтому мы говорим, что человек сотворён по образу Божию. Это образ заботливого покровителя, а никак не эксплуататора.
Человек поставлен над миром не наслаждаться, а трудиться во благо всего, что есть в природе. Нелепо думать, что человек создал человека как паразитирующую и самовлюблённую единицу. Человек — это элемент в стройной системе Вселенной, и нам следует ответственно подходить к своей функции: нести мир, добро и любовь.
Человек — это соединение двух природ: тела и души
Сложно найти религию, где мир бы не делился на материю и дух. И православие придерживается того же мнения: человек — это совокупность души и тела.
Но есть некоторые отличия, которые отличают православное мировоззрение от многих других.
Вера в телесное воскресение. Если мы посмотрим на восточные традиции, то увидим, что там человек — это бессмертная душа. Тело — лишь временный скафандр для пребывания в этом мире.
У души нет постоянного тела. Она меняет из воплощения в воплощение. Тело — это внешнее, нечто за границами отдельного существа.
Православное христианство не верит в перерождение. Тело, согласно вероучению Церкви, — это часть человеческого естества. Оно может быть разрушено и обращено в прах, но всё равно воскреснет, когда будет второе пришествие Иисуса Христа.
Вера в бессмертный дух. Для православия характерно представление о душе человека, как о некой особой душе. В ней выделяют не только саму душу, но и дух — некую частицу Божественного. Это даёт основания для точки зрения, будто человек — создание исключительное.
Впрочем, христианство нигде и никогда не отказывает животным в праве на наличие Божественного духа жизни. Этот вопрос всегда за скобками. На его счёт есть противоположные точки зрения. Но в основе всего лежит идея об исключительной человеческой природе.
Человек ослушался Бога, а потому обрёк себя на деградацию, страдания и смерть
Что мы знаем о жизни человека в Эдемском саду? Он исполнял какие-то обязанности по уходу за самим садом и животными, общался с Богом, вероятно, ни в чём не нуждался. Библия коротко затрагивает этот период:
«И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его».
Но Господь сотворил человека свободным, а значит, способным поступать по своей воле, вопреки воле Всевышнего. Он создал единственный запрет — не брать плод с одного единственного дерева, но человек его нарушил.
Это одно из самых критикуемых убеждений христианской веры. Споры на эту тему, вероятно, будут бесконечны. Обсуждают следующее:
- если Бог всезнающ, то зачем Он дал Адаму заведомо невыполнимое поручение;
- если Адам поддался искушению, значит, это Бог не наделил его достаточными качествами;
- если дерево было нужно Богу, но не Адаму, его вообще можно было посадить вне досягаемости человека.
Список таких возражений может быть очень-очень длинным. Христианские богословы не имеют единого ответа. Все вопросы по-разному решены философами в свои эпохи. Кто-то полагает, что Бог ведёт человека по пути, который Ему самому неведом, так как будущего не существует.
Другие считают, что для того, чтобы стать человеком, нужен был плод познания добра и зла.
Не будем погружаться в детали, а изложим факты так, как они представлены в православной традиции:
- Бог установил запрет;
- люди этот запрет нарушили;
- последовало наказание — разрыв человека и Бога.
Людей изгнали из рая. Был ли рай символом духовного мира, либо реальным местом на земле, трудно сказать. В любом случае это событие рассматривают как следствие свободы выбора человека.
Пусть Адам и Ева не могли взвесить все «за» и «против», именно их поступок православие считает причиной всех бедствий людей.
А что это за бедствия? В мир вошла смерть. Всё начало деградировать. Болезни, пороки, всё грязное и мерзкое — это симптомы мира, которому всё хуже и хуже. Человек был хранителем этого мира, а теперь бросил всё на самотёк. А то и хуже: сам стал разрушать всё вокруг себя (как не вспомнить загрязнение экологии, охоту, войны?).
Религия — это путь обратно к Богу
Религия — это способ возобновить утраченную связь с Богом. В разные эпохи люди пытались это сделать по-своему. Индия знала ведические ритуалы, Египет пытался спастись через благочестивого царя, в Месопотамии практиковали храмовую проституцию, евреи делали обрезание и ждали Мессию.
Православные убеждены, что своими силами осуществить переход из мира греховного в мир божественного не сможет. Необходимо, чтобы каждый со своей стороны протянул руку (как на росписи «Сотворение Адама») — вот что говорит о человеке православная культура.
То есть возвращение человека к Богу — это взаимный жест от Бога к человеку и от человека к Богу.
Какой же жест сделал Бог, с точки зрения православия? Об этом рассказывает Новый Завет.
Иисус Христос принёс жертву во искупление грехов человека
Библия учит, что Адам избрал для себя и потомков свет. Люди столкнулись с непреодолимым для себя барьером. Поражённые страстями и греховными мыслями, люди обязаны умереть. Смерть — единственное возможное следствие грехопадения для человека.
Но Иисус Христос, Сын Божий, о человеке не забыл. Он совместил в себе Божественную и человеческую природу. В этом облике Спаситель пришёл на землю не только для того, чтобы подарить людям новое учение, но и чтобы принести заместительную жертву за тех, кто последует за Ним.
Иисус Христос был распят и умер за грехи человека. По образу Божьему сотворённые, люди не остались забыты Всевышним.
Но жертва Христа никому не навязывается. Если человек верит в Бога, живёт по Его законам и готов принять искупительную жертву, то только тогда он становится членом Церкви Христовой. Бог и человек в её лоне снова обретают друг друга.
Отныне человек уже не обречён страдать и попадать в ад после смерти. Ему открыта дорога в Царство Небесное.
Основы христианской антропологии заложил апостол Павел
Если выразиться научно, всё это время мы говорили о христианской антропологии, то есть об учении о человеке с позиции учения Христа (в православной его интерпретации).
Мы бегло пробежались по основным вехам этой дисциплины. Однако за всем этим — глубокий философский мир. Христианство развивалось на фундаменте античности. А античность, как мы знаем, подарила миру очень сложные богословские категории.
Но толчок этому всему дал апостол Павел. Именно он попытался систематизировать учение Христа и изложил свои выводы в своих Посланиях. На фоне нашего сегодняшнего багажа знаний некоторые его рассуждения поверхностны, некоторые — наивны. Но всё же без малого не будет и большого.
Именно апостол Павел обозначил место человека в христианском мировоззрении.
Сегодня богословы и философы продолжают разрабатывать его идеи. Например, вот что пишет о теле и душе архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) в работе «Основные антропологические понятия в посланиях святого Апостола Павла»
«Термин «душа» (psychê) у Апостола Павла встречается редко. Вместе со словом «тело» только в 1 Фес. 5:23.
Павел нигде не противопоставляет душу телу в смысле эллинистического дуализма. «Нагая душа», освобожденная от одежды тела, — мечта античных греков.
Павел энергично спорит с такой антропологией. Он не желает оказаться «нагим» (2 Кор 5:3), он не желает «совлечься» (5:4).
Павел нигде не упоминает эллинистического воззрения о «бессмертии души» как некоей освобожденной от телесности субстанции.
Как и ветхозаветное nephesh, «душа» у него везде означает силу натуральной жизни, самое жизнь или человека как существо, имеющее чувства и волю (Рим 2:9; 13:1).
Иногда слово «душа» вполне можно заменить личным местоимением («душа моя» = «я», 2 Кор 1:23; «души ваши» = «вы», 2 Кор 12:15 и т. д.)».
Мы видим, как человеческий опыт и научные знания позволяют взвешивать и противопоставлять нам идеи, известные древности. Религиозная полемика тех лет обретает новые смыслы.
Становится ясно, что автор Посланий подразумевал под тем или иным словом. Это даёт нам возможность чётче понимать, какую нишу он отводил человеческому существу в нашем мире.
Работы в этой сфере предстоит ещё много. А потому христианская антропология — не статичная, а развивающаяся наука. Она сулит нам ещё немало интересных открытий.
С каждым новым исследованием мы становимся ближе к Богу.
Но здесь нужно оговориться, что здесь мы обсуждали исключительно православную позицию. Католические и протестантские взгляды по ряду вопросов отличаются. Смешивать их не следует.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение