Содержание
- 1 Бог — это могущественное существо, а представления о Нём у всех культур отличаются
- 2 Даже если в традиции почитают бесчисленное множество божеств, обычно почитают и самого главного Бога
- 3 Многие имена и эпитеты Бога происходят от слов, выражающих Его благие свойства
- 4 Мы не знаем, как выглядит Бог, и скорее всего, Он не имеет облика
- 5 Православие не считает, что Бог когда-либо родился, а гностики считали, что Творец мира когда-то сотворён, но он — не Господь
- 6 Бога часто отождествляют с абсолютом, а Его свойства: вечность, знание, счастье
- 7 В христианском представлении, Бог — это любовь, а ещё — Троица: Отец, Сын и Святой Дух
- 8 Два пути познания Бога: отрицание и абсолютизация
- 9 Сестра Бога Амара (Тьма) — это выдуманный персонаж из сериала «Сверхъестественное»
Кто такой Бог? Вроде бы вопрос простой, но ответ на него далеко не очевиден. Увы, среди христиан есть даже такие, кто может сказал, мол, Бог — это Иисус Христос, и точка. Но христианское богословие намного сложнее.
И в любом случае одно лишь имя — ещё не ответ. Нам ведь интереснее, что такое Бог: что за существо, как выглядит, когда появилось и пр.
Бог — это могущественное существо, а представления о Нём у всех культур отличаются
Бог есть во всех культурах. Кажется, что это универсальный образ. Когда мы говорим про Бога, то подразумеваем некое очень могущественное существо. Оно повелевает нашим миром, а все праведные создания Ему подчиняются.
Но это очень поверхностное представление о Боге. В действительности понимание Бога часто зависит от того, что именно мы считаем самым главным в культуре. Здесь уместны примеры:
Бог у древних египтян — это самое чистое существо. Материальный мир не безупречен. И каждому человеку предстоит пройти стадии очищения, чтобы стать богоподобным.
Бог в древней Месопотамии — это самое главное существо. Тут во главе всего именно иерархический подход. Важны не свойства Бога, а его руководящее положение над миром.
Бог в древнем Китае — это самый старый предок. Что есть Бог, как не отец всего нашего мира? Это родитель каждого живого существа. Культ предков и история рода очень важны для китайцев. Ну а самый старый предок — это Бог.
Бог в индуизме — самое совершенное существо. Бог превосходит весь мир по качествам. Любые наши достоинства — лишь отражение Его естественных качеств: гармония, любовь, красота, сила. Человеку или духу ни в чём не превзойти Бога.
В христианстве все эти качества можно приложить к Богу. Он — Отец мира, самое главное и могущественное существо. Вопрос лишь в том, на чём делать акцент. Разные авторы делают это по-своему. Можно сказать, что люди находят в Боге то, в чём больше всего нуждаются.
Даже если в традиции почитают бесчисленное множество божеств, обычно почитают и самого главного Бога
Многобожие — это форма религиозного мировоззрения, в которой есть больше, чем одно божество. Об этих взглядах ходит немало заблуждений. Сразу предостережём от них:
Язычество — это не политеизм. Политеизм — это значит, что богов много. А язычество — это религия, свойственная определённому этносу. Мы знаем религии индусов, эскимосов, греков, древних египтян. Именно возможность отождествления с конкретным этносом позволяет нам использовать ярлык «язычество».
Боги в политеизме чаще всего — персонификации сил главного Бога. Мы привыкли считать, будто Ра, Осирис и др. — это разные существа. Но египтяне видели их не как самостоятельные сущности. Религовед Андрей Борисович Зубов лекции рассказывает, что древние египтяне были монотеистами:
«Идея единого Бога подчеркивается и подчеркивается. В лейденском папирусе мы читаем: «Всех богов три: Амон, Ра и Птах. И нет среди них второго. Сокрытый, зовут Его в имени его Амон, он Ра ликом, а телом своим он — Птах». Телом поднимающаяся земля, все творение земное — это Птах, в том смысле, что он создатель, поэтому это его тело. Ликом Ра, — ведь солнце светит. А незримое иное — это скрытый Амон».
То же самое касается и других культур. Сколько существует богов, в них не всегда очевидно. Древняя арийская культура, создавшая веды, тоже рассматривала богов, как силы единого высшего существа. Пожалуй, проще перечислить культуры, где единого Бога нет. Самые яркие примеры — религии древней Греции и древней Скандинавии.
Впрочем, и тут можно строить догадки. Особенно, на счёт веры викингов. У нас мало материалов на эту тему. Если бы человек без письменных источников зашёл в наш храм, то рассудил бы, что святые на иконах в православии — это боги: один лечит, другой защищает, третий спасает и т.д.
Некоторые традиции умалчивают о Боге. Вопреки заблуждениям, буддизм не отрицает реальность Бога. Он просто призывает не касаться этой темой, а сосредоточиться на благочестивой жизни. Ряд шаманских (или просто магических) традиций подразумевает, что Бог есть, но Он где-то далеко, никак не связан с этим миром. Поэтому о Нём мало говорят.
Как бы то ни было, Священное Писание не утверждает того, что Бог один. Акцент там всегда на другом — что Он самый главный и достойный почитания. «Бог над богами», как сообщает Библия.
Многие имена и эпитеты Бога происходят от слов, выражающих Его благие свойства
Очень интересен вопрос о том, как зовут Бога. Мы использует слова «Господь», «Бог», но ведь это функция, а не имя. Всё верно: Бог — это слово, которое этимологически восходит к значению «одаряющий благом». «Господь» родственно слову «господин». А имени что, вообще нет?
Как сказать. Еврейская традиция сохранила для нас ещё несколько имён, но все они тоже оказываются не именем.
Яхве — популярное в еврейских памятник обращение и самоназвания Господа. В действительности — дополненная гласными аббревиатура выражения «Я есть Сущий» (если дословно, то «Я есть тот, кто Я есть»).
Иегова — неправильно прочитанная аббревиатура Яхве.
Саваоф — титул «Господь воинств».
Адонай — происхождение слова давно установлено: от «господин».
Элохим — множественное от «Эль». Эль — собственное имя главного Бога в Месопотамии. Также «эль» — это слово, которое можно перевести как «бог», любой. В Ветхом Завете «элохим» иногда подразумевает тех, кого мы называем ангелами, а иногда обозначает Единого Бога.
Всё это не имена. Но и у других монотеистических культурах имя Бога имеет перевод, так что христианство тут не в меньшинстве.
Мы не знаем, как выглядит Бог, и скорее всего, Он не имеет облика
Господь Бог сотворил человека по образу и подобию своему. Для многих верующих это указание, будто Бог похож на людей внешне. Вообще первые книги Бытия довольно приземлёно описывают внешность Бога: есть руки, физическое тело. Собственно, Бог бродит по эдемскому саду, который лично же и посадил.
Но всё это справедливо считать фигуральным языком. Богословы также указывали на то, что образ и подобие Бога — это указание на духовную природу, а не материальную. Ведь Священное Писание не отрицает, что животные и растения тоже могли быть сотворены по Его образу и подобию?
Это область догадок. Для нас важнее, что об облике Бога ничего не сказано конкретно. Есть лишь символы и поэтические описания пророков. Наверняка, Господь не ограничен каким-либо телом.
По крайней мере, Священное Писание явно не указывает на одну внешность: то Бог ростом с человека (битва и патриархом Израилем), то около 20 метров (видение Моисея), то восседает среди звёзд в космосе.
Православие не считает, что Бог когда-либо родился, а гностики считали, что Творец мира когда-то сотворён, но он — не Господь
Христианские представления о Боге выводят Его за грань законов нашего мира. Времени там нет, как нет смерти и рождения. Когда и где родился Бог? Никогда и нигде. Он вечен.
Впрочем, надо упомянуть, что гностики (тоже, кстати, христиане, хотя и признаны еретиками) полагали, будто наш мир сотворил на Бог, а Демиург. Отделение Всевышнего от Демиурга не ново. В том же индуизме был бог Брахма, который подчинялся высшим силам.
Однако гностики пошли дальше. Они полагали, что Демиург — это зло, поскольку это существо не наделено полнотой знания. «Окружающий вас мир полон страданий, — могли бы сказать гностики. — Его несовершенство указывает на то, что Создатель нас намеренно мучает».
А главный Бог, который символизировал добро и знания, оставался где-то за постижимым миром. Он никогда не появлялся и не исчезал. Просто оставался вечным. Это интересно для истории христианства, хотя и не отвечает православному мировоззрению
Бога часто отождествляют с абсолютом, а Его свойства: вечность, знание, счастье
Многие мыслители отождествляли Бога и абсолют. Если Бог создал мир тогда, когда не было ничего кроме Бога, значит, должен был создать этот мир из самого Себя.
Не все согласны с такой идеей. Мы очень приземлено смотрим на духовные вещи. Какой материал в потустороннем мире? И нужен ли вообще? Следует ли ограничивать Бога законами нашей реальности?
Сотворил ли Бог мир из Самого Себя, человеку неизвестно
Восточные традиции очень ёмко охарактеризовали свойства Бога:
- вечность — Он был, есть и будет;
- знание — Ему ведомо всё;
- счастье — Он пребывает в блаженстве.
В православии мы наблюдаем ту же мысль, но менее чёткую. Разные авторы противоречат друг другу. Что такое свойства? То, что свойственно. Для одних авторов свойство — это вечность, для других — то, что Бог является Троицей.
И всё же, если ориентироваться на восточную модель, можно привести следующий перечень свойств Всевышнего:
- всеблагость;
- неизменяемость;
- вездесущность (беспредельность);
- всеправедность;
- всеблаженство;
- всемогущество;
- вечность;
- всезнание;
- духовность.
При желании это можно свести всё к той же формуле, либо, наоборот, углубить и развить каждое из качеств в целую тему.
В христианском представлении, Бог — это любовь, а ещё — Троица: Отец, Сын и Святой Дух
Православие учит, что Бог — это Троица:
Бог-Отец. Ветхозаветный Бог, Создатель, Тот самый, кого евреи называли Яхве
Бог-Сын. Иисус Христос. Он одновременно и Бог и человек. Эти две природы совмещены неразрывно. Помимо представления о Боге, есть и другие взгляды на личность Христа. Его считают простым человеком, пророком, архангелом Михаилом, вымышленным персонажем, астрономическим телом и пр. Обо всех эти версиях интересно почитать, но такой формулировки нет, но смысл тот же. Так что в сущности мы говорим об одном и том же Боге, хотя называем по-разному и выделяем обычно тот аспект Всевышнего, который более понятен нашей культуре.православная традиция предостерегает от того, чтобы серьёзно относиться к таким утверждениям. Христианину полагается опираться на версию Писания и Предания.
Святой Дух. Наиболее удачное определение — это энергия Бога, связанная с ним неразрывно. Это как свет для Солнца. Это его качество. А вот о том, может ли Бог-Сын быть источником Святого Духа разные христианские конфессии спорят. Но это уже вопрос второстепенный.
Концепция Троицы возникла через пару столетий после Рождества Христова. В самой Библии есть отдельные эпизоды, которые можно трактовать как указания на Троицу, но с большой натяжкой.
Некоторые люди проводят параллель между Троицей и индуистским Тримурти. Профессор А.И. Осипов предостерегает от этого, говоря, что идея Тримурти возникла позднее христианской Троицы.
Но Алексей Ильич при этом не учёл, что в долине Инд существовали и другие сдвоенные и строенные божества ещё задолго до Троицы. И всё же кроме идеи того, что три — это одновременно и одно целое и три автономных сущности, у них мало общего.
Так кто Бог у христиан? Бог-Отец или Иисус Христос? Все в совокупности и каждый отдельно. Но обычно под словом «Бог» мы понимаем первого, а в случае Христа называем имя или эпитеты.
Два пути познания Бога: отрицание и абсолютизация
Религия не ставит перед собой главной целью познать Бога. Христианство даже не знает точно, познаваем ли Он. Религия — это комплекс методов для сближения человека с Богом путём любви, служения и дружбы.
Но кроме этого есть два подхода к Его пониманию:
Апофатический — мы всё отрицаем: Бог — не стол, Бог — не день, Бог — не человек. Бог непознаваем, Он где-то за пределами. Отбросив всё, мы получим какое-никакое представление об этом.
Катафатический — Бог проявляется в разных вещах. Добро, любовь, красота — всё это божественное. Через эти качества можно приблизиться к Богу. Об этом принципе пишет апостол Павел:
«Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны».
Сестра Бога Амара (Тьма) — это выдуманный персонаж из сериала «Сверхъестественное»
Увы, очень много заблуждений порождает массовая культура. Вот и ещё одно: человек, ища информацию о Боге в интернете, может наткнуться на подсказку в поисковике «тьма сестра Бога» и т.п. Откуда это? Искать тут религиозные корни нет смысла.
Просто создатели сериал «Сверхъестественное» выдумали этого персонажа. В этом сериале вообще очень много вольностей с разными городскими легендами, мифами и религиями. Относится к этому серьёзно не стоит.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение