Содержание
- 1 Буддизм — это религия без Бога, в отличие от христианства
- 2 Будда — это не бог и даже не конкретная личность
- 3 Самый известный Будда — Сиддхартха Гаутама
- 4 Буддизм не похож на христианство внешне, но близок по содержанию, однако религии по-разному себя позиционируют
- 5 Вегетарианство буддистов и христиан имеет разные мотивы
- 6 Чтобы стать буддистом, достаточно разделять это мировоззрение и практиковать
- 7 Среди православных встречается разное отношение к буддизму
- 8 Модно искать истоки христианства в буддизме, но на это нет оснований
Много ли общего могут иметь буддизм и православие? Удивительно, что разные люди отвечают на эти вопросы совершенно противоположные вещи.
Радикально настроенные православные христиане убеждены, что все другие религии, включая буддизм, от дьявола, ну а те, кому восточные традиции симпатичны, убеждают всех, что буддизм и христианство — это вообще одно и то же, если присмотреться.
Буддизм — это религия без Бога, в отличие от христианства
О православии мы знаем и говорим достаточно, а вот с буддизмом познакомимся поближе. Первое, что нужно сказать: буддизм — это не религия, а образ жизни.
Отличительная черта религиозных традиций — наличие объекта поклонения. Обычно это Бог. В христианстве — Бог-Отец, у мусульман — Аллах, в зороастризме Ахурамазда и т.д. Но только не в буддизме!
Буддизм не утверждает, что Бога нет. Он просто вообще не затрагивает этот вопрос. Это учение направлено на развитие человека, на его отношение к самому себе и окружающему миру.
Это набор нравственных, духовных и местами эзотерических правил, но никак не религиозных догм. Буддизм — это практика, а не набор теорий. Потому популярны следующие утверждения:
- буддизм — это образ жизни, а не религия;
- буддизм — это атеистическая религия.
Всё это верно и неверно одновременно. Правильно можно сказать следующее: буддизм — это буддизм. Его не с чем сравнить, ему не дать определения в рамках христианских богословских терминов.
Будда — это не бог и даже не конкретная личность
Люди, которые далеки от буддизма, часто задают уточняющий вопрос: «А разве Будда — это не бог?». Нет, Будда — это лишь уровень развития живого существа. Буддийское учение рассказывает о том, что все мы имеем незримую для нас духовную природу.
Но её реально ощутить при жизни. Можно сказать, что все люди находятся в материальном сне: они привязаны к привычкам, вещам, эмоциям. Всё это управляет человеком. Подобно этому и спящий не способен понять во сне, что его преследователь — лишь порождение подсознания, а не реальная угроза.
Будда — это тот, кто проснулся сознанием в мире материи и вспомнил свою истинную духовную природу. Физический мир для него больше не единственный, не страшный, не угрожающий, а лишь грёза, временная форма, в которую ненадолго заглянула вечная душа.
Соответственно, нет ничего значимого, страшного, смертельного и окончательного.
Будда освобождён от иллюзий. И каждый человек может стать Буддой. Если продолжить сравнение буддизма и христианства, то Будда — это этакий святой в буддизме, но, конечно, совсем другой, буддийский.
Самый известный Будда — Сиддхартха Гаутама
Когда мы говорим про Будду, то с наибольшей вероятностью подразумеваем человека по имени Сиддхартха Гаутама. Для буддизма это фигура ключевая, такая же, как Иисус Христос для христианства.
Он родился в семье раджи небольшого индийского княжества в 563 или 623 году до нашей эры. Это был период упадка ведийского индуизма, ступор из которого требовался выход. По преданию, Сиддхартха Гаутама мог стать либо великим царём, либо святым.
Отец избрал для сына первый вариант, заключил отрока во дворце и следил, чтобы того всю жизнь окружала только положительная информация, роскошь и комфорт.
Но судьба распорядилась иначе — сын раджи попал на улицу, где увидел четыре зрелища:
- нищего старика;
- больного человека;
- разлагающийся труп;
- отшельника.
Сиддхартха Гаутама ощутил потрясение, ведь увиденное перевернуло его представления о мире вверх дном. Он бросил всё, ушёл из дому и предался аскетической практике. Много лет он провёл в суровом аскетизме, от которого едва не умер, но не остался удовлетворён этими поисками.
Ни в них, ни в роскоши не было истины. Так появилась идея срединного пути: жить без крайностей.
Затем Сиддхартха Гаутама сел под дерево, где медитировал 3 дня (или 49) и, наконец, в возрасте 35 лет стал Буддой, то есть достиг просветления.
Он не был первым Буддой в истории, но стал основателем буддизма. У Сиддхартха Гаутамы появилось множество учеников, которые сохранили до наших дней те знания, которыми делился их учитель — тому, что он испробовал сам,
Буддизм не похож на христианство внешне, но близок по содержанию, однако религии по-разному себя позиционируют
В буддизме много точек соприкосновения с христианством. Вот несколько:
Истина внутри человека. Буддисты верят, что в человеке сокрыта абсолютная истина, божественная природа. Если очистить себя от всего лишнего, то ты её познаешь. О подобном в православии говорит Иерей Стивен (Фриман):
«В традиционном христианстве есть учение о Христе внутри нас, и оно является основополагающим для православного образа жизни.
Нам следует понимать наши отношения с Богом не как взаимодействие двух отдельных личностей, где одна — это мы, а другая — Бог.
Наше единство с Богом, рожденное внутри нас таинством святого крещения, намного важнее».
Творить чудеса — дурной тон. Буддисты не считают, что устраивать показуху и фокусы — это правильно для представителей религиозной традиции.
Православие так же считает, что в религии важно её духовное содержание, а чудеса — это дешёвая попытка заманить неискреннюю аудиторию.
Превознесение любви. Любовь — это основополагающая энергия в мире. Она должна воцариться между всеми живыми существами. Православные согласны с этой идеей, более того, с христианской точки зрения, о Боге и любви можно говорить, как о синонимах.
Сострадание — мотив религиозной деятельности. Просветлённая душа в буддизме может по своей воле вернуться из высшего мира в наш, чтобы из сострадания помочь другим избавиться от страдания. Это называется Бодхисаттва. В христианстве такую роль играет Христос и, возможно, Илия.
Не стоит привязываться к материальным вещам. Если ты что-то очень хочешь иметь, то утрата этого причинит тебе страдание. Поэтому спокойнее не иметь ничего. Подобные мысли есть и в христианстве, когда Иисус призывает не служить мамоне или оставить всё и следовать за Ним.
Но и отличий много:
- Буддисты никогда не проповедовали и не вели религиозные войны. С их точки зрения, нет никакой разницы, какой религии следуют люди. Буддизм не нуждается в рекламе. Как мы знаем из истории христианства, миссионерскую деятельность многие века считали одной из важнейших для Церкви, а религиозные войны с мусульманами — это долгий этап нашей истории.
- Вера в карму и перерождение душ. Каждое действие привлекает в жизнь человека последствия. И этот процесс растягивается на миллионы воплощений, когда приходится отрабатывать свои былые поступки. Православие проповедует идею единственной жизни, хотя в Библии есть ряд единичных эпизодов, когда кто-то воплощается на земле дважды.
- Буддизм гибок. Христианство бережёт каноны. Буддизм же способен меняется и делает это охотно. Далай-Лама XIV объявил, что согласен реформировать учение буддизма в согласии с научной точкой зрения и современными открытиями.
Вегетарианство буддистов и христиан имеет разные мотивы
Далеко не все буддисты вегетарианцы. Но всё же эта идея преобладает в этой традиции. Человек, который поедает живое существо, — это убийца, либо соучастник (заказчик) этого убийства.
Буддизм же избрал себе добродетельный путь — не причинять страданий ничему живому. Соответственно, всякое живое существо, которое имеет нервы и может испытывать боль, дорожить жизнью и т.д., нельзя обижать.
Такова функция человека, потому что он способен себя ограничить. Само собой, никто не говорит, что подобный принцип должен соблюдать хищный зверь вроде тигра. Но ведь тигры и не бывают буддистами, верно?
Хотя есть представление о том, что рядом со святым животные облагораживаются и перестают быть хищниками.
Кстати, о тиграх. Однажды Будда Махасаттва наткнулся на истощённую тигрицу с тигрятами. Он посочувствовал им и, чтобы помочь несчастным, пожертвовал собой: прыгнул со скалы и разбился, дав семье тигров нужное для жизни мясо. Таков уровень благодетели у буддистов по отношению к миру.
В православии сложнее. Монахи мясо не едят, но едят рыбу. Ряд христианских святых никого не убивали из животных и не ели, но они существуют в качестве исключения. Библия показывает нам, что прежде в мире никого не убивали даже хищные животные.
Это нормальное, здоровое состояние нашего мира. Так что идея такая есть, но она на периферии, а вегетарианство православных — это больше дань традиции и самоограничение, чем акт сострадания.
Чтобы стать буддистом, достаточно разделять это мировоззрение и практиковать
А как стать буддистом, если ты христианин или иудей? Разницы, кем был человек прежде, нет никакой. Не нужно проходить ни через какой ритуал вроде крещения или обращения. Достаточно хорошо узнать буддийское мировоззрение и начать делать элементарные практики: медитацию и чтение мантры.
Очень полезно найти себе группу единомышленников, какой-нибудь буддийский храм, где можно будет общаться и делиться опытом.
Направлений в буддизме очень много, все отличаются в деталях. Поэтому в них могут быть свои ритуалы посвящения и требования. Но в целом стать буддистом легко — просто взять и начать жить, как буддист: по срединному пути, любя и сострадая, не причиняя боль ничему живому и практикуя.
Среди православных встречается разное отношение к буддизму
Православие не имеет единого мнения на счёт буддизма. Всё сильно зависит от позиции конкретного священника, к которому обратились с вопросом. Кто-то тактично проанализирует сходства и различия буддизма и христианства, а потом скажет, что все религии имеют право на жизнь.
Другой же воспримет такой вопрос как личное оскорбление. Многих представителей православной церкви раздражает, что буддисты не верят в Бога Творца, что не признают веру в ад и рай после смерти, что считают человека существом божественной природы.
Но, как единая традиция, само православие о буддизме ничего не говорит. Порицания в Библии удостоилась лишь ханаанская религия за то, что там приносили человеческие жертвы.
Пример частного мнения православного о буддизме можно увидеть в высказывании священномученика Александра (Миропольского):
«Буддизм можно признать одной из высших естественных языческих религий в силу её стремлений познать существо своего духа, при уничтожении плотских страстей и неотразимых впечатлений греховного мира.
Борьба Будды и умерщвление плоти привели его к результатам для него же самого неожиданным: через углубление в себя он будто познал существо и свойство духа в том виде, в каком он вложен в его естественную природу Самим Творцом.
То есть, он увидел свойства жизни высшего бытия, силу любви ко всему и сочувствия в страдании…
Только это самосозерцание погубило Будду, ибо, рассматривая себя и дух свой, он отвратил взор свой от Создателя и Бога, а затем лишился всякого представления о Нём».
Но при этом святой считал, что такой путь уводит от Христа.
А вот на видео ниже Митрополит Волоколамский Иларион тепло отзывается о буддизме:
Отношение православия к буддизму
В целом отношения православия к буддизму не имеет оснований быть конфликтным, ведь характерное отличие буддизма — безразличие к религиозным спорам.
Буддизм — это закрытый, самодостаточным мир, который не пытается мешать другим людям верить в то, в что им хочется.
Модно искать истоки христианства в буддизме, но на это нет оснований
Многие энтузиасты ищут корни христианства в буддизме. Иисусова молитва — это у них мантра, Иисус до 30 лет жил и учился в Тибете, да и вообще все Его способности как у типичного йога.
Никакие их подобных утверждений не имеют в своей основе фактов. Схожесть практик логична, ибо вообще религиозные системы в той или иной степени не могут не перекликаться друг с другом.
Что же касается истории о посещении Христом Индии и Тибета, то источника у неё два:
- Слухи о «Тибетском Евангелии», которые давно разбиты контраргументами.
- Бхавишья Пурана, в которую в конце XX века дописали персонажа, похожего на Иисуса Христа, а до тех пор его тем не было.
Так что параллели, конечно, есть, но в них много искусственного. Идея о том, что все религии от Бога, имеет право на жизнь. Но она вовсе не означает, что христианство должно быть наследником буддизма.
Мы знаем, что восточные учения в некоторой степени повлияли на традицию гностиков, но та так и не достигла влиятельного положения в христианском мире.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение