Содержание
- 1 Истоки христианских богослужебных уставов находятся в иудаизме
- 2 «Любовь к песнопению родила монастыри». Первые уставы появляются в IV в. для регламентации жизни монахов
- 3 В VI в. появляется Иерусалимский устав — основной церковный устав православной церкви
- 4 С IX по XI в. основным богослужебным уставом был Студийский
- 5 Параллельно уставам для монахов существовали уставы для мирян
- 6 Полный устав богослужения зафиксировал на письме в XI в. Никон Черногорец
- 7 Типикон состоит из двух разделов
- 8 В России богослужение ведется по Иерусалимскому уставу
Богослужения – важная часть любой религии. Во время богослужения люди должны ощущать, что во время службы они общаются с Богом. А богослужения должны быть унифицированы, чтобы любой священник мог проводить службу, и чтобы миряне могли свободно придти в любой храм. Также необходимо привести к единому знаменателю и церковную жизнь. Церковь должна быть единой и все ее члены должны жить по единым правилам.
«И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, – знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах».
Повесть временных лет
Для этой цели стали создавать богослужебные уставы, или, по-гречески, типиконы.
Истоки христианских богослужебных уставов находятся в иудаизме
Первые христианские общины были частью иудейской религии.. Закон, который пришел исполнить Христос, Бог дал иудеям. Поэтому ранние христианские богослужения были практически идентичны богослужениям иудейским.
Иудейское богослужение делилось на храмовое и синагогальное. Во время богослужения сначала читали псалмы, потом — молитву, которая прославляла величие Божие. Затем читали Закон и Пророков. Заканчивалась служба благословлением.
Сам Христос начинал проповедовать именно в синагогах. Всюду Он говорит об исполнении Закона и обличает тех, кто его нарушает.
Но вместе с тем Он возвестил Новый Завет. Он дал молитву Господню, которую следует читать и дал самое главное — таинство Евхаристии — обряд, во время которого христианин вкушает Тело и Кровь Христову и соединяется таким образом с Богом.
В апостольское время ярко проявляется двойственность богослужения, сочетание в нем Ветхого и Нового Заветов. Однако единых правил совершения богослужений еще не существовало.
«Любовь к песнопению родила монастыри». Первые уставы появляются в IV в. для регламентации жизни монахов
В IV в. происходят два важнейших события для христианства: Миланский эдикт 313 г. прекратил гонения на христиан, а император Феодосий в 381 г. окончательно утвердил в качестве государственной религии Римской империи никейский вариант христианства, запретив все остальные.
К этому времени вера Христова уже широко распространилась по империи. Расширялся и состав верующих, христианами становились самые разные люди, не все из которых соблюдали учение Христа во всей полноте.
Результатом стало появление монашества. Монахи должны были стать для мирян образцом для подражания, примером настоящего христианина.
Первые монахи выработали и первые правила для монашеского общежития. Пахомий Великий написал устав для монастыря в Египте, а Василий Великий — для монастыря в Каппадокии.
В VI в. появляется Иерусалимский устав — основной церковный устав православной церкви
К VI в. разные виды богослужений начинают постепенно приходить к единому знаменателю. Постепенно вырабатываются более или менее сходные правила проведения обрядов и служб.
В 524 г. в лавре Саввы Освященного монахи приняли устав, который распространился затем по всему христианскому Востоку. Устав для монастыря написал сам Савва Освященный.
Лавра Саввы Освященного находится рядом с Иерусалимом, поэтому устав получил название Иерусалимского.
Устав был достаточно строгим, ведь Савва писал его для монахов. Первоначальный вариант устава не сохранился.
С IX по XI в. основным богослужебным уставом был Студийский
Иерусалимский устав был достаточно строгим и не совсем подходил для мирян. В VIII в. Феодор Студит, игумен студийского монастыря в Константинополе, написал для него устав.
Студийский монастырь основан в V в., поэтому Студийский устав считается древнее Иерусалимского.
Студийский устав отличался от Иерусалимского большей простотой и либеральностью. В нем нет всенощных бдений, монахам дозволено самим избирать себе игумена, из монашества можно было беспрепятственно выйти. Не такими строгими, как в Иерусалимском уставе, были и правила постов.
Полный оригинал Студийского устава, зафиксированный в Студийском синаксаре, не сохранился. Самым древним списком является Ипотипосис, а наиболее полная редакция Студийского устава дошла до нас в составе Типикона патриарха Алексея Студита.
Синаксарь – книга с богослужебными указаниями на год, составная часть типикона.
Взятие Константинополя крестоносцами в 1204 г. положило окончательный конец господству Студийского устава.
Параллельно уставам для монахов существовали уставы для мирян
Богослужебная практика в монастырях отличалась от богослужебной практики в приходских церквях. Ни приходские священники, ни прихожане не могли исполнять строгие монастырские уставы.
История мирских уставов известна плохо. До нас дошел только константинопольский Устав Великой церкви.
В уставе нет дисциплинарной части, а богослужения отличаются особой торжественностью, пение в них преобладало над чтением.
Основой богослужения были синапти – общие молитвы клира и мирян.
Устав Великой церкви исчез вместе с Византией, другие мирские уставы заменились Иерусалимским.
Создать новый мирской устав попытался протопсалт Константин в 1838 г. Он создал Типикон Великой Церкви Христовой. В качестве основы он взял все тот же Иерусалимский устав.
Протопсалт – главный певчий.
В 1888 г. протопсалт Георгий Виолакис переработал типикон Константина. Новый типикон получил название Типикон Виолакиса и используется сейчас в Болгарии и, частично, в Греции.
Полный устав богослужения зафиксировал на письме в XI в. Никон Черногорец
К XI в. были 2 ветви уставов: Студийские, основанные на уставе Феодора Студита, и Иерусалимские, основанные на уставе Саввы Освященного. Правкой и составлением единого устава занялся Никон Черногорец. Он выяснил, что существуют разные редакции одних и тех же типиконов, с различными разногласиями между собой. При этом имеющиеся разногласия не имели какого-либо серьезного значения.
Существенных отличий было два: всенощные бдения в воскресные и праздничные дни и пение великого славословия на утрене.
По сути, практически все было готово для того, чтобы собрать воедино все имеющееся в христианской церкви. После исследования всех доступных Никону Черногорцу типиконов, он взял за основу Иерусалимский. Причин было несколько:
- В Иерусалимском уставе были ссылки на Священное Писание. Это придавало уставу больше авторитета. В Студийском уставе таких ссылок нет.
- Списки с текстом Иерусалимского устава были древнее, чем списки с текстом Студийского.
- Иерусалимский устав построже Студийского.
С XII в. Иерусалимский устав начинает постепенно вытеснять Студийский. В XII в. Иерусалимский устав принимают в Греции и Грузии, в XIV в. – в Сербии и Болгарии, в XV в. – на Руси.
Типикон состоит из двух разделов
Типикон делят на 2 раздела по 60 глав. Первый раздел делится на 3 части:
- Главы 1-46. В этой части записаны общие указания о богослужениях и священнодействиях.
- Главы 47-51. Здесь содержатся указания о знамениях праздников и о порядке совершения богослужения по Минее месячной. 48-я глава – Месяцеслов – самая большая во всем Типиконе.
- Главы с 52-й и до конца. Здесь содержатся дополнения к остальным главам, а также некоторые изменяющиеся молитвословия и песнопения и сведения об их употреблении в службах.
Второй раздел делится на:
- Храмовые главы, 1-58. Здесь указано, как совершать богослужение в храмовые праздники.
- Припевы на 9 Песней Священного Писания – 59 глава.
- Пасхалию и Лунник – таблицу с фазами Луны – 60 глава.
В России богослужение ведется по Иерусалимскому уставу
Русь крестили во времена господства Студийского устава. Поэтому Студийский устав стал первым богослужебным уставом на Руси. Феодосий Печерский утвердил его в Киево-Печерской лавре, откуда он распространился по всем русским монастырям.
Иерусалимский устав появился на Руси во второй половине XIV в., после перевода его на церковнославянский язык. В XV в. он вытеснил Студийский устав и стал основой русского православного богослужения.
На Руси Иерусалимский устав называли «Оком церковным», по переводу 1401 г.
В России Иерусалимский устав издали в печатном виде в 1610 г. В 1695 г. была издана новая редакция типикона, которая используется в русской церкви для совершения богослужений по сей день.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение