Содержание
- 1 Епархия — это территориально-административная единица Церкви
- 2 Деление на епархии упрощало управление Церковью
- 3 Епископ — это глава епархии
- 4 Епископам запретили управлять общинами и оставили их во главе епархий
- 5 Ранние епархии не имели чётких границ до 313 года
- 6 Епархии объединили в митрополии
- 7 Церковь в России изначально была единой митрополией, на епархии её разделили позже
- 8 В XX веке епархии часто исчезали, возникали и переименовывались, сегодня их больше 300, в том числе и за границей
- 9 Епархия сегодня решает массу вопросов: от административных до духовных
- 10 Центр Русской Митрополии находится в Московской области, это Патриаршая область
- 11 На сайте московской епархии много полезной и интересной информации
Что такое епархия в русской православной Церкви? Для воцерковлённого человека это несложный вопрос. Но тот, кто только обратился к христианству, может не сразу разъяснить себе это понятие.
Административная ли это единица? Территориальная ли? Где находится епархиальное управление? Этот материал — для тех, кому нужны ответы на эти вопросы.
Епархия — это территориально-административная единица Церкви
Епархия — это административно-территориальная единица. Переводится это слово с греческого как:
- Удел;
- Область.
Не станем углубляться в особенности административно-территориального деления Римской империи. Во-первых, тема действительно сложная и заслуживает исторического крупного разбора, во-вторых, тогдашние реалии почти не имеют никакого отношения к тому, что представляют собой епархии сегодня.
Главное, что полезно запомнить, — если бы первые христиане начали устанавливать церковь на территории сегодняшней России, то, епархии соответствовали бы областям или краям и, вероятно, именно так бы и назывались.
Деление на епархии упрощало управление Церковью
Деление Церкви на епархии — вынужденная необходимость. Разумеется, это заимствование Римской иерархической организации. И это, пожалуй, самый эффективный способ управления.
Сложно было представить, чтобы всей Церковью руководил какой-то один, главнейший священник. Христианские общины имели значительный разброс по средиземноморскому побережью и территории Малой Азии. Контролировать их было проблематично, особенно в условиях гонения.
Единственный разумный шаг — вверить управление каждой церковной общиной доверенному лицу — компетентному христианскому деятелю — архиерею.
Епископ — это глава епархии
Глава епархии — это епископ. По крайней мере, последние шестнадцать веков.
Мы имеем мало представления о том, как были устроены первые христианские общины. Но нет оснований сомневаться, что прототипом главного священника для христианства послужила аналогичная должность из Ветхого Завета. Упоминались подобные фигуры там часто.
Например:
«Когда Пасхор, сын Еммеров, священник, он же и надзиратель в доме Господнем, услышал, что Иеремия пророчески произнес слова сии».
Собственно, само слово «епископ» восходит к Ветхому Завету и этому фрагменту в частности. Оно переводится — «надзирающий».
Но, конечно, далеко не иудейские священники были первыми в этом ряду. Верховные жрецы известны нам и из Египта, и из многих других культур — Греция, Вавилон и т.д. Но, пожалуй, именно египтяне подарили иудеям идею иерархического духовенства.
Но вернёмся к христианству. Чем именно был новозаветный епископ в первых общинах, мы не знаем. Священное Писание донесло до нас лишь короткие упоминания:
«Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами».
Авторы явно писали для своего круга и полагали, что читатели прекрасно осведомлены о том, кто же такой епископ и какова его функция. Нам же остаётся лишь гадать, как избирали этих людей и чем они отличались от :
- предстоятелей;
- пастырей;
- имеющих дар управления;
- старцев.
Все эти люди упомянуты в Библии. Древняя рукопись Дидахе и вовсе называет епископами пророков и учителей.
Возможно, что для ранних христиан — епископ не был должностью, а обозначал функции человека в общине.
Вопросов много, но ясно лишь то, что этот руководитель не выступал тем же, чем является сегодня, — главой епархии. Но всё же он мог, например, рукополагать священников и выполнять административные функции.
Епископам запретили управлять общинами и оставили их во главе епархий
Слово «епархия» в IV веке начали применять для того, чтобы обозначать христианские провинции. Епископы выступали главами христианских общин. Сколько городов, столько и епархий.
И это естественно. Иначе и быть не могло. Управление удобнее было сосредоточить в одном населённом пункте, в то время как другие располагались достаточно удалённо, чтобы сохранять относительную автономию.
Постепенно, по мере приближения V века, каждое маленькое поселение обзаводится собственным епископом. Переизбыток высшего духовенства не нравится церковному руководству:
- их сложно контролировать;
- каждый приход становится всё более герметичным и независимым образованием.
Чтобы этого избежать, на Лаодикийском Соборе 343 г. запрещают ставить епископов во главе маленьких поселений:
«Не подобает в малых градах и селах поставляти епископов, но периодевтов; а поставленным уже прежде ничего не творити без воли епископа града».
Так власть сосредотачивается в епархиях, а «мелкие» епископы становятся функциями похожи на современных православных викариев, хотя знак равенства поставить нельзя.
Ранние епархии не имели чётких границ до 313 года
Ещё одна проблема раннего христианства: много лет продолжается путаница с землёй. Ведь церковь только формирует свои границы на картах.
Епископы не имеют чёткого представления о том, где же границы их епархий. Случается, что один христианский первосвященник рукополагает клир с территории другого.
А вся проблема в том, что отныне епархии — это не города, а некая условная зона. Разобраться с ними долгое время не могли. Хватало других проблем — шёл период гонений.
В 313 году, наконец, появились внятные границы, поскольку и распоряжение II Вселенского Собора:
«Областные епископы да не простирают своея власти на Церкви, за пределами своея области, и да не смешивают Церквей».
VI Вселенский собор к этому добавил:
«По каждой епархии, в селах, или предградиях, сущие приходы должны неизменно пребывати под властию заведывающих оными епископов».
Епархии объединили в митрополии
В IV веке появилось ещё одно наименование — «митрополиты». Слово «митрополит» происходит от сложения «мать» и «город».
Что за «мать-город»? Конечно, столица. Ведь дело-то происходило в Римской империи, а в неё входило множество государств — многие со своими столицами.
Епископы, которые управляли этими столицами, стали главами сразу нескольких епархий и получили наименование «митрополиты» или «первенствующие епископы».
С другой стороны, «мать-город» — это ещё и название исторических центров христианства:
- Рим;
- Коринф;
- Александрия;
- Антиохии;
- Эфес.
Здесь некогда проповедовали апостолы. Нет ничего удивительного в том, что эти территории стали восприниматься чем-то большим, чем простые епархии.
Также стоит учитывать, что епархии древности — это не совсем то же, что сегодня. Структурно они больше соответствовали:
- экзархата;
- Поместной Церкви;
- Митрополичьему округу.
А вот внутри самих епархий были так называемые епископии — вот они как раз куда ближе к тому, что сейчас мы именуем у себя епархией.
Церковь в России изначально была единой митрополией, на епархии её разделили позже
Христианская Церковь на Руси возникла как Киевская митрополия Константинополя. То есть Русская Церковь входила в константинопольский патриархат. Формально это была одна единственная епархия, без делений. Но уже в 992 году появилось деление на епархии:
- Новгородская;
- Белгородская;
- Владимиро-Волынская;
- Черниговская;
- Ростовская.
О тех временах почти ничего неизвестно. Не сохранились источники. Постепенно появлялись новые кафедры. Даже татаро-монгольское иго не повлияло на их количество.
Часто епархии возникали при делении удельных княжеств.
В 1461 году русская Церковь разделилась на две митрополии:
- Киевскую;
- Московскую (хотя такое название тогда не использовали, появился лишь Московский митрополит).
Это были части не единой организации, а независимые религиозные структуры.
В 1589 году в Москве учреждено патриаршество, а число митрополий возросло до четырёх:
- Новгородская;
- Казанская;
- Сарская;
- Ростовская.
Епархий на тот момент — девятнадцать. Попытки как-то приравнять их к административно-территориальным единицам страны не увенчались успехом.
Поместный собор 1917–1918 гг. вынес решение об учреждении должности викарного епископа — управляющего частью епархии, в то время как епархиальный архиерей руководит ею всей.
В XX веке епархии часто исчезали, возникали и переименовывались, сегодня их больше 300, в том числе и за границей
В XX веке Русская православная Церковь потерпела сокрушительный удар от атеистической власти. Многие храмы изъяты, почти все монастыри закрыты, а некоторые — разрушены. Из-за этого епископам часто приходилось оперативно становиться руководителями сразу двух епархий.
Недостаток храмов позволял совмещать прежде большие епархии в одну административно-территориальную единицу.
В связи с этим XX век для Русской православной Церкви богат переименованиями, разделениями и совмещениями епархий.
И сегодня происходит множество трансформаций, когда границы епархий меняются, как и их названия.
Сегодня в составе Русской православной Церкви находится свыше 300 епархий. Не все из них находятся на территории страны. В этот список, например, входят:
- Самоуправляемая Украинская православная церковь;
- Китайская автономная православная Церковь;
- Японская автономная православная Церковь;
- Самоуправляемая православная церковь в Молдавии;
- Русская православная церковь за границей;
- Экзархат в Белоруссии;
- Экзархат в Юго-Восточной Азии;
- Патриарший приход в Армении;
- Патриарший приход в Канаде.
И многие другие.
Епархия сегодня решает массу вопросов: от административных до духовных
В свете сказанного выше, справедлив вопрос: а зачем она нужна сегодня, епархия-то? Конечно, речь не про Китай и Японию, а про местные, в России.
Это раньше, понятно, не было возможности оперативно согласовать всё на местах, общины были герметичны, а потому и представление о христианстве и богослужения менялись в разных местах.
Но зачем это нужно сейчас, когда появились средства связи, позволяющие мгновенно согласовать любой вопрос с церковным руководством?
А дело в том, что сегодня у Церкви другие проблемы. Если раньше мы сталкивались с расстоянием, то сейчас главная сложность — масштаб.
Управлять всем этим из единого центра неосуществимо. Гораздо проще осуществить управление на местах, где епархия управляет сразу несколькими сферами церковной жизни:
- Строительной;
- Административной;
- Общественной;
- Миссионерской;
- Духовной;
- Хозяйственной
- Финансовой;
- Профессиональной;
- Образовательной.
Где, как не на местах, решать, кого возвести в сан, кого наградить, кого и куда назначить? Было бы странно, если бы патриарх из Москвы сам решал все эти вопросы. Тем более, каждый из них нужно рассматривать в индивидуальном порядке.
Уже минули времена, когда храмы в епархиях насчитывали два десятка. Сегодня епархия — это православная церковь в миниатюре. Она решает рутинные вопросы в рамках полномочий и выполняет поручение вышестоящего духовенства.
Епархиальное управление
Это исполнительно-распорядительный орган. Находится он обычно при каком-либо соборе или храме. Руководит управлением епархиальный архиерей.
Епархиальное управление включает:
- Канцелярию;
- Бухгалтерию;
- Архив;
- Прочие вспомогательные отделы.
Центр Русской Митрополии находится в Московской области, это Патриаршая область
Довольно необычно звучит, что центр всех митрополий сам не включён в какую-либо митрополию, а находится на территории Московской епархии (или является ею, смотря, как к вопросу подходить). Но это именно так.
Сама епархия создана в 1461 году. Именно здесь взошёл на кафедру Московский митрополит всея Руси Феодосий (Бывальцев). Формально это была митрополия, но такого слова в её отношении не использовали.
В 1589 году в Москве учреждено Патриаршество и Патриаршая область. До 1721 года она существовала, была упразднена, а в 1917 году Московская епархия снова стала Патриаршей областью.
Сегодня на территории Московской епархии:
- 46 территориальных благочиний;
- 1 монастырское благочиние.
Викариатств пока нет.
Митрополит Крутицкий и Коломенский
Митрополит Крутицкий и Коломенский — это один из самых древних титулов в Русской православной Церкви.
Нынешний Митрополит Ювеналий руководит Московской епархией с 1977 года. На сегодня он — старейший митрополит в Русской православной Церкви с самым большим «стажем».
На сайте московской епархии много полезной и интересной информации
Официальный сайт Московской епархии — один из крупнейших интернет-ресурсов Русской православной Церкви.
Здесь можно почитать новости митрополии и её историю, ознакомиться с церковными документами, храмами, программами. Узнать, чем занимаются различные священники Московской епархии РПЦ, Официальный сайт (священнослужители, надо отметить, очень постарались) богат на:
- фото- и видеоматериалы;
- анонсы;
- информацию о строительстве церквей;
- даты предстоящих праздников.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение