Содержание
- 1 Житие преподобного, его монашеские и литературные труды и богоподобное подвижничество
- 1.1 Детство и отрочество будущего подвижника, — 3 школы и блестящее образование
- 1.2 Начало трудов. Желание монашества никогда не покидало его
- 1.3 Молитвенные подвиги и труды просветителя Церкви на Горе Афон
- 1.4 Молитвенный труд на острове Скиропола, терпение трудностей и лишений
- 1.5 Продолжение подвигов святого Никодима на Афоне, написание книг
- 1.6 Последние годы жизни, терпение скорбей и клеветы, телесные болезни
- 2 Письменные труды Никодима Святогорца — наука о спасении
Немногих святых Господь благословлял быть учителями Церкви. Это избранные светильники для просвещения многих, ибо «зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5,15). Преподобный Никодим Святогорец относится к числу таких великих и одаренных святых. О его жизни и трудах пойдет речь в этой статье.
Житие преподобного, его монашеские и литературные труды и богоподобное подвижничество
![Икона преподобного Никодима Святогорца Икона преподобного Никодима Святогорца](https://hranitelclub.com/wp-content/uploads/img5c6b1479b60336.png)
«По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые».
Детство и отрочество будущего подвижника, — 3 школы и блестящее образование
Родился преподобный на острове Наксос в 1749 году. Родители его, Антоний и Анастасия крестили его с именем Николай. Благочестивые и набожные, они воспитывали сына в любви ко Христу и Церкви. В последствии мать постриглась в монахи с именем Агафия, что есть признак благочестия и верности Богу.
Он с любовью и ревностью изучал церковное учение и мирские знания. Господь наделил его проникновенным умом, рассуждением и хорошей памятью. Юноша своими качествами выделялся среди ровесников, и удивлял взрослых.
Начальное образование Николай получил у приходского священника, которому он помогал во время богослужений. Достигнув определенного возраста, юноша поступил в школу на острове Наксос, где светскую и церковную грамоту преподавал известный в то время ученый и проповедник архимандрит Хрисанф.
Окончив блестяще учебу, отрок поступил в знаменитую греческую школу на Смирне. В ней преподавал известный учитель из Италии Иерофей Вулисмос. Проходя обучение, Николай удивлял своими знаниями, рассуждением и благочестивым поведением. Он помогал сверстникам в учебе, и стал для них учителем. В последствии наставник Иерофей писал ему в письме:
«Приезжай, мой сын. Сейчас, когда я в старом возрасте, я оставил бы тебя учителем школы, поскольку у меня нет никого, подобного тебе в познаниях».
В общеобразовательных науках и богословии он достиг полного совершенства.
Отрок досконально изучил латинский, итальянский, французский и древнегреческий языки.
Начало трудов. Желание монашества никогда не покидало его
В 1770 году турецкий флот в Чесменской бухте разбили русские. По этой причине, обозленные турки начали гонение на христиан. Николай вынужден покинуть Смирну, и прибыл на родину, остров Наксос.
Там его назначили секретарем и келейником митрополита Пароса и Наксоса Анфимия Вардиса. На этой должности он оставался 5 лет.
За это время Николай узнал о священнической и монашеской жизни. Его учителя, афонские иеромонахи, рассказывали ему об Афоне. Они научили будущего подвижника деланию внутренней молитвы.
В результате общения со с этими святыми людьми, Николай возревновал к ангельской монашеской жизни.
Смотрите также статью Афонские старцы
Для получения наставлений в аскетическом делании, Николай поехал на остров Гидру, где обитал мудрый в добродетели известный св. Макарий Нотарас, митрополит Коринфский.
Там он познакомился с Сильвестром Кесарийским, монахом и отшельником. В общении с ним, юноша еще более укрепился в желании подвижнической монашеской жизни.
Николай, движимый нестерпимым желанием монашества, в 1775 году направляется на Святую Гору Афон. Старец Сильвестр дает ему рекомендательные письма. В день отъезда, когда Николай пришел на пристань, — корабль отчалил от берега.
Будущий подвижник бросился за кораблем в море. Моряки вернулись, приняли его на борт, и Николай благополучно добрался до Святой Горы.
Молитвенные подвиги и труды просветителя Церкви на Горе Афон
С радостью сойдя на берег, Николай направился по рекомендации старца Сильвестра, в монастырь Дионисиу. В нем подвизалось старцы, наделенные благочестием и духовными дарами.
Пожив некоторое время в обители, преисполненный ревностью к святой жизни, Николай принимает решение отвергнуть все мирское.
Начальство и братия монастыря, увидев многие образцовые качества и стремление Никодима к исполнению Божественных правил, назначают его чтецом. Постепенно постигая монастырскую науку, будущий святой совершенствуется в богомыслии и созерцании.
В 1777 году Афон посетил давний знакомый молодого монаха Коринфский митрополит Макарий Нотарас. Макарий предложил ему отредактировать духовные книги «Евергетинос», «Добротолюбие» и «О постоянном Причащении…». Никодим блестяще справился с этим заданием.
Желая постичь совершенство в делании умной молитвы, Никодим едет к старцу св. Паисию Величковскому, который преуспел в этом делании, и окормлял более тысячи монахов.
Корабль, на котором плыл юный подвижник, попал в шторм, и ему пришлось вернуться на Афон. Стремясь к уединению, непрестанной молитве и созерцанию, Никодим поселяется в одинокой келии св. Афанасия. Помимо молитвы, он переписывал рукописи, — чем зарабатывал на хлеб.
Вскоре в монастырь Пантократор поселяется старец Арсений, бывший духовный отец Никодима с острова Наксос. Узнав об этом, подвижник переселяется к старцу, и становится его учеником. Посвящая себя духовным подвигам, углубляясь в молитву, изучая священные книги, Никодим обретал святость.
Господь наделил преподобного даром рассуждения и учительства. Его рукой написано множество книг, служб святым и духовных песнопений. Труды его составляют целую библиотеку.
Молитвенный труд на острове Скиропола, терпение трудностей и лишений
В 1782 году из скита старец Арсений и его ученик Никодим переезжают на остров Скиропола. Этот пустынный остров с отсутствием растительности, оказался труден для жизни. Никодим вел на нем суровую аскетическую жизнь, предавался умной молитве.
В перерывах от трудов и молитвы, он писал книгу, называемую «Сборник советов». Она исполнена Божественной и человеческой мудрости, и повествовала о совершенствовании внутреннего человека. Через год Никодим вернулся на Афон.
Продолжение подвигов святого Никодима на Афоне, написание книг
По приезду на Святую Гору, Никодим постригается в великую схиму. Поселился он в отдельной каливе. Исполненный Духа Святого, старец писал книги, в которые воплощал наследие Святых Отцов. Он поучал братию, приходящую к нему за духовными советами. Многие поселились недалеко от каливы, чтобы постоянно быть в общении со святым и мудрым старцем.
В своей келии Никодим написал множество книг, ставших учебниками духовной жизни христиан. Некоторые из них:
- «Руководство к исповеди»;
- «Богородичник»;
- «Невидимая брань»;
- «Новый Мартирологион»;
- «Духовные упражнения».
![Изображение Никодима Святогорца в книге. Гравюра XIX века. Изображение Никодима Святогорца в книге. Гравюра XIX века.](https://hranitelclub.com/wp-content/uploads/img5c6b148969f203.png)
По благословению своего учителя Афанасия, Никодим собрал и подготовил к изданию труды св. Григория Паламы. Получился труд в трех томах. Эти драгоценные рукописи утеряны из-за разрушения типографии австрийцами в результате конфликта. Для св. Никодима это оказалось большим горем.
Следующий труд, посвященный толкованию церковных канонов, с названием «Педалион» («Кормчая»), отправлен в Константинопольский Патриархат для рецензии. Книга одобрена.
Для ее издания афонские монахи собрали деньги. Св. Николаю очередной раз пришлось огорчиться. Архимандрит Феодорит, которому поручено издание книги, исправил текст в 18 местах, внеся в него еретические учения.
Никодим поселился в келию св. Василия при монастыре Пантократор. Там он продолжал свои подвиги и писательскую деятельность. В этом месте написана назидательная книга «Христианская нравственность».
Святой подвижник дополнил «Евхологион» («Молитвослов»), написал второе издание «Руководства к исповеди», толкования на 14 Посланий Апостола Павла и 7 Соборных Посланий. Также изданы перевод «Толкование псалмов» Евфимия Зигабена и книга «Сад благодати».
Святой Никодим терпеливо переносил и прощал восстававших на него монахов из братии. Бесплотные враги, с целью помешать его трудам, часто являлись и устраивали буйство и шум вокруг его келии. Укрепляемый Духом Святым, подвижник воспринимал нападения врага как игрушечные забавы.
Слух о духовных подвигах и мудрости старца распространились по Греции. Со всех уголков страны к св. Никодиму стекался народ для назидания и утешения.
Последние годы жизни, терпение скорбей и клеветы, телесные болезни
Напряженная работа, строгий пост, всенощные молитвы и постоянная духовная брань ослабили здоровье святого. Превозмогая слабость, подвижник продолжал свой труд.
В последние годы своей жизни он написал три тома Жития Святых, фундаментальный богословский труд «Геортодромион» с толкованием, книгу «Новая Лествица».
Ведя борьбу за возрождение правильной духовной монашеской жизни, преподобный Никодим претерпевал искушения, скорби и клевету от лжебратии. Завистливые афонские монахи выдвигали против него необоснованные и нечестивые обвинения.
Перед кончиной старец написал труд «Исповедание моей веры». В нем он разоблачает всю клевету, выдвинутую против него.
Близился исход Никодима из жизни. Получив от Бога таланты, он преумножил их многократно, обрел любящее и доброе сердце, кроткий нрав и истинное смирение. О себе старец говорил: «Я чудовище, я мертвая собака, я ничтожество, я немудрый и необразованный».
Не имея постоянного места для жизни, одежды и пищи, он уподобился ангелу. Гора Афон стала для него домом, поэтому он получил прозвище Святогорец.
Чувствуя приближающуюся кончину, святой старец исповедовался, причастился и соборовался. В возрасте 60 лет, окруженный любимыми учениками, старец преставился.
Тело святого погребено там, где он умер, в келии Скуртеи. Монахи и благочестивые христиане по всему миру оплакивали кончину любимого старца. Святой Никодим прославлен в лике святых как учитель-богослов и преподобный.
Канонизирован в 1955 году указом патриарха Константинопольского Афинагора. Мощи Никодима Святогорца (глава) хранятся на Святой Горе Афон.
![Преподобный Никодим Святогорец. Современная икона. Преподобный Никодим Святогорец. Современная икона.](https://hranitelclub.com/wp-content/uploads/img5c6b148eeba215.png)
Письменные труды Никодима Святогорца — наука о спасении
Все труды святого старца по сей день изучаются мирянами и монахами, как руководство в деле спасения души. Особую пользу приносят христианам тексты о невидимой брани, книга об исповеди, труды о посте и грехах.
Труды и книги преподобного Никодима Святогорца
Догматическое богословие: — О Таинстве Божественной Евхаристии.
Нравственно-аскетические труды:
- Добротолюбие;
- Невидимая брань;
- книга душеполезнейшая о непрестанном Причастии Святых Христовых Таин4
- О хранении чувств;
- О том, как следует каждому готовиться, когда он хочет исповедоваться;
- Толкование канона на Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня;
- Поучения;
- Толкование на канон Рождества Христова;
- Толкование на канон Пасхи;
- Эвергетинос (Благолюбие. Тома 1 – 4).
Гимнография: — Новый Богородичник.
Жития святых:
- краткое сказание о жизни преподобных отцов Варсонофия Великого и Иоанна пророка;
- новый эклогион.
Труды на иностранных языках:
- The Philokalia;
- «Невидимая брань» на новогреческом языке:
- Новый Богородичник на греческом языке.
Аудиокниги: — Невидимая брань.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение