Содержание
- 1 В день Крещения Господня все верующие вспоминают евангельское событие, когда Господь крестился в реке Иордан
- 2 Крещение Господне праздновали еще в то время, когда были живы сами апостолы Христа
- 3 Одна из икон Крещения была написана в 5 веке и представляет собой Равеннские мозаики
- 4 Самая первая иконам Крещения Господня была найдена в римских катакомбах в 3 веке
- 5 Иконе написан кондак, тропарь и величание, которые исполняются на божественной литургии
Крещение Господа Нашего Иисуса Христа — праздник, который отмечает Православная Церковь.
Дата — 19 января.
В день Крещения Господня все верующие вспоминают евангельское событие, когда Господь крестился в реке Иордан
В этот великий день верующие вспоминают Крещение Господа в реке Иордан. Крестил его пророк Иоанн Предтеча, которого еще называют Креститель.
Второе название праздника — Богоявление. На Иисуса Христа сошел Святой Дух в виде голубя и глас с неба назвал его Сыном.
Евангелист Лука писал об этом:
«Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!»
Именно этот момент и засвидетельствовал, что Иисус не только Сын человеческий, но и Сын Божий.
Крещение Господне — это один из двунадесятых праздников. Двунадесятые праздники — это такие, которые тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа.
Крещение Господне празднуется 19 января. Теперь разберем, какие же события тогда произошли, что послужили созданию иконы Крещения Господня.
После долгий странствий в пустыне Иоанн Креститель пришел на берег Иордана, в котором все иудеи совершали омовения. Здесь же он говорил всему народу о покаянии, о крещении, и оставлении грехов.
Народ верил пророчествам Иоанна Крестителя. И вот, однажды, к реке пришел сам Господь. На тот момент ему было 13 лет. Господь попросил Иоанна Крестителя окрестить Его.
Иоанн же сильно удивился и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Христос уверил его, что «надлежит нам исполнить всякую правду».
Как писал апостол Лука,
«во время крещения отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!»
Именно первое Крещение Господне стало первым явлением Христа всему народу Израиля. После последовали за учителем и другие ученики — апостолы Андрей, Петр, Филипп и Нафанаил.
После в Евангелии мы можем прочитать, что после своего Крещения, Господь ушел в пустыню, где постился сорок дней.
Он был искушен дьяволом, ничего не ел. Но смог преодолеть все испытания, что ждали Его на пути.
Крещение Господне праздновали еще в то время, когда были живы сами апостолы Христа
Крещение Господне стали праздновать еще, когда были живы сами апостолы. В самом начале Рождество и Крещение праздновали в один день, и называли его Богоявлением.
Но с 4 века Крещение стали отмечать как отдельный праздник. В самые первые на века на праздник Богоявления крестили новообращенных, тогда так называли оглашенных, тех людей, которые были не крещены.
После этот день стали называть днем Просвещения, праздником Светов, в знак того, что само Таинство Крещения очищает человека от всякого греха, тем самым просвещая Светом Христовым. Тогда людей освещали в водоемах.
Одна из икон Крещения была написана в 5 веке и представляет собой Равеннские мозаики
Также не стоит, не сказать о том, что существует икона Крещение Господне. Из самых ранних, изображение Крещения Господня представляет Равеннские мозаики 5 — 6 века.
В куполе Православного баптистерия Крещения имеет довольно сложную иконографию. На ней Спаситель представлен обнаженным, в бородой и опущенными вниз руками. Он стоит по пояс в воде Иордана, в сверху на него спускается Дух Святый в виде голубя.
Рядом стоит Иоанн Предтеча, левая рука его держит четырехконечный крест на высоком древке, а правая рука возливает из сосуда на главу Спасителя воду.
Чуть правее мы можем видеть некого бородатого старца, в руках которого покрывало и тростниковая ветвь.
Центральная же композиция представлена апостолами, первыми принявшими Крещение. В руках они несут короны, которые собираются вручить Господу.
Древние иконописные подлинники, которые составлены согласно византийским памятниках, дают описание Крещения более кратко.
«Спаситель наг…, правою рукою благословляет о бедре, а Предтеча крестит самого Христа. Три ангела наклонены к Христу, а Предтеча аки на колена преклонился…»
Так выглядит более древнее описание подлинника иконы Крещения Господня. На фото ниже можно в этом убедиться.
Поздние тексты дают более подробное описание:
«Господь наш Христос стоит в Иордане реце, наг, главу Свою преклонил к Предтече, рукою Своею благословляет Иордан.
С правой стороны гора празеленая (т.е. неяркого зеленого цвета); Предтеча на ней стоит возле Иордана, приклонился ко Господу; и прикоснувся Иоанн десницею своею к пречистому верху Господню, крести единаго от Святыя Троицы.
На Предтече риза от влас велбужих и пояс усмен о чреслех его, а риза мохнатая санкиро-дикая (коричнево-оливковая).
С другой стороны реки гора вохра с бел, аки песчана. Ангели стоят, поклонившись Господу.
Един ангел, держит ризу белую, риза на нем багряная, исподняя лазоревая; второй ангел держит ризу багряную, риза на нем киноварная, исподняя празеленая; третий ангел держит ризу лазоревую с белилы, а на нем риза празеленая, исподняя баканная с белилами».
Заметьте, на иконах нет Пресвятой Богородицы. Но о Ней напоминает та багряница, которую подносят Ангелы Господу, после того, как Он выходил из реки Иордан.
Если обратить внимание, то с течением времени, на иконе всегда присутствовало две основные фигуры — это Иоанн Креститель и Святая Троица.
Несмотря на то, что икон большое множество, они все же имеют общие детали. На одной из древней мозаики, Иисус изображен полностью в реке Иордан, что указывает на то, что Господь принимает на себя все грехи мира, каждого человека.
Как видим, согласно древней традиции, Господь изображен в наготе, что говорит о его уничижении. В Крещении Господь берет на себя наготу Адама, становясь можно сказать новым Адамом, при этом одевая все человечество в одежды нетления.
Самая первая иконам Крещения Господня была найдена в римских катакомбах в 3 веке
Самая первая икона появилась примерно в 3 веке и найдена была в римских катакомбах. Но до наших дней сохранилась только одна часть этой иконы, левая.
На первой иконе Иисус изображен совсем юношей, что честно говоря, очень странно. Но изображения 3 — 4 веков именно и говорят о том, что Господь изображен в виде Отрока.
Молодость на иконе говорит о том, что это вечность Божественного Спасителя.
Более современные иконы выглядят немного иначе. На них Господь изображен в возрасте 30 — 33 лет.
Равенская мозаика относится к 5 — 6 веку. Именно это изображение как бы продолжение древней традиции иконописи. Господь снова изображен совсем юношей, в обнаженном виде. Но более позднее художники стали изображать Христа в препоясании.
Русская икона Крещения написана мастером Михаилом в 17 веке. Икона находится в Государственном русском музее в Санкт-Петербурге.
Многим покажется странным, почему же она находится не в храме. На самом деле история ее печальна. На иконе есть некое нарушение, на ней изображен Бог — Отец.
Также есть икона и Андрея Рублева. Его икона обладает многими скрытыми смыслами. Спаситель находится в водах реки Иордан. Правая рука Иисуса согнута и указывает на место человека рядом с самим Богом.
Горы склоняются перед Иисусом, как бы повторяя поклон пророка Иоанна. Река направлена высоко вверх. А ущелье, символизирует Ад, в который спустился Спаситель, чтобы вывести оттуда Адама.
Эта икона — первое изображение Крещения Господня на Руси. До этого люди пользовались иконами Византии.
Иконе написан кондак, тропарь и величание, которые исполняются на божественной литургии
Иконе Крещения Господня написан кондак и тропарь, которые поются во время богослужения на празднике Крещения Господня.
Тропарь:
Перевод:
Кондак:
Перевод:
Величание:
Перевод:
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение