Содержание
- 1 Второй Ватиканский Собор должен был сделать Римско-католическую Церковь открытой миру
- 2 Второй Ватиканский Собор должен был продолжить незавершенный Первый Ватиканский Собор
- 3 Второй Ватиканский Собор проходил в течение 3-х лет
- 4 Результатом Второго Ватиканского Собора стало принятие большого количества документов
- 5 Решения Второго Ватиканского Собора имели важные богословские последствия для Римскокатолической Церкви
- 6 Русская Православная Церковь считает Второй Ватиканский Собор внутренним делом Римскокатолической Церкви
Папа Римский Иоанн XXIII во время своего пребывания на посту апостольского нунция в Турции в 1935 году стал членом Ордена Розы и Креста.
Он получил в этой тайной организации мистическое имя Иоанн. Об этом итальянский писатель Пир Капри написал книгу «Пророчества Папы Иоанна XXIII».
Иоанниты, главой которых стал Иоанн XXIII, добились созыва и проведения Второго Ватиканского собора, изменившего направление развития католицизма и произведший революцию в литургике и богословии Римской церкви Римской католической церкви.
Второй Ватиканский Собор должен был сделать Римско-католическую Церковь открытой миру
Второй Ватиканский собор — это XXI Вселенский Собор Католической церкви, открытый в 1962 году по инициативе папы Иоанна XXIII. Продолжался он 3 года и закрылся уже при папе Павле VI.
На нём были принят ряд важных документов, относящихся к церковной жизни — 4 конституции, 9 декретов и 3 декларации. В Соборе принимали участие 3058 человек — епископов и генеральных настоятелей монашеских орденов и конгрегаций.
Присутствовали также миряне, наблюдатели других конфессий, дипломатический корпус.
На открытии Собора 11 октября 1962 года папа Иоанн XXIII заявил, что его целью является обновление Римскокатолической Церкви и её разумная реорганизация. Это необходимо для того, чтобы она могла продемонстрировать своё понимание развития мира и подключилась к этому процессу.
Кроме того, Папа высказал пожелание, чтобы результатом этого Собора стала открытая миру Церковь. Задачей Собора было проведение давно назревших реформ в церковной жизни.
Принятые на нем решения о реформах в католичестве, вызвали отторжение наиболее консервативной части католического сообщества, часть которого оказалась в фактическом расколе с Церковью (Священническое братство святого Пия Х), часть поддерживает движение за сохранение дореформенного обряда в рамках Церкви (Una Voce).
Второй Ватиканский Собор должен был продолжить незавершенный Первый Ватиканский Собор
Через 3 месяца после своего избрания на папский престол, 5 января 1959 года, папа Иоанн XXIII, объявил о своем намерении созвать Вселенский Собор. Для этого 17 мая того же года была образована предподготовительная комиссия, председателем которой стал госсекретарь Ватикана кардинал Доменико Тардини.
При этом созыва очередного римо-католического Вселенского Собора выдвигались на высшем уровне с первой четверти XX века. 23 декабря1922 года папа Пий XI обнародовал энциклику «Ubi arcano», где изложил программу своего понтификата.
В ней он впервые публично высказал пожелание о возможном возобновлении работы незавершенного I Ватиканского Собора, прерванного в 1870 году.
Папа поручил систематизировать архивы Первого Ватиканского Собора, а также начать исследования его материалов, при этом в их состав были включены и те документы, которые Первый Ватиканский Собор не стал обсуждать.
Их издали позже папах Пие IX и Льве ХIII в пяти томах в сборнике «Acta Congregationum generalium».
29 июня 1959 года папа Иоанн XXIII выпустил энциклику «Ad Petri Cathedram», в которой кратко обозначил цели грядущего собора: «развитие католической веры, обновление (aggiornamento) христианской жизни, приспособление церковной дисциплины к нуждам и обычаям нашего времени».
Известие о намерениях Иоанн XXIII было полной неожиданностью для многих, даже официальная ватиканская пресса вначале умолчала о них: в официальной газете «L’Osservatore Romano» информация о планируемом Соборе впервые появилась 1 февраля.
4 марта 1848 года папа распорядился создать подготовительную комиссию, которая занялась бы подготовкой документов для будущего обсуждения.
К 30 мая 1960 года в комиссию поступило более 3 тысяч ответов и предложений. 5 июня 1960 года в motu proprio «Superno Dei nutu» предподготовительная комиссия была преобразована в Центральную подготовительную комиссию.
Возглавлял её работу сам понтифик или его легат — декан Коллегии кардиналов Эжен Тиссеран. 25 декабря 1961 была издана булла «Humanae Salutis». В ней обосновывалась необходимость созыва Собора и у устанавливалась дата начала его работы.
20 июня 1962 года завершилась работа Центральной комиссии, подготовившей 73 проекта документов.
Однако большинство их ещё не были до конца проработаны и оставлены для доработки самим собором. 6 августа 1962 года в motu proprio «Appropinquante Concilio» был опубликован Устав собора, определяющий правила проведения собраний, порядок голосования, степень участия наблюдателей и т. д.
Представители 28 христианских Церквей и деноминаций были приглашены для участия в качестве наблюдателей. Языком Второго Ватиканского Собора была избранна «латынь» — язык, на котором говорит «Церковь Христова».
Второй Ватиканский Собор проходил в течение 3-х лет
11 октября 1962 года состоялось торжественное открытие Второго Ватиканского собора. На нем присутствовало 2540 участников.
Кроме того, на церемонию открытия прибыли наблюдатели от других христианских церквей: представители Русской Православной Церкви, старокатолики, англикане и т.д. Работа первой сессии продолжалась до 8 декабря.
Были обсуждены проекты документов о Церкви, об источниках Откровения, о средствах массовой коммуникации и ряд других.
Ни один документ не был принят, но было сформулировано большое количество поправок и предложений, направленных в соборные комиссии, которые должны были продолжить работу в период между сессиями.
3 июня 1963 года умер организатор и вдохновитель Собора папа Иоанн XXIII. Вместо его был избран новый папа Павел VI и Вторую сессию Собора, которая проходила с 29 сентября по 4 декабря 1963 года, открывал уже он.
На ней шли горячие споры по проектам документов о Церкви в современном мире, об экуменизме (взаимодействии с нехристианскими религиями и некатолическими церквами) и религиозной свободе.
Документы по этим темам приняты на сессии не были. Первыми документами, одобренными собором стали конституция о литургии Sacrosanctum Concilium и декрет об отношениях со СМИ Inter Mirifica.
Третья Сессия Собора длилась с 14 сентября по 21 ноября 1964 года. На ней было принято 19 сентября большое количество документов и, в том числе, важнейший документ — Догматическая конституция о Церкви (Lumen gentium).
Она стала продуктом компромисса между прогрессистским и интегристским течениями в Римскокатолической Церкви. Кроме конституции третья сессия также приняла два декрета — Unitatis redintegratio (о католическом экуменизме) и Orientalium Ecclesiarum (о Восточных церквях).
Заключительная сессия Собора началась 14 сентября и длилась по 8 декабря 1965 года. На ней были приняты все прочие документы Собора.
Наибольшие разногласия вызвала декларация Dignitatis humanae о религиозной свободе.
А также за расплывчатость понятия «свобода исповедания религии»; а также конституция о Церкви в современном мире Gaudium et spes.
Из-за разногласий между интегристами и прогрессистами она была оформлена в виде пастырской, а не догматической конституции только после открытого требования папы сделать.
Это означает её декларативный, а не вероучительный характер. Ещё одним важным документом, принятым на заключительной сессии стала конституция о Божественном откровении Dei Verbum.
Результатом Второго Ватиканского Собора стало принятие большого количества документов
8 декабря на площади перед базиликой святого Петра состоялась церемония закрытия Собора, на которой присутствовали около 2 тысяч римо-католических епископов, представители почти 100 государств и примерно 200 тысяч человек.
На Втором Ватиканском соборе принято 16 документов (4 конституции, 9 декретов и 3 декларации):
Конституции:
- «Sacrosanctum Concilium» — конституция о священной литургии.
- «Lumen gentium» — догматическая конституция о Церкви.
- «Gaudium et Spes» — пастырская конституция о Церкви в современном мире.
- «Dei Verbum» — догматическая конституция о божественном откровении.
Декреты:
- «Ad gentes» — декрет о миссионерской деятельности Церкви.
- «Orientalium Ecclesiarum» — декрет о Восточных католических церквях.
- «Christus Dominus» — декрет о пастырском служении епископов в Церкви.
- «Presbyterorum ordinis» — декрет о служении и жизни пресвитеров.
- «Unitatis redintegratio» — декрет об экуменизме.
- «Perfectae caritatis» — декрет об обновлении монашеской жизни применительно к современным условиям.
- «Optatam totius» — декрет о подготовке к священству.
- «Inter mirifica» — декрет о средствах массовой коммуникации.
- «Apostolicam actuositatem» — декрет об апостольстве мирян.
Декларации:
- «Dignitatis humanae» — декларация о религиозной свободе.
- «Gravissimum educationis» — декларация о христианском воспитании.
- «Nostra ætate» — декларация об отношении церкви к нехристианским религиям.
Для реализации соборных постановлений 3 января 1966 года папа motu proprio «Finis Concilio» создал постсоборные комиссии по епископам и управлению диоцезами, по монашеству, по миссиям, по христианскому образованию.
Также по мирянам и центральную постсоборную комиссию по истолкованию соборных декретов, занимающуюся координацией работы всех постсоборных комиссий.
Решения Второго Ватиканского Собора имели важные богословские последствия для Римскокатолической Церкви
Еще в период подготовки Собора выявились значительные расхождения его участников во взглядах на основные проблемы церковной жизни Римскокатолической Церкви.
Так консерваторы стремились максимально сохранить традиционные элементы богословия и литургии. Их назвали «интегристы» от латинского integrum — целостный.
Сторонников серьёзных обновлений в Церкви стали называть прогрессисты («аджорнаменто»), их возглавил сам папа Иоанном XXIII.
Несмотря на то, что на основные решения Второго Ватиканского собора были инициированы прогрессистами, некоторые документы, принятые на нем, представляют плод компромисса двух партий.
В результате 2 Ватиканский Собор и его решения подтвердил как все общехристианские догматы, так и специфичные для католичества (безошибочное учительство папы ex cathedra, непорочное зачатие Девы Марии, взятие Девы Марии в Небесную Славу душой и телом).
Необходимо отметить, что при этом Собор избежал новых догматических вероопределений.
Революционные изменения произошли в области литургии, отношения к служению Церкви в современном мире и отношения к другим конфессиям и религиям. Экклезиологическое богословие собора выразилось в пастырской конституции о Церкви Lumen Gentium.
Согласно ей, что Церковь Христова может быть только одна и она пребывает в Католической церкви». Кроме того, участники Собора активно спорили о мариологии.
Основные вопросы споров касались учения о посредничестве Девы Марии в деле искупления и об Успении.
Многие даже ждали от Собора нового мариологического догмата. Однако в итоге тема посредничества вообще была снята с повестки дня.
Одним из самых дискуссионных богословских вопросов Собора был вопрос о религиозной свободе, после долгих дискуссий сформулированный в декларации Dignitatis Humanae.
Также было сформировано Социальное учение Римскокатолической Церкви.
Согласно ему, католический экуменизм не предполагает упразднения межконфессиональных различий благодаря приведению догматов всех церквей к единому компромиссному варианту.
Такое его трактование взывало ожесточенные споры, так как католическая догматика предполагает, что вся полнота истины пребывает в Католической церкви.
Русская Православная Церковь считает Второй Ватиканский Собор внутренним делом Римскокатолической Церкви
Наибольшие изменения коснулись литургии в Римскокатолической Церкви. Они нашли свое отражение в:
- конституции «Sacrosanctum concilium»;
- декларации о реформе календаря (в приложении к конституции «Sacrosanctum concilium»);
- декрете об униатских церквах «Orientalium Ecclesiarum»;
- декрете о служении и жизни священников «Presbyterorum ordinis»;
- декрете о миссионерской деятельности «Ad Gentes divinitus».
Видео: Второй Ватиканский собор, из серии «история Христианской Церкви». На 7 минуте автор рассказывает о том, какие изменения произошли в католической литургии после Второго Ватиканского Собора.
Собор разрешил для мирян в римском обряде причащение под двумя видами по усмотрению епископов. В некоторых случаях было допущено общение в таинствах с Православными и древневосточными инославными.
По постановлению Собора был пересмотрен чин мессы. После II Ватиканского собора в некоторых случаях было разрешено использование местного языка в богослужениях наряду с латынью. Решение об этом принимает сам Папа Римский.
Необходимо отметить, что Русская Православная Церковь считает Второй Ватиканский Собор внутренним делом Римскокатолической Церкви.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение