Содержание
- 1 Люди кончают с жизнью, когда теряют надежду
- 2 По мнению Церкви, самоубийца теряет шанс на спасение
- 3 Самоубийц не хоронят по православным обрядам, не отпевают и не поминают
- 4 Библия касается темы самоубийства 4 раза, но не даёт оценок этому поступку
- 5 Библия осуждает самоубийство, но в ней есть обнадёживающие утверждения
- 6 Христа и мучеников православие не причисляет к самоубийцам
Немало людей слышали, как хоронят самоубийц: за оградой кладбища, без христианской атрибутики и нужного ритуала. Правда ли это? Уже не во всём — тут нужны уточнения.
Поговорим о них, а также о том, почему Церковь запрещает поминать самоубийц в молитве и правда ли это самый страшный грех.
Люди кончают с жизнью, когда теряют надежду
Пожалуй, лучшим ответом на вопрос, почему люди вешаются, топятся и бросаются из окон, может быть фраза: они не хотят так жить. Именно «так». Вряд ли найдётся кто-то, кто в здравом уме просто так отказался бы от жизни.
Кто-то испытывает невероятную боль из-за болезни, кто-то утратил всякую радость, кто-то почувствовал себя ненужным в этом мире. Причин множество.
Самоубийство — это следствие того, что человек утратил всякую надежду. Он знает, что ничего уже не произойдёт хорошего, никто не поможет.
В этом можно уследить некоторую степень вины окружающих, которые недоглядели, не помогли. И каждый отчаявшийся человек должен знать, что даже если он думает, что все его оставили, это не так.
Всегда есть люди, готовые помочь и выслушать. Например, священник в церкви, старец в монастыре, православные психологи. Ведь задача веры — дарить надежду.
Если уж хочется избежать религиозного подтекста, всё равно остаются психологи и социальные службы, готовые откликнуться и помочь человеку в сложной ситуации.
А вот самоубийство — не выход. Пока ты жив, есть возможность что-то изменить. Кто сказал, что на том свете будет лучше?
По мнению Церкви, самоубийца теряет шанс на спасение
Есть такое утверждение — самоубийство самый страшный грех. В любом другом ты можешь успеть покаяться, если проживёшь ещё хотя бы секунду, а после самоубийства уже ничего не произойдёт.
Хотя, оговоримся, что и тут возможны нюансы. Например, Паисий Святогорец однажды утешил одного родителя, что его сын, который бросился с пятого этажа, имел достаточно времени, чтобы раскаяться.
Но вернёмся к самому поступку самоубийства. Чем же он так плох? Дело в том, что грешник самоубийством отвергает христианские принципы, а значит, изымает себя из лона православной Церкви, теряет надежду на спасение.
Смотрите также статью Можно ли молиться за самоубиенных?
Самоубийц не хоронят по православным обрядам, не отпевают и не поминают
Похороны без православной атрибутики
Хоронить самоубийц по всем традициям нет смысла. Отчего-то близкие думают, что можно «задобрить» Господа венками с молитвами, крестами, отпеваниями.
Но это не так. Это не Всевышний отвергает самоубийцу, а сам человек изъял себя из лона православной Церкви греховным поступком. Нельзя задним числом записать его в раскаявшиеся праведники.
Конечно, можно пойти на вредность и похоронить так же, как и всех остальных, но на участь души такие манипуляции не влияют.
Нет отпевания
Почему самоубийц не отплавают? Ровно по той же причине.
Православная Церковь могла позаботиться душе в момент её земной жизни, когда человек был в силах принимать решения и реализовывать задуманое.
Его последнее действие — изъять себя из христианской традиции. Теперь душа всецело во власти Бога. Отпевание ей никак не поможет.
За оградой кладбища хоронят всё реже
Прежде именно так и предпочитали хоронить самоубийц. Многие кладбища — земли освящённые, примыкающие к монастырям и Церквям.
Не хоронить самоубийцу в этих местах — это никакая не карательная мера со стороны православия. Мнение Церкви: телу самоубийцы даже правильнее не находиться в почве, которую освятили священники отвергнутой им религии.
Всё-таки кладбища в России общие, хоть там преимущественно христиане. Где хоронить самоубиенных, как не там? Да и родственникам неприятно, когда их близкого будто бы выкинули.
Самоубийц не принято хоронить на кладбищах, но другого места обычно нет.
Самоубийц не поминают
Причина та же — незачем, ибо храм направлен лишь на общение с теми душами, которые сохранили преданность православию в течение жизни. Над другими он не властен.
Соответственно, нельзя отмолить самоубийцу. Но есть чины для домашней молитвы, их задача — подарить утешение.
Есть исключения
К самоубийцам, которые имели душевное заболевание, особое отношение.
На них перечисленные меры могут не распространяться. Но этот вопрос надо решать в индивидуальном порядке с представителями высшего церковного духовенства.
Библия касается темы самоубийства 4 раза, но не даёт оценок этому поступку
Казалось бы, тема загробной жизни должна быть очень хорошо изложена в Священном Писании. Есть же «Тибетская» и «Египетская» книги мёртвых, где прямо по полочкам изложены все нюансы посмертной жизни души.
Но христианство довольно скупо на детали того, что произойдёт потом. В Библии акцент стоит на том, как правильно жить в единении с Богом. Именно жить, но никак не умирать.
Быть может, нечто такое есть в стереотипных историях о самурайском кодексе, но у нас жизнь объявлена самым щедрым Божьим даром, а потому сама мысль о том, чтобы её отвергнуть, не присуща авторам Священного Писания.
Самоубийство описано всего четыре раза:
- Саул (1 Царств 31:4);
- Ахитофел (2 Царств 17:23);
- Замврий (3 Царств 16:18);
- Иуда (Матфея 27:5).
Сделать однозначные выводы из этих историй нельзя. Все четыре персонажа — люди с плохой репутацией, которых Священное Писание осуждает.
Поэтому сложно сказать, говорят ли об их самоубийстве негативно потому, что плохо само решение расстаться с жизнью, либо потому, что вообще любое деяние этих людей заведомо противно авторам Библии.
Вот, например, как описано самоубийство Саула:
«И сказал Саул оруженосцу своему: обнажи твой меч и заколи меня им, чтобы не пришли эти необрезанные и не убили меня и не издевались надо мною. Но оруженосец не хотел, ибо очень боялся. Тогда Саул взял меч свой и пал на него».
Никакой оценки поступка — только констатация факта.
Библия осуждает самоубийство, но в ней есть обнадёживающие утверждения
Существует две одинаково распространённые точки зрения на самоубийство.
1 точка зрения. Самоубийца не может попасть в рай
Здесь всё довольно прозрачно. Есть ряд оснований для такого утверждения:
- Нарушение заповеди «Не убей». Самоубийца совершает убийство, хотя нацелено оно не на кого-то другого, а на себя. Но, тем не менее, заповедь не уточняет, что убивать нельзя только человека, или только другого человека. Она самая общая и применима к самоубийцам. А о тех, кто нарушил заповеди, Библия говорит:
«Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду».
- Отсутствие возможности покатятся. Чтобы попасть в рай, нужно раскаяться в грехах. Лучше всего — перед священником, на исповеди. Тогда человека с чистой совестью призывают более не грешить. Но самоубийца этой возможности лишён, а потому остаётся грешником.
- Оскорбление Бога. Помимо убийства, человек ещё и бросает вызов Богу, пытается нанести Ему оскорбление. Это дополнительный грех, который тоже отягощает душу.
2 точка зрения. Самоубийца может попасть в рай
Аргументы за эту точку зрения чуть сложнее:
- Христианин может грешить, но всё равно оставаться верующим. А, как мы знаем, Библия утверждает, что вера — это гарантия жизни вечной. Так что одно дело — обстоятельства в жизни самоубийцы, а другое — его отношения с Богом:
«Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную».
- Любовь Божия ничем не обусловлена, смерть здесь бессильна. Если Бог видит, что человек вёл праведную жизнь, то Его любовь будет выше всяких обстоятельств и сил:
«Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни какая другая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем».
Итак, с одной стороны у нас Закон Божий, а с другой — Его вера и любовь. Это противоречие некогда, согласно Евангельскому рассказу, решил Иисус Христос:
«Он из любви принёс себя в жертву, чтобы соблюсти Закон. Так что теперь, каждый человек, который примет Христа как Спасителя, обретёт жизнь вечную так, словно он безгрешен.»
Судьба самоубийцы — во власти Всевышнего.
Проблема в том, что мы не узнаем, как же сложились взаимоотношения с Богом у каждого конкретного самоубийцы, а потому, как говорится, «по умолчанию» хороним этих людей так, словно они вышли из христианской веры.
Господь на том свете уже разберётся с каждым лично.
Христа и мучеников православие не причисляет к самоубийцам
Самоубийство и Церковь — вещи, которые в некотором смысле совместимые.
Мы же можем назвать самоубийцей человека, который знает, что его поступок приведёт к смерти, но всё равно доводит себя до трагического финала? Можем.
А не так ли поступали некоторые христианские мученики? Они предпочли умереть за веру, осознано представали перед люди, которые несли им смерть.
Даже сам Иисус Христос прекрасно знал, чем закончится Его проповедь. Он не раз сообщал об этом ученикам.
И тут православие старается не использовать определение «самоубийцы». Есть топорный подход — мол, святые же убили себя не сами, у них были палачи.
Но дело же не в палачах. Правильнее смотреть глубже: самоубийцу от мученика отличает мотив. Праведник теряет свою жизнь, но спасает десятки других — бывает, физически, а бывает, духовно, если стал примером.
Скажем, мученица Пелагия Тарисийская добровольно вошла в печь, чтобы избежать казни от палача. Ныне её почитают верующие.
При этом не обязательно страдать за веру: странно было бы назвать человека, который пожертвовал собой, чтобы спасти кого-то из горящего дома, грешником.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение