Содержание
- 1 Преподобный Андрей Рублёв: святой, величайший иконописец, основоположник русской живописи, доверенное лицо Московских князей
- 2 Биография Андрея Рублёва загадочна
- 3 Во времена Куликовской битвы Андрей Рублёв был членом княжеской артели мастеров
- 4 Первый раз в летописи имя Андрея Рублёва появилось в 1405 году.
- 5 В Москве работает музей Андрея Рублёва
- 6 Учителем Андрея Рублёва был Феофан Грек
- 7 Многие работы, приписываемые Рублёву, ему не принадлежат
- 8 В Москве работает музей Андрея Рублёва
- 9 Молитва преподобному Андрею Рублёву
Христианство на Русь пришло из Византии. Именно поэтому все иконы доставлялись в русские земли оттуда. Считалось, что правильно написать икону может только византийский мастер.
Однако в 15 веке родился человек, который опроверг это утверждение и основал свою оригинальную школу русских иконописцев.
Звали его Андрей Рублёв, и он стал величайшим иконописцем в русской истории.
Преподобный Андрей Рублёв: святой, величайший иконописец, основоположник русской живописи, доверенное лицо Московских князей
Андрей Рублёв — основоположник русской живописи. Он наиболее почитаемый древнерусский живописец XV века.
Если до него практически всё изобразительное творчество на Руси было плодом приезжих живописцев, то после него создали самобытную школу московской иконописи.
В дальнейшем именно она определяла пути развития изобразительного искусства в России и повлияла не только на церковную, но и светскую живопись.
Видеоролик: Русская культура. Андрей Рублёв. Выпуск 7. Автор Вера Донец. На 10 минуте она рассказывает о том, что биография иконописца практически отсутствует, а первое упоминание в русской летописи имени Андрея Рублёва относится к 1405 году.
Авторитет Рублёва признан во всём мире. Его иконы высоко ценятся любителями древнерусской иконописи. Ещё при жизни его уважали великие князья и другие представители власти.
По их поручению он много раз писал иконы и фрески для крупнейших соборов, расположенных в Москве, Звенигороде и Владимире.
Стоглавый Собор в 1551 году постановил писать иконы «… как писал Андрей Рублёв».
Иконописца Рублева при жизни отличала глубокая религиозность.
Именно поэтому в его работах в художественных образах раскрывается вероучение православной церкви. Иконы, написанные Рублёвым, полностью соответствовали церковным канонам, были самобытны и проникновенны.
Стиль его письма стал эталоном для русских иконописцев.
Так Стоглавый Собор в своём постановлении 1551 года указал писать Святую Троицу, «как греческие иконописцы писали и как писал Андрей Рублев».
По молитве самому Андрею Рублёву никогда не происходили чудеса.
Молитва его иконам всегда приносила плоды и по ней совершалось чудо. Кроме того, почитание его как святого зафиксировали, начиная с XVI века.
Именно поэтому собор Русской православной церкви в 1988 году причислил Андрей Рублева к лику святых.
Смотрите также статью Житие Андрея Критского
Биография Андрея Рублёва загадочна
Великий древнерусский иконописец оставил о себе мало сведений. Например, до сих пор ведутся споры о том, где он родился.
Часть исследователей считает, что это Великий Новгород. Общепринятая же версия говорит о том, что это произошло в Московском княжестве.
Дата рождения Рублёва также спорна, поэтому обычно сообщается, что родился он в конце 1340-х годов. Родители преподобного неизвестны.
Так как он имел прозвище «Рублёв», что значит «рубель» или инструмент, предназначенный для накатки кожи, считается, что он мог происходить из семьи ремесленники.
На одной из икон, приписываемых Рублёву, имеется надпись: «Андрей Иванов сын Рублёв». Из этого факта некоторые искусствоведы делают вывод о том, что его отца звали Иван.
Прозвище «Рублёв» означает рубель — инструмент для накатки кожи.
Противники этой версии утверждают, что надпись поддельная, так как иконы авторства Рублёва стали высоко цениться только после реставрации в 1904 году главной святыни Троице-Сергиевой Лавры иконы Святой Троицы.
Доверять таким надписям нельзя, но принимать их к сведению необходимо.
Кроме того, также существует версия о том, что Андрей родился в городе Радонеж, который находится близ Лавры. В её пользу говорит то обстоятельство, что позже он постригся в монахи именно в Лавре.
Кроме того, в житии Сергия Радонежского, которое составлено его учеником Епифанием, Рублёв упоминается три раза.
Это говорит в пользу той версии, что он был знаком со святым. Учёные утверждают, что иконописец был послушником преподобного Никона Радонежского.
Потом же стал иноком в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве. Первое имя его не известно, хотя оно может совпадать с монашеским.
Во времена Куликовской битвы Андрей Рублёв был членом княжеской артели мастеров
Косвенные сведения из разных источников говорят о том, что будущий знаменитый иконописец уже во времена Куликовской битвы в 1380 году был членом княжеской артели мастеров.
Эта артель занималась строительством и украшением храмов и монастырей. Она не жила постоянно на одном месте, а переходила из города в город.
К сожалению, древние русские художники свои иконы не подписывали и не датировали их. Поэтому жизненный путь Рублёва можно проследить только по скудным сведениями, сохранившимся в летописях. При этом такие сведения противоречат друг другу.
Первый раз в летописи имя Андрея Рублёва появилось в 1405 году.
Первый раз в летописи имя Андрея Рублёва появляется в 1405 году. Запись говорит о том, что он участвовал в росписи Благовещенского собора Московского Кремля вместе с Феофаном Греком и Прохором-старцем.
При этом Андрей в тексте летописи назван чернецом. Исследователи утверждают, что в это время иконописцем была написана одна из лучших его икон — «Преображение».
К этому же времени относится его работа над таким памятником русского книжного искусства как «Евангелие Хитрово». Ученые утверждают, что буквицы и миниатюры евангелия принадлежат перу преподобного.
Считается, что заказчиком шедевра мог быть или великий князь, или сам митрополит.
Заказчиком «Евангелия Хитрово» мог быть сам Московский митрополит.
Второй раз летопись говорит о Рублёве в 1408 году. Тогда святого отправили на роспись Успенского собора во Владимире. Роспись Андрей делал вместе с мастером Даниилом Черным.
Иконописцы по велению Великого князя Васили Дмитриевича выполняли работы по замене утраченных частей фресок собора.
Андрей Рублёв занимался восстановлением фрагмента грандиозной фрески «Страшный суд», которая занимала западную стену храма.
В Москве работает музей Андрея Рублёва
Третье упоминание святого в летописях относится к 1420-м годам. Тогда Андрей Рублёв работал над росписями Троицкого собора Троице-Сергиевого монастыря, восстанавливал его иконостас. За несколько лет до этого обитель сожгли татары, которые, не сумев взять Москову, напали на Владимир.
Во время работы в монастыре преподобный создал свой шедевр — «Святую Троицу». Это единственная достоверно известная иконописная работа Рублёва. Произошло это в период с 1425 по 1427 годы.
После того как работы в монастыре были завершены, скончался Дании Чёрный, который долгие годы был напарником Андрея.
После его смерти святой вернулся в Андроников монастырь и весной 1428 года выполнил свою последнюю работу. Епифаний Премудрый в своей летописи говорит о том, что иконописец принимал участи в возведении в монастыре церкви Спаса.
Преподобный Андрей Рублёв упокоился 29 января 1430 года во время морового поветрия (холера). Похоронили его рядом с колокольней Андроникова монастыря (Спасский собор).
В 1993 году на территории обители шли археологические раскопки. В их ходе археологи обнаружили престол собора и мощи неизвестного происхождения. Ряд исследователей их приписали Рублёву.
В настоящее время на этом месте расположен Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублёва.
Имя иконописца Андрея всегда почиталось среди верующих. Именно поэтому в 1988 году, в честь тысячелетнего юбилея крещения Руси, Русская православная церковь причислила его к лику святых. Рублёв стал первым в истории христианской церкви, который был ею канонизирован.
Учителем Андрея Рублёва был Феофан Грек
Летописи говорят о том, что Андрей Рублёв работал с такими мастерами, как Прохор-старец и Даниил Чёрный, который был его напарником в странствиях. Однако учитель Андрея Рублёва — Феофан Грек.
Именно от него иконописец получил навыки византийского письма и с его помощью познакомился с византийской изобразительной культурой.
Величайший византийский и древнерусский иконописец, мастер фресковых росписей и миниатюр Феофан грек родился в 1340 году и умер в 1410 году. Родился он в Византии. Именно поэтому он получил на Руси прозвище «Грек».
До приглашения на Русь он жил и работал в Константинополе и других византийских городах. Непосредственно перед прибытием он долгое время жил в Кафе. Это ныне крымская Феодосия. Историки утверждают, что на Русь он приехал вместе с митрополитом Киприаном.
Первоначально он поселился в Новгороде. Это произошло в 1370 году. Здесь он расписывал церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Феофан оказал огромное влияние на развитие всего искусства Великого Новгорода. Это касается как роспись фресок, так иконописи.
Дальнейшие сведения о деятельности Феофана Грека туманны. По некоторым данным, он продолжил свою работу в Нижнем Новгороде, а также посетил Коломну и Серпухов. В начале 1390 года он приехал в Москву. Здесь он расписывала храмы, частные дома, писал иконы и миниатюры для книг.
Видеоролик: Иконописная школа: Феофан Грек, Рублев, Дионисий. На 3.20 минуте автор говорит о том, что Андрей Рублёв, в отличие от Феофана Грека и других иконописцев пишет икону как молитву, как созерцание красоты Божьей.
Андрей Рублёв совместно с Феофаном Греком работал в 1405 году над росписью Благовещенского собора Московского Кремля.
К этому периоду его жизни относится знакомство с византийским иконописцем и обучение у него.
Искусствоведы указывают, что Феофан познакомил Андрея с византийской традицией в изобразительном искусстве. Работая с ним, преподобный отточил технику письма.
Это серьёзно отразилось на формировании стиля Рублёва, который стал приближаться к каноническому византийскому письму.
В дальнейшем преподобный работал самостоятельно или же с русскими мастерами в соавторстве. У него выработался собственный художественный стиль, впитавший в себя лучшие образцы византийского искусства, но не копировавший его.
Для него характерно спокойствие и умиротворенность. Кроме того, все работы Рублёва отличаются идеальной гармонией цвета, пропорции и красоты.
Многие работы, приписываемые Рублёву, ему не принадлежат
«Открытие» Андрея Рублёва произошло в 19 веке, когда начался рост русского национального самосознания в преддверии Первой мировой войны. При этом, так как сведений об иконописце сохранилось мало, многие работы, приписываемые ему, оказались поддельными или же не его авторства.
Связано это так же с тем, что рублёвские иконы русской православной церковью признавались эталонными и поэтому в больших количествах копировались. Особенно часто «под Рублёва» изображался Апостол Павел и Архангел Михаил.
Видеоролик: Левон Нерсесян об Андрее Рублеве. На первой минуте автор говорит о том, что единственной работой, которая стопроцентно принадлежит Андрею Рублёву, считается икона «Троица», так как о ней есть упоминания в рукописных источниках.
Искусствоведы установили, что на сегодняшний день иметься всего лишь семь произведений искусства, о которых достоверно известно, что их автором был Андрей Рублёв. Это как фрески, так и иконы. Ещё 15 работ спорны, но всё-таки по манере письма их относят к рублёвским.
Кроме того, существует множество различных копий и подражаний. В наше же время иконы-фото Андрея Рублёва часто продаются в качестве сувениров в культурных и религиозных центрах страны.
Искусствоведы же наиболее часто рассказывают об иконах «Троица», «Спас Нерукотворный», «Благовещение», «Богоматерь Владимирская», «Преображение Господне». Это образец «рублёвского стиля».
Многие современные иконописцы, возрождая традиции русской иконопись, утраченные в советский период, берут за образец именно эти работы преподобного Андрея.
В Москве работает музей Андрея Рублёва
Работы выдающегося древнерусского иконописца хранятся во многих музеях и частных коллекциях. Например, в Третьяковской галерее Рублёву посвящён целый зал.
Здесь выставлен знаменитый Спас Андрея Рублёва. Фото иконы помещены во многие учебники искусствоведческие сборники, а также научную литературу.
В Москве, на территории бывшего Спасо-Андроникова монастыря, с 1947 года работает Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Цель его деятельности — сохранение древнерусского культурного наследия. В первую очередь это сохранение древнерусских икон.
К сожалению, никаких материальных свидетельств, кроме его работ, о жизни Андрея Рублёва не сохранилось.
Именно поэтому современные молодые люди, желающие увидеть «фото иконописца», могут обратиться к иконе преподобного. Первые его иконы появились в 16 веке.
Дни почитания святого — 26 июня и 17 июля.
Списки с иконы преподобного хранятся в Троице-Сергиевой Лавре и Спасо-Адрониковом монастыре в Москве.
Также стоит отметить, что многие творческие люди посвятили образу Андрея Рублёва свои произведения. Например, Андрей Тарковский снял в 1966 году он нём одноимённый фильм, ставший шедевром мирового кинематографа.
Молитва преподобному Андрею Рублёву
В наше время святому молятся о раскрытии таланта и помощи в работе.
Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу:
помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю:
не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу,
ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися.
Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом,
сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый.
Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики,
с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща,
тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние,
да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся,
и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу:
Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем,
и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом,
ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение