Содержание
- 1 Любознательный Николай с ранних лет тянулся к Богу, а став священником, получил пророчество о своей великой судьбе
- 2 Николай Чудотворец пожертвовал наследство для дочерей бедняка и стал прототипом Санта-Клауса
- 3 Николай Угодник долго искал уединение, пока не осознал, что должен не бежать от мира, а принести ему пользу
- 4 Став архиепископом, Николай Чудотворец помогал нуждающимся, боролся с ересью и творил чудеса
- 5 Николай Угодник после смерти стал одним из самых почитаемых святых в мире
- 6 Акафист Николаю Угоднику помогает с деньгами, в любви и работе, лечит и утешает
- 7 Акафист Николаю Угоднику
Немного пофантазируем и перенесёмся в прошлое. На дворе — около 270 года, территория современной Турции. Неоднозначное время для церкви.
С момента гибели последнего апостола прошло примерно столько же, сколько в наши дни со времён Пушкина. Письменность — главный способ хранения информация. Она же — орудие проповеди.
Христианство — уже не небольшая секта, но ещё и не влиятельная религия.
Его мощь чувствуется, а потому вокруг верующих собираются самые разные люди: политики, философы, поэты. Цели их не всегда богоугодны.
Но прямо сейчас, в середине III века, кто-то по соседству, возможно, пишет апокрифическое евангелие. Пока христианство молодо и не утверждены все его каноны, каждый пытается подмять юную религию под себя, сделать инструментом влияния.
А на фоне этого ещё продолжаются гонения христиан, и никто не знает, что они скоро утихнут.
Это суровая пора. И она требует сильных личностей. Почти через 500 километров воды рождается Спиридон Тримифунтский, а здесь, на материке, словно в противовес ему, один из величайших святых — Николай Чудотворец.
Ему предстоит сделать много добра для людей и церкви — как при земной жизни, так и после неё.
Чем же так знаменит этот святой? Почему прозван Чудотворцем? Чем он помогает верующим? Для чего читают акафист Николаю Угоднику? Обо всём этом поговорим ниже.
Любознательный Николай с ранних лет тянулся к Богу, а став священником, получил пророчество о своей великой судьбе
Николай был поздним ребёнком. Он родился в богатой и религиозной семье.
Над ним провели обряд крещения. Предание говорит, что будущий святой удивил собравшихся, встав и простояв три часа в купели.
Это в младенческом-то возрасте!
Если это действительно так, то родители, наверняка, восприняли это как знак Божий. И без того преданные Богу, они приложили достаточно усилий, чтобы воспитать в сыне праведного христианина.
Юный Николай был любознательным ребёнком и с увлечением читал. При этом он стремился к уединению, шумные компании сверстников и безделье не прельщали будущего святого.
А вот учёба и благочестивая жизнь для отрока немало значили. Он соблюдал посты и традиции христианства своего времени.
У многих святых дорога в монастыри и храмы сопровождалась противоборством родни и другими препятствиями.
У юного Николая всё произошло легко: его дядя служил епископом города Патара, а родители ещё до зачатия дали обет отдать сына служить Богу.
В житие говорится, что дядя Николая во время церковного таинства исполнился святого духа и изрёк пророчество:
«Вот, братие, я вижу новое солнце, восходящее над концами земли, которое явится утешением для всех печальных.
Блаженно то стадо, которое удостоится иметь такого пастыря!
Хорошо он будет пасти души заблудших, питая их на пажитях благочестия; и всем, находящимся в бедах, явится теплым помощником!».
Впоследствии Николай занял место дяди, который временно отправился в Палестину.
Николай Чудотворец пожертвовал наследство для дочерей бедняка и стал прототипом Санта-Клауса
История светлого рождественского образа началась с очень грустного события: у Николая умерли родители. Он получил богатое наследство, хотя вряд ли чувствовал нужду в нём.
Только Бог и знания.
Однажды он узнал, что некий бедняк страдает от того, что не может выдать трёх дочерей замуж без приданного.
Этот отец вознамерился пойти на крайность — пожертвовать честью девушек, чтобы заработать нужную сумму.
Николай поступил решительно. Он тайно подбросил в дом бедняка мешок с золотом — часто пишут, что большой, но есть основания в этом усомниться.
Какого же размера требовалось приданое в III — IV веке, если мешка золота хватало на выданье одной невесты? Вероятно, либо «мешок» был всего-навсего мешочком, либо в «золото» ошибка превратила нечто менее ценное.
Католики, кстати, рассказывают, что «мешок» приземлился в чулок у огня. Значит, не так он и велик.
Как бы то ни было, щедрый Николай тайком трижды подбрасывал нищему по мешочку — для каждой из дочерей.
Позже христиане в память об этом каждый декабрь стали дарить друг другу подарки.
А в 1822 году писатель Клемент Мур сочинил стихотворение-сказку о Санта-Клаусе.
Она частично основана на этой истории. Образ Санта-Клауса претерпел много трансформаций и только к 1930 году стал таким, к какому мы привыкли.
Примечательно, что схожий персонаж — дед Мороз тоже обрёл окончательные черты в это же время.
Не смотря на схожесть, рождественские дедушки восходят к разным источникам: раннему христианству и славянскому фольклору. Но современная культура смешала их в почти одинаковый символ доброго детского праздника.
Николай Угодник долго искал уединение, пока не осознал, что должен не бежать от мира, а принести ему пользу
Когда дядя вернулся из Палестины, Николай понял, что в родном городе его больше ничего не держит. Он решил пересечь Средиземное море и побывать на землях, где когда-то проповедовал Иисус Христос.
Путь выдался трудным. Даже современным кораблям нелегко приходится в бурю, а суда времён Николая Чудотворца — ещё менее надёжные.
Плывя к цели, он творил чудеса:
- воскресил матроса, который погиб, упав с мачты;
- молитвой остановил бурю;
- излечил многих больных, живших там, где причаливало судно;
- изгонял бесов.
В Палестине Николай пожелал закончить духовные поиски. Он ощутил себя на нужном месте и решил насладиться уединением, к которому стремился всю жизнь.
Но Бог распорядился иначе. И святой, чуткий к голосу Бога, подчинился. Он отправился на родину, в Ликию.
Но стремление к отшельничеству привело Николая не в шумный город, а в тишину Сионской обители — монастыря.
Быть может, Николай полагал, что должен по воле Божьей умереть на земле, где родился. Во всяком случае, дальнейших планов он не строил.
Но Бог обратился к нему и разъяснил свои планы:
«Николай!
Эта обитель не та нива, на которой можешь ты принести ожидаемый Мной от тебя плод.
Уйди отсюда и пойди в мир, к людям, чтобы прославилось в тебе имя Моё!»
Остаётся поражаться гибкости ума Николая, всегда находившего компромиссные с Богом решения.
Следуя Его приказам, будущий святой исполнял их буквально, до последнего борясь за тихий образ жизни. Не споря, Николай действительно покинул обитель, но отправился не в места, где его могли узнать, а в столицу.
Там он затерялся в толпе под видом нищего. Но тоска по храмовым стенам и звукам молитв потянула Николая в церковь.
Каково же было удивление будущего святого, когда однажды на входе в храм его остановил пожилой священнослужитель, взял за руку и привёл на Собор епископов, объявив:
«Примите, братие, своего пастыря, которого помазал для вас Святой Дух и которому Он поручил управление ваших душ.
Не человеческий собор, а Суд Божий поставил его.
Вот теперь мы имеем того, кого ждали, приняли и обрели, кого искали.
Под его мудрым руководством мы смело можем надеяться предстать Господу в день Его славы и суда!».
Оказалось, что Бог приказал местному духовенству взять Николая архиепископом. Тогда-то он и осознал, что Господь учит отказаться от собственного блага ради блага остальных.
Николай оставил идею сбежать от мира и взял на себя миссию помогать людям. Он принимал в доме всех, утешал и заступался, став выдающимся христианским деятелем.
Став архиепископом, Николай Чудотворец помогал нуждающимся, боролся с ересью и творил чудеса
В должности архиепископа Николай Чудотворец провёл насыщенную жизнь. Он успел побывать в тюрьме за свои идеи, но освободился, когда прекратились гонения на христиан.
Как человек учёного склада, Николай Чудотворец ревностно боролся за чистоту христианского учения. Поэтому он не терпел любых искажений — ересей — и старался их искоренить.
Есть спорное свидетельство об участии Николая Чудотворца в Первом Вселенском Соборе, где он якобы ударил по щеке еретика Ария.
Затем архиепископа якобы заключили в тюрьму. Эта история примечательна тем, что в защиту Николая будто бы явились Иисус Христос и Пресвятая Богородица.
Но далеко не все богословы и историки согласны, что святой вообще присутствовал на Первом Вселенском соборе.
Также Николай прославился чудесами. Ещё при жизни он приходил людям во снах, чтобы передать важные послания.
Так, например, святой призвал в Ликию торговца хлебом, когда там настал город. При жизни Николай завоевал репутацию доброго защитника страдающих.
Люди призывали его на помощь подобно тому, как это делаем мы сегодня. Записан случай, когда корабль сильно повредился в шторме, и моряки принялись взывать к Николаю Чудотворцу.
Он действительно появился из ниоткуда и привёл судно в гавань. С тех пор он — покровитель моряков.
Николай Угодник после смерти стал одним из самых почитаемых святых в мире
Умер Николай тихо, в 342 году, но не оставил заботу о людях и чудеса. Мощи его источают миро, а святой откликался на молитвы.
Поэтому акафист святителю и Чудотворцу Николаю так популярен. Да и сам старец пользуется уважением даже в других религиях, например, среди мусульман.
В России Николая Чудотворца особенно любят. Его часто выделяют как главного над святыми. Случалось, святого даже записывали в Троицу, вытесняя оттуда Бога-Отца.
Но сейчас такие взгляды в православии не озвучиваются.
К Николаю Чудотворцу часто обращаются с различными просьбами и жизненными проблемами.
На этом видео женщина рассказывает, как акафист святителю Николаю Чудотворцу помог её сыну найти хорошую работу и решить проблемы с здоровьем:
Акафист Николаю Угоднику помогает с деньгами, в любви и работе, лечит и утешает
Акафист — это особая форма молитвы. Она очень длинная, напоминает гимн и читается обязательно стоя.
Но могут быть исключения, например, по здоровью или других обстоятельств. Многие верующие и богословы считают, что акафист обладает огромной силой.
Но, конечно, не сам по себе, а при условии, что молящийся читает его искренне.
Рекомендуется читать 40 акафистов Николаю Чудотворцу, чтобы:
- излечиться от душевной боли;
- вылечить недуг;
- найти хорошую работу;
- прийти в себя после смерти близких;
- решить квартирный вопрос;
- улучшить финансовое положение.
Можно и в других случаях. Есть верование, будто Николай Чудотворец исполняет любое искреннее желание, если его всей душой попросить.
Но всё же он — не джинн, это нужно помнить и не загадывать ерунду или нечто заведомо вредное для души.
На самом деле, количество акафистов может быть разным. Столько, сколько потребуется.
При желании можно попасть и на чтение акафиста и в храм, но такие службы проводятся не всегда и не везде.
Нет строгих правил того, когда читать акафист Николаю Чудотворцу. В таких делах главное чувствовать, а не следовать формуле.
У каждого может быть своё толкование акафиста, его посыла и настроения. Первостепенна лишь искренность.
Однако полезно знать некоторые вещи. Например, стоит произносить молитвы перед чтением акафиста Николаю Чудотворцу.
Это позволяет настроиться. Есть молитвы святому, можно использовать общие, например, к Святому Духу.
Основные молитвы Николаю Чудотворцу:
Первая
Помози́ ми, гре́шному и уны́лому, в настоя́щем сем житии, умоли́ Го́спода Бо́га дарова́ти ми оставле́ние всех мои́х грехо́в,
ели́ко согреши́х от ю́ности моея́, во всем житии мое́м, де́лом, сло́вом, помышле́нием и все́ми мои́ми чу́вствы;
и во исхо́де души́ моея́ помози́ ми, окая́нному, умоли́ Го́спода Бо́га всея́ тва́ри Соде́теля, изба́вити мя воздушных мыта́рств и ве́чнаго муче́ния:
да всегда́ прославля́ю Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, и твое́ ми́лостивное предста́тельство, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Вторая
Ско́ро потщи́ся и изба́ви Христо́во ста́до от волко́в губя́щих е; и вся́ку страну́ христианскую огради́ и сохрани́ святы́ми твои́ми моли́твами от мирска́го мяте́жа,
тру́са, наше́ствия иноплеме́нников и междоусо́бныя бра́ни, от гла́да, пото́па,
огня́, меча́ и внеза́пныя сме́рти.
И я́коже поми́ловал еси́ трие́х муже́й, в темни́це седя́щих, и изба́вил еси́ их от царе́ва гнева и посече́ния ме́чнаго,
та́ко поми́луй и мене́, умо́м, сло́вом и де́лом во тме грехо́в су́ща, и изба́ви мя гнева Бо́жия и ве́чныя ка́зни.
Я́ко да твои́м хода́тайством и по́мощию, Свои́м же милосе́рдием и благода́тию, Христо́с Бог ти́хое и безгре́шное житие́ даст ми пожи́ти в веце сем,
и изба́вит мя от шу́ияго стоя́ния, сподо́бит же десна́го со все́ми святы́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Тропарь, глас 4
Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашым.
Кондак святителю, глас 3
и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.
Для правильного чтения акафиста Николаю Угоднику полезно послушать, как это делает профессиональный чтец на этом видео:
Акафист Николаю Угоднику
Конда́к 1
Возбра́нный Чудотво́рче и изря́дный уго́дниче Христо́в, ми́ру всему́ источа́яй многоце́нное ми́лости ми́ро и неисчерпа́емое чуде́с мо́ре, восхваля́ю тя́ любо́вию, святи́телю Нико́лае; ты́ же, я́ко име́яй дерзнове́ние ко Го́споду, от вся́ких мя́ бе́д свободи́, да зову́ ти́:
Ра́дуйся, Нико́лае, вели́кий Чудотво́рче.
И́кос 1
А́нгела о́бразом, земна́го су́ща естество́м, яви́ тебе́ всея́ тва́ри Созда́тель: благопло́дную бо добро́ту души́ твоея́ прови́дев, преблаже́нне Нико́лае, научи́ все́х вопи́ти тебе́ си́це:
Ра́дуйся, от утро́бы ма́терния очище́нный; ра́дуйся, да́же до конца́ освяще́нный.
Ра́дуйся, рожде́нием свои́м роди́телей удиви́вый; ра́дуйся, си́лу душе́вную а́бие по рождестве́ яви́вый.
Ра́дуйся, са́де земли́ обетова́ния; ра́дуйся, цве́те Боже́ственнаго сажде́ния.
Ра́дуйся, лозо́ доброде́тельная виногра́да Христо́ва; ра́дуйся, дре́во чудото́чное рая́ Иису́сова.
Ра́дуйся, кри́не ра́йскаго прозябе́ния; ра́дуйся, ми́ро Христо́ва благоуха́ния.
Ра́дуйся, я́ко тобо́ю отго́нится рыда́ние; ра́дуйся, я́ко тобо́ю прино́сится ра́дование.
Ра́дуйся, Нико́лае, вели́кий Чудотво́рче.
Конда́к 2
И́кос 2
Ра́зум неуразуме́нный вразумля́я о Святе́й Тро́ице, бы́л еси́ в Нике́и со святы́ми отцы́ побо́рник испове́дания правосла́вныя ве́ры: ра́вна бо Отцу́ Сы́на испове́дал еси́, соприсносу́щна и сопресто́льна, А́рия же безу́мнаго обличи́л еси́. Сего́ ра́ди ве́рнии научи́шася воспева́ти тебе́:
Ра́дуйся, вели́кий благоче́стия сто́лпе; ра́дуйся, ве́рных прибе́жища гра́де.
Ра́дуйся, тве́рдое Правосла́вия укрепле́ние; ра́дуйся, честно́е Пресвяты́я Тро́ицы носи́ло и похвале́ние.
Ра́дуйся, Отцу́ равноче́стна Сы́на пропове́давый; ра́дуйся, А́рия возбеси́вшагося от Собо́ра святы́х отгна́вый.
Ра́дуйся, о́тче, отце́в сла́вная красото́; ра́дуйся, все́х богому́дрых прему́драя добро́то.
Ра́дуйся, о́гненная словеса́ испуща́яй; ра́дуйся, до́бре ста́до свое́ наставля́яй.
Ра́дуйся, я́ко тобо́ю ве́ра утвержда́ется; ра́дуйся, я́ко тобо́ю е́ресь низлага́ется.
Ра́дуйся, Нико́лае, вели́кий Чудотво́рче
Конда́к 3
И́кос 3
Име́яше вои́стину, о́тче Нико́лае, с Небесе́ пе́снь тебе́ воспева́ема бы́ти, а не от земли́: ка́ко бо кто́ от челове́к возмо́жет твоея́ святы́ни вели́чия пропове́дати? Но мы́, любо́вию твое́ю побежда́еми, вопие́м ти́ си́це:
Ра́дуйся, о́бразе а́гнцев и па́стырей; ра́дуйся, свято́е очисти́лище нра́вов.
Ра́дуйся, доброде́телей вели́ких вмести́лище; ра́дуйся, святы́ни чи́стое и честно́е жили́ще.
Ра́дуйся, свети́льниче всесве́тлый и вселюби́мый; ра́дуйся, све́те златоза́рный и непоро́чный.
Ра́дуйся, досто́йный А́нгелов собесе́дниче; ра́дуйся, до́брый челове́ков наста́вниче.
Ра́дуйся, пра́вило ве́ры благочести́выя; ра́дуйся, о́бразе кро́тости духо́вныя.
Ра́дуйся, я́ко тобо́ю от страсте́й теле́сных избавля́емся; ра́дуйся, я́ко тобо́ю сла́достей духо́вных исполня́емся.
Ра́дуйся, Нико́лае, вели́кий Чудотво́рче.
Конда́к 4
И́кос 4
Слы́шаша, богому́дре Нико́лае, бли́жнии и да́льнии вели́чие чуде́с твои́х, я́ко по возду́ху ле́гкими благода́тными крила́ми навы́кл еси́ су́щих в беда́х предваря́ти, ско́ро от те́х избавля́я все́х, вопию́щих к тебе́ такова́я:
Ра́дуйся, избавле́ние от печа́ли; ра́дуйся, подая́ние благода́ти.
Ра́дуйся, неча́емых зо́л прогони́телю; ра́дуйся, жела́емых благи́х насади́телю.
Ра́дуйся, ско́рый уте́шителю в беде́ су́щих; ра́дуйся, стра́шный наказа́телю оби́дящих.
Ра́дуйся, чуде́с пучи́но, Бо́гом излия́нная; ра́дуйся, зако́на Христо́ва скрижа́ли, Бо́гом пи́санныя.
Ра́дуйся, кре́пкое па́дающих возведе́ние; ра́дуйся, пра́во стоя́щих утвержде́ние.
Ра́дуйся, я́ко тобо́ю вся́кая ле́сть обнажа́ется; ра́дуйся, я́ко тобо́ю вся́кая и́стина сбыва́ется.
Ра́дуйся, Нико́лае, вели́кий Чудотво́рче.
Конда́к 5
а́ще не бы ты́ предста́л еси́ призыва́ющим тя́ в по́мощь,
Чудотво́рче святы́й Нико́лае; уже́ бо несты́дно бесо́м лета́ющим и погрузи́ти корабли́ хотя́щим запрети́в, отгна́л еси́ и́х,
ве́рныя же научи́л еси́ спаса́ющему тобо́ю Бо́гу взыва́ти: Аллилу́иа.
И́кос 5
Ви́деша отрокови́цы, на бра́к скве́рный нищеты́ ра́ди угото́ванныя, вели́кое твое́ к ни́щим милосе́рдие, преблаже́нне о́тче Нико́лае, егда́ ста́рцу роди́телю и́х но́щию узельцы́ три́ зла́та тая́ся пода́л еси́, самаго́ со дще́рьми избавля́я от паде́ния грехо́внаго. Того́ ра́ди слы́шиши от все́х си́це:
Ра́дуйся, ми́лости превели́кия сокро́вище; ра́дуйся, промышле́ния о лю́дех прия́телище.
Ра́дуйся, пи́ще и отра́до к тебе́ прибега́ющих; ра́дуйся, хле́бе неснеда́емый а́лчущих.
Ра́дуйся, бога́тство, бе́дне живу́щим на земли́, Бо́гом да́нное; ра́дуйся, воздви́жение ско́рое убо́гих.
Ра́дуйся, бы́строе ни́щих услы́шание; ра́дуйся, скорбя́щих прия́тное попече́ние.
Ра́дуйся, трие́х де́в непоро́чный невести́телю; ра́дуйся, чистоты́ усе́рдный храни́телю.
Ра́дуйся, ненаде́жных наде́яние; ра́дуйся, всего́ ми́ра наслажде́ние.
Ра́дуйся, Нико́лае, вели́кий Чудотво́рче.
Конда́к 6
И́кос 6
Возсия́л еси́ све́т живо́тный, избавле́ние нося́ воево́дам, непра́ведную сме́рть прия́ти иму́щим, тебе́, до́брый па́стырю Нико́лае, призыва́ющим, егда́ вско́ре я́влься во сне́ царе́ви, устраши́л еси́ его́, си́х же неврежде́нных отпусти́ти повеле́л еси́. Сего́ ра́ди с ни́ми ку́пно и мы́ благода́рственно вопие́м ти́:
Ра́дуйся, усе́рдно призыва́ющим тя́ помога́яй; ра́дуйся, от непра́веднаго убие́ния избавля́яй.
Ра́дуйся, от ле́стныя сохраня́яй клеветы́; ра́дуйся, непра́ведныя разруша́яй сове́ты.
Ра́дуйся, растерза́яй лжу́ я́ко паучи́ну; ра́дуйся, возноша́яй сла́вно и́стину.
Ра́дуйся, непови́нных от у́з разреше́ние; ра́дуйся, и мертвеце́в оживле́ние.
Ра́дуйся, прояви́телю пра́вды; ра́дуйся, помрачи́телю непра́вды.
Ра́дуйся, я́ко тобо́ю непови́ннии изба́влени от меча́; ра́дуйся, я́ко тобо́ю наслади́шася све́та.
Ра́дуйся, Нико́лае, вели́кий Чудотво́рче.
Конда́к 7
И́кос 7
Но́ваго тя́ Но́я, наста́вника ковче́га спаси́тельнаго разуме́ем, о́тче святы́й Нико́лае, бу́рю все́х лю́тых разгоня́ющаго направле́нием свои́м, тишину́ же Боже́ственную принося́щаго вопию́щим такова́я:
Ра́дуйся, обурева́емых ти́хое приста́нище; ра́дуйся, утопа́ющих изве́стное храни́лище.
Ра́дуйся, пла́вающих посреде́ пучи́н до́брый ко́рмчий; ра́дуйся, треволне́ния морска́я уставля́ющий.
Ра́дуйся, превожде́ние су́щих в ви́хрех; ра́дуйся, согре́яние су́щих во мра́зех.
Ра́дуйся, сия́ние, ско́рбный мра́к разгоня́ющее; ра́дуйся, свети́ло, вся́ концы́ земли́ просвеща́ющее.
Ра́дуйся, от бе́здны грехо́вныя челове́ки избавля́яй; ра́дуйся, в бе́здну а́дскую сатану́ вверга́яй.
Ра́дуйся, я́ко тобо́ю дерзнове́нно бе́здну милосе́рдия Бо́жия призыва́ем; ра́дуйся, я́ко тобо́ю от пото́па гне́ва изба́вльшеся, ми́р с Бо́гом обрета́ем.
Ра́дуйся, Нико́лае, вели́кий Чудотво́рче.
Конда́к 8
И́кос 8
Ве́сь еси́ все́м вои́стину помо́щник, богоно́се Нико́лае, и собра́л еси́ вку́пе вся́ прибега́ющия к тебе́, я́ко свободи́тель, пита́тель и вра́ч ско́рый все́м земны́м, на похвалу́ все́х подвиза́я вопи́ти к тебе́ си́це:
Ра́дуйся, вся́ких исцеле́ний исто́чниче; ра́дуйся, лю́те стра́ждущим помо́щниче.
Ра́дуйся, заре́, сия́ющая в нощи́ грехо́вней блужда́ющим; ра́дуйся, росо́ небото́чная в зно́и трудо́в су́щим.
Ра́дуйся, подава́яй тре́бующим благострое́ние; ра́дуйся, уготовля́яй прося́щим изоби́лие.
Ра́дуйся, мно́гажды проше́ние предваря́яй; ра́дуйся, ста́рым седи́нам си́лу обновля́яй.
Ра́дуйся, мно́гих заблу́ждших от пути́ и́стиннаго обличи́телю; ра́дуйся, та́ин Бо́жиих ве́рный служи́телю.
Ра́дуйся, я́ко тобо́ю за́висть попира́ем; ра́дуйся, я́ко тобо́ю благонра́вное житие́ исправля́ем.
Ра́дуйся, Нико́лае, вели́кий Чудотво́рче.
Конда́к 9
И́кос 9
Вити́я суему́дренныя нечести́вых ви́дим тобо́ю посра́мленныя, богому́дре о́тче Нико́лае: А́рия бо ху́льника, разделя́юща Божество́, и Саве́ллия, смеша́юща Святу́ю Тро́ицу, препре́л, на́с же во Правосла́вии укрепи́л еси́. Сего́ ра́ди вопие́м ти́ си́це:
Ра́дуйся, щи́те, защища́яй благоче́стие; ра́дуйся, мечу́, посеца́яй злоче́стие.
Ра́дуйся, учи́телю Боже́ственных веле́ний; ра́дуйся, губи́телю богопроти́вных уче́ний.
Ра́дуйся, ле́ствице, Бо́гом утвержде́нная, е́юже восхо́дим к Небеси́; ра́дуйся, покро́ве, Бо́гом зда́нный, и́мже покрыва́ются мно́зи.
Ра́дуйся, нему́дрых умудри́вый твои́ми словесы́; ра́дуйся, лени́вых подви́гнувый твои́ми нра́вы.
Ра́дуйся, све́тлосте за́поведей Бо́жиих неугаси́мая; ра́дуйся, луче́ оправда́ний Госпо́дних пресве́тлая.
Ра́дуйся, я́ко уче́нием твои́м сокруша́ются ерети́ческия главы́; ра́дуйся, я́ко тобо́ю ве́рнии сподобля́ются сла́вы.
Ра́дуйся, Нико́лае, вели́кий Чудотво́рче.
Конда́к 10
И́кос 10
Стена́ еси́ похваля́ющим, преблаже́нне, чудеса́ твоя́ и все́м к заступле́нию твоему́ прибега́ющим; те́мже и на́с, в доброде́тели убо́гих, от нищеты́, напа́сти, неду́гов и ну́жд разли́чных свобожда́й, вопию́щих ти́ с любо́вию такова́я:
Ра́дуйся, от убо́жества ве́чнаго изыма́яй; ра́дуйся, бога́тство нетле́нное подава́яй.
Ра́дуйся, бра́шно неги́блющее а́лчущим пра́вды; ра́дуйся, питие́ неисчерпа́емое жа́ждущим жи́зни.
Ра́дуйся, от мяте́жа и бра́ни соблюда́яй; ра́дуйся, от у́з и плене́ния свобожда́яй.
Ра́дуйся, пресла́вный в беда́х засту́пниче; ра́дуйся, превели́кий в напа́стех защи́тниче.
Ра́дуйся, мно́гих от поги́бели исхи́тивый; ра́дуйся, безчи́сленных неврежде́нно сохрани́вый.
Ра́дуйся, я́ко тобо́ю лю́тыя сме́рти гре́шнии избега́ют; ра́дуйся, я́ко тобо́ю жи́знь ве́чную ка́ющиися получа́ют.
Ра́дуйся, Нико́лае, вели́кий Чудотво́рче.
Конда́к 11
И́кос 11
Светоза́рную лучу́ во мра́це жития́ су́щим неугаси́мую ви́дим тя́, Бо́гом избра́нне о́тче Нико́лае: с невеще́ственными бо а́нгельскими све́ты бесе́дуеши о несозда́нном Тро́ическом Све́те, ве́рных же ду́ши просвеща́еши, вопию́щих ти́ такова́я:
Ра́дуйся, озаре́ние Трисо́лнечнаго Све́та; ра́дуйся, денни́це незаходи́маго Со́лнца.
Ра́дуйся, свеще́, Боже́ственным пла́менем возжже́нная; ра́дуйся, я́ко угаси́л еси́ бесо́вский пла́мень нече́стия.
Ра́дуйся, све́тлое правове́рия пропове́дание; ра́дуйся, доброзра́чное све́та ева́нгельскаго сия́ние.
Ра́дуйся, мо́лние, е́реси пожига́ющая; ра́дуйся, гро́ме, устраша́ющий соблазня́ющия.
Ра́дуйся, и́стиннаго научи́телю ра́зума; ра́дуйся, та́инственнаго изъяви́телю ума́.
Ра́дуйся, я́ко тобо́ю попра́ся поклоне́ние тва́ри; ра́дуйся, я́ко тобо́ю научи́хомся покланя́тися Творцу́ в Тро́ице.
Ра́дуйся, Нико́лае, вели́кий Чудотво́рче.
Конда́к 12
И́кос 12
Пою́ще твоя́ чудеса́, восхваля́ем тя́, всехва́льне Нико́лае: в тебе́ бо Бо́г, в Тро́ице прославля́емый, ди́вно просла́вися. Но а́ще и попремно́гу соста́вленныя от души́ псалмы́ и пе́сни прино́сим ти́, Чудотво́рче святы́й, ничто́же твори́м ра́вно дарова́нию чуде́с твои́х, и́мже удивля́ющеся, вопие́м к тебе́ такова́я:
Ра́дуйся, Царя́ ца́рствующих и Го́спода госпо́дствующих служи́телю; ра́дуйся, служи́телей Его́ небе́сных сожи́телю.
Ра́дуйся, лю́дем ве́рным поможе́ние; ра́дуйся, ро́да христиа́нскаго возвыше́ние.
Ра́дуйся, побе́ды тезоимени́тый; ра́дуйся, венцено́сче наро́читый.
Ра́дуйся, все́х доброде́телей зерца́ло; ра́дуйся, все́х притека́ющих к тебе́ кре́пкое забра́ло.
Ра́дуйся, по Бо́зе и Богоро́дице, все́ на́ше упова́ние; ра́дуйся, теле́с на́ших здра́вие и ду́ш спасе́ние.
Ра́дуйся, я́ко тобо́ю от ве́чныя сме́рти свобожда́емся; ра́дуйся, я́ко тобо́ю безконе́чныя жи́зни сподобля́емся.
Ра́дуйся, Нико́лае, вели́кий Чудотво́рче.
Конда́к 13
О пресвяты́й и пречу́дный о́тче Нико́лае, утеше́ние все́х скорбя́щих, ны́нешнее на́ше приими́ приноше́ние и от гее́нны изба́витися на́м Го́спода умоли́ богоприя́тным твои́м хода́тайством, да с тобо́ю воспева́ем: Аллилу́иа.
Этот конда́к чита́ется три́жды, зате́м 1-й и́кос и 1-й конда́к.
И́кос 1
А́нгела о́бразом, земна́го су́ща естество́м, яви́ тебе́ всея́ тва́ри Созда́тель: благопло́дную бо добро́ту души́ твоея́ прови́дев, преблаже́нне Нико́лае, научи́ все́х вопи́ти тебе́ си́це:
Ра́дуйся, от утро́бы ма́терния очище́нный; ра́дуйся, да́же до конца́ освяще́нный.
Ра́дуйся, рожде́нием свои́м роди́телей удиви́вый; ра́дуйся, си́лу душе́вную а́бие по рождестве́ яви́вый.
Ра́дуйся, са́де земли́ обетова́ния; ра́дуйся, цве́те Боже́ственнаго сажде́ния.
Ра́дуйся, лозо́ доброде́тельная виногра́да Христо́ва; ра́дуйся, дре́во чудото́чное рая́ Иису́сова.
Ра́дуйся, кри́не ра́йскаго прозябе́ния; ра́дуйся, ми́ро Христо́ва благоуха́ния.
Ра́дуйся, я́ко тобо́ю отго́нится рыда́ние; ра́дуйся, я́ко тобо́ю прино́сится ра́дование.
Ра́дуйся, Нико́лае, вели́кий Чудотво́рче.
Конда́к 1
Возбра́нный Чудотво́рче и изря́дный уго́дниче Христо́в, ми́ру всему́ источа́яй многоце́нное ми́лости ми́ро и неисчерпа́емое чуде́с мо́ре, восхваля́ю тя́ любо́вию, святи́телю Нико́лае; ты́ же, я́ко име́яй дерзнове́ние ко Го́споду, от вся́ких мя́ бе́д свободи́, да зову́ ти́:
Ра́дуйся, Нико́лае, вели́кий Чудотво́рче.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение