Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Какая вера у чукчей: шаманизм или православие?

Во времена СССР по стране ходили анекдоты, в которых чукчей выставляли недалекими, наивными людьми, которых можно легко обмануть. На самом деле чукчи всегда были ловкими, умелыми и безжалостными воинами с которыми Российская империя предпочла сохранить нейтральные отношения.

В результате на территории Чукотки долгое время бытовали древние религии чукчей: анемизм и шаманизм. В наше время большинство чукчей считают себя православными, а приверженцев язычества можно найти только среди представителей кочевых родов этого северного народа.

Чукчи — это малочисленный коренной северный народ

Чукчи имеют самоназвание «луораветланы». Это коренной малочисленный народ крайнего северо-востока Азии. Он разбросан по огромной территории от Берингова моря до реки Индигирки и от Северного Ледовитого океана до рек Анадыря и Анюя. На 2010 год по данным Всероссийской переписи населения в Российской Федерации насчитывалось 15 908 человек.

Чукчи проживают, в основном на территории Чукотского автономного округа. Также их можно встретить в Республике Саха (Якутия), Корякском автономном округе. На «Большой земле» они практически не встречаются, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, где живут некоторые представители чукотской интеллигенции.

П. Печерский Чукотского автономного округа. Члены Ассоциации чукчей РС(Я). Чукотский народ разделяется на две ветви: чукчи-оленеводы и приморские чукчи-собаководы
П. Печерский Чукотского автономного округа. Члены Ассоциации чукчей РС(Я). Чукотский народ разделяется на две ветви: чукчи-оленеводы и приморские чукчи-собаководы. Фото: sakhalife.ru

Этот народ разделяется на две ветвь. Первая — это чукчи-оленеводы, которые не живут оседло, а кочуют, разводя оленей. Вторая — приморские чукчи-собаководы, которые не кочуют и охотятся на морского зверя.

К какой религии относятся чукчи, в наше время может ответить та же Всероссийская перепись населения. По её данным большинство жителей Чукотки причисляют себя к православным.

На 2017 год в России насчитывалось 15 908 чукчей.

Начиная с 18 века, русские миссионеры стали распространять среди чукчей православие. К началу 20 века чукчей-христиан насчитывалось примерно 1,5 тысячи человек. Необходимо отметить, что большинство из них назывались православными лишь формально.

Кроме того, узнать какая вера у чукчей можно, изучив работы этнографов. Согласно им незначительная часть кочевых чукчей исповедуют анимизм и шаманизм, при этом нередки случаи двоеверия, когда исполняются языческие и православные обряды.

Древние религии чукчей — анимизм и шаманизм

Какая религия у чукчей была главной до прихода на Чукотку православных миссионеров, отвечают историки и религиоведы. Считается, что чукчи первоначально придерживались анимизма и шаманизма. Анимизм (от лат. anima, animus — душа, дух) — это вера в существование душ и духов.

Души и духи представляются то аморфными (бесформенными), то фитоморфными (похожими на растения), то зооморфными (похожими на животных), то антропоморфными (похожими на людей) существами; однако они всегда наделяются сознанием, волей и другими человеческими свойствами.

Современный чукотский шаман. Шаманизм — одно из древних верований чукчей. В наше время он встречается среди некоторых родов кочевых чукчей
Современный чукотский шаман. Шаманизм — одно из древних верований чукчей. В наше время он встречается среди некоторых родов кочевых чукчей. Фото: img02.rl0.ru

Что же касается шаманизма, то его последователи верят в то, что шаман может общаться с духами в состоянии транса, так называемое «камлание». Шаманизм очень тесно связан с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом.

Его принято считать древнейшей религией, чья история насчитывает не один десяток столетий. Считается, что слово шаман происходит от эвенкийского слова nаsama, кроме того, его так же относят к индоарийской культуре. В ней существовало слово «шрамана» — слушающий.

Слово шаман переводиться с индоарийского как «слушающий».

Традиционные религиозные представления чукчей выражают амулеты (подвески, повязки, ожерелья в виде ремешков с бусами). Они обычно изготовляются из рогов оленей, когтей и костей животных, оленьих шкур.

Кроме того, обрядовое значение также имеет и раскрашивание лица кровью убитой жертвы, с изображением наследственно-родового знака — тотема. Обычай наносить оригинальный узор на колчаны и одежды у приморских чукчей заимствован ими от соседей—эскимосов. Далее от чукчей он перешёл ко многим полярным народам Азии.

Праздник запевал «Северное сияние» местности «Yс Хатыҥ». Танцы всегда были неотъемлемой частью обрядов древних верований чукчей
Праздник запевал «Северное сияние» местности «Yс Хатыҥ». Танцы всегда были неотъемлемой частью обрядов древних верований чукчей. Фото: sakhalife.ru

Оленные чукчи проводили несколько праздников: убой молодых оленей в августе, установка зимнего жилища (кормление созвездия Пегыттин — звезда Альтаир и Таразед из созвездия Орла), разбивка стад весной (отделение важенок от молодых быков), праздник рогов (Кильвей) весной после отела важенок, жертвоприношения огню и др. Один или два раза в год каждая семья справляла праздник Благодарения.

В основе языческой религии чукчей лежит верование в духов

Религиозные воззрения древних и некоторых современных чукчей во многом пересекаются с воззрениями на религию других палеоазиатских народов Сибири. Их основа — вера в духов, а именно одухотворение всех явлений и предметов окружающей действительности.

При этом у чукчей вселенная представлялась в виде трех, пяти или семи миров. Главное божество носило название Творец или же Верховное Существо. Оно обитает в Верхнем мире и с ним отожествлялись: Зенит, Полдень, Рассвет, Полярная звезда.

Иллюстрация к чукотской сказке «Куличок и ворон Куркыль». Мифический ворон Куркыль — это в чукотских мифах создатель вселенной
Иллюстрация к чукотской сказке «Куличок и ворон Куркыль». Мифический ворон Куркыль — это в чукотских мифах создатель вселенной. Фото: planetaskazok.ru

Крещеные чукчи связывали его образ со Христом. Иногда в его роли выступает мифический Ворон Куркыль, который создает землю, диких и домашних животных, а также научил людей жить в тундре. Согласно мифологии чукчей, Солнце — это человек в блестящих одеждах, ездящий по небу на оленях или же собаках, Луна — солнце злых духов, Северное сияние — души умерших предков, играющие на небе в мяч.

Кроме того, Млечный путь выступает в мифах в качестве песчаной реки, Полярная звезда — небесная привязь, вокруг которой ходят все звезды. В Верхний мир попадают через отверстие в Полярной звезде, по радуге или же солнечному лучу.

Вселенная у чукчей насчитывала 3, 5 или 7 миров.

У чукчей также бытовали представления о человеческих душах. При этом невидимую душу они связывали с образом черного жука. Кроме того, имелись понятия о душах отдельных органов и частей тела. Отсюда выводилось понятие о причинах болезней.

Они, согласно чукотским верованиям, объяснялись кражей души вредоносными духами, которые разделялись на несколько категорий. Обычно в злых духов превращались умершие родственники. Для защиты от них использовались амулеты, татуировки, магические заклинания

Рисунок амулетов, изображающих чукотских духов-охранителей. Чукчи считали, что от злых духов можно спастись при помощи алиментов, оберегов и особых обрядов
Рисунок амулетов, изображающих чукотских духов-охранителей. Чукчи считали, что от злых духов можно спастись при помощи алиментов, оберегов и особых обрядов. Фото: encrypted-tbn0.gstatic.com

Кроме того, также существовал культ духов-хозяев животных: нерпы, кита, моржа и т.д. В чукотской среде широко развиты обряды и праздники, связанные с годовым хозяйственным циклом. Они устраивались для «возрождения» промысловых животных, а также обеспечения удачной охоты.

Эти обряды осмыслялись в качестве акта благодарения животных и их духов-хозяев за добычу. Были также распространены жертвоприношения собак и оленей, а также культ огня.

Среди чукчей было распространено семейное и специализированное шаманство

Для патриархальной общины чукчей был характерен шаманизм. Шаманство присутствовало как обрядовое, семейное, так и индивидуальное, специализированное. Семейное камлание исполнялось в наружном шатре яранги, специализированное, шаманское — во внутреннем пологе яранги.

Обычно шаманы камлали в темноте. У чукотских шаманов не было специального облачения, но на их одежду нашивались специальные знаки. Шаманы имели специализацию: знахари, чревовещатели и предсказатели, кроме того, среди них были люди изменившие пол.

Чукотские шаманы, фотография 1910-х годов. Для чукчей характерно как «домашнее» камлание, так и «профессиональное» камлание шаманов
Чукотские шаманы, фотография 1910-х годов. Для чукчей характерно как «домашнее» камлание, так и «профессиональное» камлание шаманов. Фото: kamchatka-museum.ru

Интересно отношение чукчей-язычников к умершим. Так если человек умирал естественной смертью, его тело анатомировали: перерезали покойнику горло и грудь, вытаскивая наружу часть сердца и печения.

Делалось это для того, чтобы определить, какие именно части тела и органы злые духи «съели». Предварительно покойника обряжали, кормили и гадали над ним, заставляя отвечать на вопросы. После этого мертвое тело оставляли в тундре на земле. Иногда его прерывали камнями или же сжигали.

Чукчи потрошили своих покойников, чтобы узнать какие органы умерших «съели» злые духи.

После смерти таких людей, их души попадали в Нижний мир и теряли способности к реинкарнации. Если же человек погибал в бою или же лишал себя жизни добровольно, считалось, что его душа попадет в Верхний мир.

Такие трупы обычно сжигали. Также весьма интересен обычай принятия стариками добровольной смерти или же их убийства по их же просьбе близкими родственниками. Связан он с тем, что условия жизни в тундре были тяжелыми и одряхлевших родственников чукчи просто оставляли на смерть в тундре.

Чукча на охоте, фотография 1910-е годы. Если чукча погибал в бою или на охоте, считалось, что его душа пошла в Верхний мир
Чукча на охоте, фотография 1910-е годы. Если чукча погибал в бою или на охоте, считалось, что его душа пошла в Верхний мир. Фото: mirtayn.ru

Также для чукотского язычества характерна религиозная танцевальная культура. Все их танцы можно разделить на обрядово-ритуальные, имитационно-подражательные, танцы-инсценировки (пантомимы), игровые и импровизационные (индивидуальные), а также на танцы оленных и береговых чукчей. Ярким примером обрядо-ритуальных танцев было празднование «Первого убоя оленя». Вот свидетельство очевидца:

«После еды снимают все принадлежащие семье бубны, висевшие на шестах порога за занавеской из сырых шкур, и начинается обряд. В бубны бьют в продолжение всего остатка дня по очереди все члены семьи. Когда кончают все взрослые, их место занимают дети и в свою очередь продолжают бить в бубны. Во время игры на бубнах многие взрослые призывают «духов» и стараются побудить их войти в их тело…».

Православными чукчи стали после знакомства с русскими казаками-землепроходцами

Ответ на вопрос: какую религию исповедуют чукчи, будет неполным без изучения истории появления православия на Чукотском полуострове. Первыми православными в этих местах стали русские казаки-землепроходцы. Они в 1648-1649 годах основали в среднем течении реки Анадырь Анадырский острог, ныне Марково. Его строительство шло под непосредственным руководством Семена Дежнева. В остроге казаки возвели деревянную церковь Всемилостивого Спаса, которой ведал Тобольский владыка.

Видеоролик: Православие на Чукотке. На 10 секунде ведущая рассказывает о строительстве на Чукотке первой православной часовни.

С 1721 года Чукотка в составе дальневосточных русских земель, вошла в состав Иркутской епархии. В XVIII веке учреждена Чукотская духовная миссия. В 1788-1789 годах на реке Малый Анюй, у стен Анюйской крепости (ныне село Островное), стали проводиться Чукотские ярмарки и в центре крепости в 1811 году построили Николаевскую часовню.

Церкви

Далее на Чукотке возвели ещё один православный центр — часовню в торговой крепости на протоке Круговой Майн (бассейн р. Анадырь).

Первый православный храм на Чукотке основали в 1648-1649 годах.

В 1840 году учредили Камчатскую епархию специально для дальневосточных и американских владений России. В результате церковная жизнь на Чукотке получила новый толчок. В 1842 году святитель Иннокентий (Вениаминов) учредил Анадырскую духовную миссию, центром которой стала эта часовня. В 1848 году возведена Никольская церковь в устье р. Раучуа, прихожанами которой стали чукчи-оленеводы, юкагиры и чуванцы Чаун-Чукотки.

Митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов). Благодаря стараниями святителя Иннокентия была учреждена Анадырская духовная миссия
Митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов). Благодаря стараниями святителя Иннокентия была учреждена Анадырская духовная миссия. Фото: upload.wikimedia.org

В связи с тем, что поселок Марково разросся из-за пребывающего в него населения, в 1862 году в нем построили Никольскую церковь. Через 10 лет Чукотскую миссию разделили на 3 стана: Эломбальский, Сен-Кёльский и Николаевский Чаунский. Когда была образована Якутская епархия, они перешли к ней. В 1899 году, при устройстве Владивостокской кафедры, восточная часть перешла к последней, а западная (бассейны рек Малый и Большой Анюй, а также Чаун-Чукотка) осталась за Якутским архиереем.

В наше время большинство чукчей исповедуют православие

Во времена советской власти и так немногочисленные православные приходы и церковные строения на Чукотке были утеряны. Поэтому церковная жизнь здесь пресеклась. Она возобновилась только после того, как на территории СССР восстановилось епархиальное управление. Произошло это в 1945 году. Тогда территорию Чукотки отнесли к Хабаровской епархии. На деле же последняя вскоре лишилась самостоятельного управления.

Троицкий кафедральный собор, Анадырь, ЧАО. Вновь построенный Анадырский Троицкий собор — это кафедральный собор Магаданской епархии
Троицкий кафедральный собор, Анадырь, ЧАО. Вновь построенный Анадырский Троицкий собор — это кафедральный собор Магаданской епархии. Фото: upload.wikimedia.org

До конца 1980-х годов Хабаровская епархия находилась в ведении Иркутских архиереев. В 1991 году Чукотку отнесли к новоучрежденной Магаданской епархии. Процесс восстановления церковной жизни на этой территории начался в 1990-х годах.

Самостоятельная Анадырская епархия образована постановлением Священного Синода от 19 июля 2000 года будучи выделена из Магаданской епархии в пределах Чукотского автономного округа. Её первым кафедральным храмом стал Анадарыский Преображенский, а с 2005 года — вновь построенный Анадырский Троицкий собор. На октябрь 2017 года на территории епархии зафиксировано: 6 благочиний, 16 приходов (из них 6 храмов приписные), 13 священнослужителей (из них 5 монашествующих).

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *