Содержание
- 1 Семья в христианстве — это «малая церковь»
- 2 В Священном Писании браку посвящена вторая глава Книги Бытия
- 3 Православная свадьба насчитывает шесть этапов
- 4 В православном браке жена и муж становятся одной плотью
- 5 Венчание — это сердце православной свадебной церемонии
- 6 Существуют дни, когда Таинство венчания не совершается
- 7 Венчанию на православной свадьбе предшествует обручение
- 8 Таинство венчания совершается перед аналоем
- 9 Вне церкви православная свадьба должна проходить целомудренно
В последнее время многие стали интересоваться: как правильно провести православную свадьбу? При этом такой вопрос задают даже люди, имеющие хорошее образование. Например, Михаил, преподаватель вуза из Новосибирска на православном сайте Татьянин день спрашивает:
Как должны православные люди праздновать свадьбу?
Это очень важный вопрос, так как православный брак — это таинство, в результате которого жених и невеста получают благословение и благодать Божию. Именно поэтому православный обряд бракосочетания разделён на 6 этапов, которые необходимо строго соблюсти.
Семья в христианстве — это «малая церковь»
В православной церкви церковный брак или венчание — это христианский супружеский союз мужчины и женщины, заключённый через священнодействие в религиозной общине. Этим он и отличается от гражданского брака, который заключается в государственном учреждении или ЗАГСе. В исторических церквях брак считается церковным таинством.
Согласно церковному учению в этом таинстве жених и невеста, которые соединяются любовью и взаимным согласием, получают благодать и благословение Бога. Они необходимы для взаимного согласия в супружеской жизни, благословенного рождения детей и воспитания их в христианской вере.
Конечная цель православного брака состоит в спасении всех членов семьи. Именно поэтому в христианстве семья называется «малой церковью».
В Священном Писании браку посвящена вторая глава Книги Бытия
Таинство брака относится к тому виду таинств, которые ведут своё начало от ветхозаветных времён. При этом согласно Быт. 2:18 цель брака состоит не только в деторождении, но ив духовно-телесном единстве и взаимопомощи. Отцы Церкви говорят о том, что заповедь «плодитесь и размножайтесь» относиться как к человеку, так и к другим живым существам.
В Священном Писании, а именно в Ветхом Завете вся вторая глава Книги Бытия посвящена браку. Согласно ей, смысл и цель брака — вечное и нераздельное единство по образу Лиц Святой Троицы.
Именно таким описывается в Библии райский брак Адама и Евы (Быт. 2:18).
Необходимо при этом отметить, что Священное Писание говорит о том, что единение двух полов — мужского и женского в одну плоть или же установление института брака, произошло ещё до грехопадения в Раю.
Именно поэтому ошибкой станет признавать тот факт, что брак установлен после грехопадения.
Раскрытие божественного замысла о браке происходит во время беседы Иисуса Христа с фарисеями.
Отношение же Русской Православной Церкви к браку выражено в «Основах социальной концепции», принятых в 2000 году.
Смотрите также статью Почему нельзя жениться в пост
Православная свадьба насчитывает шесть этапов
Православная свадьба включает в себя шесть этапов, при этом не все они связаны с венчанием. В каждом регионе имеются свои традиции свадебных гуляний, но следующие их пункты соблюдаются практически всегда:
- сватовство или же переговоры семей со стороны жениха и невесты;
- смотрины или же приезд родни невесты в дом будущего жениха для того, чтобы оценить его финансовые возможности;
- помолвка или же обручение;
- девичник или мальчишник, назначение которых состоит в прощании с холостяцкой жизнью;
- таинство венчания;
- свадебные гуляния.
В отличие от свадьбы неверующих, свадьба православных должна проходить скромно, без чрезмерного употребления спиртных напитков. Не приветствуется также, когда жених и невеста остаются до поздней ночи с гостями, участвуя в праздничном застолье.
Оптимально будет, если после первой части свадебной трапезы новобрачные покинут её. Подобным образом часто поступали в древности, ведь молодожёнам необходимо отдохнуть от утомительной брачной церемонии и побыть вдвоём уже как муж и жена.
В православном браке жена и муж становятся одной плотью
По мнению Христианской Церкви, муж и жена в браке навечно становятся одной плотью. Такое таинство единения может быть разрушено только грехом прелюбодеяния.
Именно поэтому супруги несут обоюдную ответственность за сохранность брачного союза. Иисус Христос об этом говорит так:
«… и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает»
Русская Православная Церковь выделяет три чина чионопоследования брака.
Русская Православная Церковь выделять три чина совершения чинопоследования брака:
- последование великого венчания. Он нём говорится в гл. 16 — 19 Большого Требника. Этот чин совершается, когда один из брачующихся вступает в брак в первый раз;
- последование о второбрачном. Описание чина находится в гл. 21 Большого требника и он исполняется, когда оба венчающихся вступают в повторный брак;
- последование церковного освящения союза супругов, проживших вместе много лет без церковного благословления.
Процедура венчания в Русской Православной Церкви постоянно совершенствовалась. В 1775 году Синод постановил совершать чинопоследование обручения и Венчания одновременно. Исключение из этого правила делалось только для лиц императорской фамилии.
С 1802 года на Венчании кроме жениха и невесты стали в обязательном порядке присутствовать свидетели, которые подтверждали своими подписями в метрической книге храма свершившийся акт Браковенчания.
Венчание — это сердце православной свадебной церемонии
Таинство венчания — это сердце православной свадебной церемонии. Жениху и невесте необходимо всегда помнить о том, что это церковное таинство и поэтому к нему необходимо относиться подобающим образом.
Кроме того, также необходимо знать, что в России понятие церковного брака в законодательстве отсутствует. Поэтому в любом случае придётся для государства молодым свои отношения оформлять в ЗАГСе.
Кроме того, существуют церковно-канонические препятствия для заключения брака. Именно поэтому не всякий брак, зарегистрированный в ЗАГСе, Церковь освятит. РПЦ считает гражданский брак лишённым благодати, но фактически признаёт его и не считает незаконным блудным сожительством.
Священник в любом случае потребует от брачующихся свидетельство из ЗАГСа, так как проверять совершеннолетие, психическое и физическое здоровье жениха и невесты, добровольность их вступления в брак — это обязанность государства.
Православной Церковью четко определены причины, по которым Таинство Венчания совершаться не может. Они следующие:
- Не допускается вступление в Брак более трех раз.
- Запрещается вступать в Брак лицам, находящимся в близких степенях родства, вплоть до четвертой степени (то есть с троюродным братом или сестрой).
- Церковный Брак невозможен, если один из брачующихся (или оба) объявляют себя атеистами и желают венчаться, руководствуясь посторонними мотивами.
- Не венчают пару, если хотя бы один из будущих супругов не крещен и не готов принять Крещения перед Венчанием.
- Не венчают Брак, если один из брачующихся фактически состоит в браке с другим лицом. Если этот брак — гражданский, то он должен быть расторгнут в установленном государственным законом порядке. Если церковный, то необходимо разрешение архиерея на его расторжение и благословение на вступление в новый Брак.
- Препятствием к совершению Браковенчания является духовное родство между кумовьями, крестившими одного ребенка и между крестными родителями и крестниками.
- Не венчается Брак, если хотя бы один из брачующихся исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм). Но совершенный по католическому или протестантскому обряду, а также нехристианский брак, в случае, если даже только один из супругов присоединился к Православной Церкви, может считаться по их желанию в силе. При переходе в христианство обоих супругов, брак которых заключен был по нехристианскому обряду, совершать Венчание не обязательно, так как их супружество освящено благодатью Крещения.
- Нельзя венчать принявших монашеские обеты, а также священников и дьяконов после их рукоположения.
Совершеннолетие, психическое и физическое здоровье жениха и невесты, добровольность их вступления в брак являются обязательными для регистрации гражданского брака условиями. Поэтому Церковь не принимает участия в выяснении этих обстоятельств, но требует от приходящих к Таинству Венчания свидетельство о государственной регистрации брака.
Отсутствие родительского благословения на Венчание (особенно, когда они являются атеистами) в случае совершеннолетия жениха и невесты не может воспрепятствовать Венчанию.
Церковными канонами установлены запреты на венчание в некоторых случаях. Проверка соответствие требованиям церковных канонов возложено на светские власти. Если раньше специальное удостоверение на заключение брака выдавал волостной писарь, то в наше время необходимо предоставить свидетельство из ЗАГСа.
В случае отказа священника венчать, молодые могут пойти ЗАГС, но такой брак Церковь не освятит. При этом в принципе православные могут венчаться до трёх раз, но уже второй брак — это повод задуматься.
Дело в том, что если у вас не получается жизнь в браке, значит вы к ней ещё не готовы и лучше подождать, чем разрывать и заключать снова брачный союз освящённый Божией Благодатью.
Существуют дни, когда Таинство венчания не совершается
В Православной церкви существуют дни, когда Таинство Венчания не совершается. Соответственно, православная свадьба не может состояться.
- в течение всех четырех многодневных постов;
- во время Сырной седмицы (масленицы);
- на Светлой (Пасхальной) Седмице;
- в период Святок: от Рождества Христова (7 января по н.ст.) до Крещения Господня (19 января по н.ст.);
- накануне двунадесятых и великих праздников;
- накануне постных дней — среды и пятницы, а также по субботам в течение всего года;
- накануне и в день праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи (10 и 11 сентября по н.ст.);
- накануне и в день праздника Воздвижения Креста Господня (26 и 27 сентября по н.ст.);
- накануне престольных праздников того храма, в котором планируют совершить Таинство.
Венчаться православный может только в православном храме, а само Таинство может совершать только законно поставленный «белый» священник.
Исключение из этих правил может быть сделано только по благословению правящего архиерея, и то при наличии чрезвычайных обстоятельств. При этом необходимо также помнить, что Таинство Венчания может совершать только законно поставленный «белый» священник.
Во многих храмах существует предварительная запись, и проблему с ней надо решить заранее. Если есть желание, чтобы венчал конкретный священник, необходимо обговорить этот вопрос с ним, иначе Таинство будет совершать тот священник, «череда» которого выпадет в этот день
Венчанию на православной свадьбе предшествует обручение
К венчанию будущие супруги должны подготовиться. В первую очередь это касается совместного поста, покаяния, молитв и причащения. К подготовке к венчанию относятся и бытовые моменты. Это подбор удобной обуви, выяснение вопросов фото- и видеосъёмки, наличия нательных крестиков.
Необходимо также помнить о том, что шаферы не участвуют в Таинстве Венчания. Присутствие их на нём — это дань традиции. Кроме того, шаферы должны держать венцы над новобрачными не потому, что это требование церковных канонов, а для того, чтобы не помять им причёску. В любом случае желательно, чтобы они относились к православным.
Брачующиеся должны знать, что говорит священник для того, чтобы понимать, как поступать в том или ином случае. Сам же обряд венчания начинается с обручения. Для этого молодые после окончания богослужения в храме становиться в его притворе лицом к алтарю: жених справа, невеста слева.
Во время Литургии кольца, которыми брачующиеся должны обменяться, находятся на престоле в алтаре храма вблизи друг друга. Затем, когда начинается венчание, диакон, на специальном подносе выносит их за священником.
Во время обручения священник походит к новобрачным и трижды благословляет их зажженными свечами. Если для жениха и невесты это первый брак, свечи вручаются им. На этом обручение завершается.
Таинство венчания совершается перед аналоем
В саму церемонию венчания входит: обручение, само венчание, разрешение венцов и молебен. При этом в настоящее время между таинствами обручения и венчания временной промежуток отсутствует. Именно поэтому они сливаются в одну церемонию, продолжая друг друга.
Во время венчания жениха и невесты проводится церемония обмена золотыми кольцами. Обмен необходимо выполнить трижды. Золотое кольцо — это символ вечности непрерывности и вечности брачного союза, так как у кольца нет начала и конца.
Кроме того, его блеск означает небесный свет, освещающий брак с момента его заключения и до смерти одного из супругов.
Слова священника на свадьбе имеют сакральное значение. Так тайносовершительное значение в чинопоследовании имеет следующая речь священника:
«Господи Боже наш, славою и честию венчай я»
Полный текст содержится в Чинопоследовании венчания.
Таким образом, а также путём положения венцов на головы венчающихся прославляется Царь творения. При этом согласно христианской традиции семья — это малая церковь.
Брачные венцы — это символ жизни вечной. Кроме того, они означают, что после венчания новобрачные становятся друг для друга царём и царицей. При этом они дают друг другу перед Богом обещание соблюдать целомудрие супружества.
Если у одного из супругов не хватит сил соблюдать его, и он нарушит свой обет, он тем самым разрушит малую церковь и совершит большой грех.
Вне церкви православная свадьба должна проходить целомудренно
После того как священник совершит таинство венчания, большинство молодоженов и гостей свадьбы отправляются за праздничный стол. Православные при этом должны вести себя за ним скромно и целомудренно. Не стоит распивать в больших количествах спиртные напитки, устраивать драки и т.д.
В наше время можно обратиться к приходскому священнику или же в агентство, специализирующемуся на организации праздников. Они подскажут, как можно провести православную свадьбу по всем церковным канононам, а также занять её гостей.
Кроме того, некоторые ЗАГСы организуют проведение православных свадеб по предварительной договорённости с Русской Православной Церковью.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение