Содержание
- 1 Канонизация Царской Семьи стала причиной жаркой дискуссии в обществе
- 2 Митрополит Ювеналий объяснил смысл канонизации Николая Второго
- 3 После отречения от престола Император арестован вместе с семьёй
- 4 Простые охранники прониклись уважением к царственным узникам
- 5 Палач Царской Семьи признал их людьми «простыми и не заносчивыми»
- 6 Вместе с императорской семьёй причислены к лику святых те, кто не оставил их в трудную минуту
Каждый раз, когда мы слышим о том, что тот или иной человек был признан Церковью святым, мы слышим слово «канонизация». Это слово буквально означает внесение в каталог или канон.
На самой заре церковной жизни христиане становились святыми в результате мученичества и их имена вносились в специфические каталоги, которые назывались мартирологами. Святой мученик начинал почитаться людьми, а епископ подтверждал эту практику.
Время шло и появлялись новые святые. Это были не только мученики. Появились святые, которых Церковь назвала страстотерпцами, то есть, христианами, которые приняли смерть не от язычников, а от «своих единоверцев из-за их жестокости и коварства».
Канонизация Царской Семьи стала причиной жаркой дискуссии в обществе
В 2000 году к лику страстотерпцев была причислена семья последнего Российского Императора. Канонизация Николая Второго вызвала много споров и обсуждений в обществе даже достаточно далёком от церковных дел.
Слишком много событий произошло во время правления последнего императора. Самыми часто упоминаемыми камнями преткновения для многих стали событие 9 января 1905 года, больше известное как «Кровавое воскресенье» и политика императора в общем.
До сих пор, спустя много лет, можно слышать вопрос: почему канонизировали царскую семью? Почему Николай II причислен к лику святых?
Митрополит Ювеналий объяснил смысл канонизации Николая Второго
Председатель синодальной комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в своём докладе об основаниях для канонизации царской семьи объяснил, что поскольку император с семьёй были убиты не за веру, а по политическим мотивам, то комиссия постановила причислить их к лику страстотерпцев.
«В богослужебной и житийной литературе Русской Православной Церкви слово «страстотерпец» стало употребляться применительно к тем русским святым, которые, подражая Христу, с терпением переносили физические, нравственные страдания и смерть от рук политических противников.»
После отречения от престола Император арестован вместе с семьёй
Описание, данное страстотерпцам очень подходит к тому, как описали свидетели последние дни жизни Николая II и его семьи. После отречения от престола император Николай II стал просто то гражданином Романовым Николаем Александровичем.
По распоряжению временного правительства он с Александрой Фёдоровой и детьми, Ольгой, Татьяной, Анастасией и Алексеем, был арестован и содержался под стражей в Царском Селе сразу после того, как подписал манифест об отречении от престола 9 марта 1917 года.
В августе императора и членов его семьи перевезли в Тобольск, а через некоторое время в Екатеринбург.
Простые охранники прониклись уважением к царственным узникам
По воспоминаниям разводящего караульной команды Анатоля Якимова Николай II и его семья были людьми простыми в общении. Царь Николай не гнушался простой работы и с удовольствием сам колол дрова.
Вместе с девочками стирала и штопала бельё.
«Заметно по ним, что они простые и добрые. От моих мыслей прежних про царя, с какими я шел в охрану, ничего не осталось. Как я их сам своими глазами поглядел несколько раз, я стал душой к ним совсем по-другому: мне стало их жалко».
Все, кто наблюдал за жизнью семьи Романовых, полной заботы друг о друге и достоинства, начинали уважать их.
Палач Царской Семьи признал их людьми «простыми и не заносчивыми»
Даже Юровский, который стал палачом царской семьи, и тот в своих воспоминаниях писал: «Если бы это была не ненавистная царская семья, выпившая столько крови из народа, можно было бы их считать, как простых и не заносчивых людей. Одевались все просто, никаких нарядов».
В ночь на 17 июля 1918 года вся семья приняла мученическую смерть в «Доме особого назначения». До самого конца их сопровождал образ Божией Матери Феодоровская, список с иконы, сопровождавшей дом Романовых на протяжении 300 лет. От восшествия на престол первого царя из рода Романовых до мученической кончины последнего.
В 1981 году Русская Церковь за рубежом причислила царскую семью к лику святых. В 1992 году по решению Архиерейского Собора Русская Православная Церковь начала исследовать материалы по канонизации в России.
На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года был рассмотрен вопрос о канонизации государя Николая Александровича и его семьи, а также многих сотен клириков и мирян, которые пострадали за веру в то страшное время разделения русского народа.
Результатом многолетней кропотливой работы, которую проводила Синодальная Комиссия по канонизации, стало постановление, которое завершалось такими словами:
«За многими страданиями, перенесенными Царской Семьей за последние 17 месяцев жизни, которая закончилась расстрелом в подвале Екатеринбургского Ипатьевского дома в ночь на 17 июля 1918 года, мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия.
В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в ХХ веке.
Именно в осмыслении этого подвига Царской Семьи Комиссия в полном единомыслии и с одобрения Священного Синода находит возможным прославить в Соборе новомучеников и исповедников Российских в лике страстотерпцев Императора Николая II, Императрицу Александру, Царевича Алексия, Великих Княжен Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию.»
(«Основания для канонизации Царской Семьи» доклад Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия)
Вместе с императорской семьёй причислены к лику святых те, кто не оставил их в трудную минуту
Причисление к лику святых царской семьи было ожидаемым событием. С 2000 года во всех храмах стали совершаться службы Святым Царственным Страстотерпцам. Вместе с ними к лику новомучеников были причислены и слуги царской семьи, которые отказались их оставить, а также доктор Боткин, лечивший Алексея.
У урочища Ганина Яма, места, где большевики хотели уничтожить останки царственных мучеников, образован мужской монастырь Святых Царственных Страстотерпцев.
Канонизация царской семьи стала одним из тех событий, которые привели к объединению Русской Церкви за рубежом и Русской Православной Церкви Московского Патриархата.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение