Содержание
- 1 Эпоха викингов длилась с VIII по XI век
- 2 О религии викингов известно мало из-за отсутствия источников
- 3 У христиан есть Ветхий и Новый Завет, у скандинавов — Старшая и Младшая Эдда
- 4 В мифологии викингов были асы и ваны, но не стоит ровнять их с ангелами и бесами
- 5 Боги скандинавов — Один, Тор, Тюр — имеют параллели в других религиях
- 6 Викинги приносили людей в жертву, но у них была своя мораль
- 7 Потомки викингов живут на севере Европы, их религия забыта, есть только неоязычники
О том, какая вера у викингов, сегодня бытует много заблуждений. С именами Одина и Тора связано немало произведений кино и литературы. Все они довольно далеки от того, что существовало в действительности. Эта статья поможет вычленить правду из массы смешанной информации, которая описывает эпоху викингов.
Эпоха викингов длилась с VIII по XI век
Викинги — это германские племена. Они прославились как бесстрашные воины и бывалые мореходы. Есть свидетельства, что их корабли достигли Северной Америки ещё до Колумба.
В массовой культуре викинги широко представлены как крупные бородатые воины, агрессивные, нечистоплотные и непримиримые. И здесь никакого мифа нет.
Действительно викинги именно так и выглядели. В фильме «13-й воин» есть эпизод, когда герой-азиат наблюдает, как викинги сморкаются в общую чащу и умываются из неё же. Это реальный факт, реконструированный по записям путешественника Ибн Фадлана.
Нет сомнений, что викинги — это потомки индоарийской расы, завоевавшие Север. В их языке, культуре и генах присутствуют всё те же признаки, что характерны для большинства европейских народов.
О религии викингов известно мало из-за отсутствия источников
Так какая религия у викингов? Есть удобное слово — язычество. Ничего не объясняет, но зато уже какой-то термин. Увы, викинги не вели таких подробных записей, как, например, египтяне. Нам не за что зацепиться, чтобы достоверно представить себе религиозные представления тогдашних северных мореплавателей.
То, что сегодня известно о религии викингов, — это рассказы из источников, которые написаны по мотивам других источников, написанных с ещё одних источников. Эти сведения прошли через несколько народов, которые по-своему осмысляли и интерпретировали их.
Сегодня мы наиболее обширно располагаем данными, которые записали христианские авторы. В их трудах видно сильное влияние своего богословия. Это ставит под сомнение чистоту приведённых сведений.
Явно, что языческое сознание через христианскую призму получилось смазанным, противоречивым и многое там надумано.
И всё же ряд учёных по сей день совершает подвиг, пытаясь отделить домыслы средневековых исследователей от реальных фактов, дошедших до наших дней.
У христиан есть Ветхий и Новый Завет, у скандинавов — Старшая и Младшая Эдда
Письменные источники скандинавов сравнительно новы. Важно понимать, что религия викингов в оформившемся виде существовала ещё до I века. Записи мифов приходятся на XII век, а то и позже.
До момента создания текстов на этих землях уже завершалась христианизация. Если на Руси этот процесс принимали с неохотой и рядом сопротивлений, то в Скандинавии Церковь вообще насаждала свою веру через реки крови. Здешний народ очень не хотел изменять своим убеждениям.
Однако к моменту записи скандинавских мифов уже умирала память народа о своих верованиях, так что нам остались преимущественно одни только истории о персонажах скандинавского пантеона. А вот ритуал, который они обслуживали, утрачен. Само собой, невозможно реставрировать религию по одним только сказкам.
Источников немало, но главные из них:
- Старшая Эдда (Поэтическая Эдда) — это сборник песен о героях и богах. Возможно, её автор Сэмунд Мудрый, хотя с этим спорят. Явно, это далеко не полный сборник всего религиозного и культурного наследия викингов, но сравнительно большой материал, откуда можно много чего почерпнуть.
- Младшая Эдда (Прозаическая Эдда) — это сборник историй о героях и богах, записанный скальдом Снорри Стурлусоном.
Опубликованы тексты почти одновременно. Параллель с Ветхим и Новым Заветом довольно соблазнительна, но не состоятельна. Это иные по духу произведения, главным образом, фабульного характера. В них важную роль играет поэзия, которая вообще очень значительна для культуры викингов. Здесь можно углядеть нечто общее с Псалмами, но всё же лучше избежать искушения проводить параллели с другими религиями.
В мифологии викингов были асы и ваны, но не стоит ровнять их с ангелами и бесами
Сверхъестественных существ викинги делили на асов и ванов.
- Асы — это завоеватели, то есть близкие викингам по духу существа.
- Ваны — противники асов, те, кто защищался от завоевателей.
Здесь нет добрых и злых сил. Это для иудаизма, зороастризма, христианства и ислама характерна идея добра и зла. Религии языческого толка, вроде египетской, месопотамской, индийской или скандинавской, рассказывают, что в мире нет абсолютного зла.
Один и тот же бог может быть подателем добра и причиной несчастий. Все мы имеем две природы, а их борьба — это внутренняя работа существа, а никак не фантастические баталии между раем и адом.
Немало исследователей пыталось отыскать реальные прототипы народов асов и ванов. Есть мнение, что ваны — это ионийские греки, есть и другие версии.
В любом случае, на землях Скандинавии продолжительное время почитали и тех, и других существ. Это стандартная для религиозного мира ситуация, когда захватчики власти приносят с собой своих божеств, но вынуждены позволить завоёванному народу сохранить свои верования.
Боги скандинавов — Один, Тор, Тюр — имеют параллели в других религиях
Самый главный бог викингов — Один. По ряду источников, у него один глаз, а второй он отдал за мудрость. Есть и другие интерпретации.
С Одином связан интересный миф о его жертвоприношении себя самому себе на Мировом дереве:
«Знаю, висел я в ветвях на ветру девять долгих ночей, пронзенный копьем, посвященный Одину, в жертву себе же, на дереве том, чьи корни сокрыты в недрах неведомых. Никто не питал, никто не поил меня, взирал я на землю, поднял я руны, стеная их поднял — и с древа рухнул».
Интересны параллели с Христом:
- Добровольная жертва;
- Пронзающее копьё;
- Висение на дереве.
Исследователи давно обратили на них внимание. Так об этом сообщает религовед И.О. Негреев:
«Среди интерпретаций рассматриваемого мифа еще с XIX в. существует концепция Софуса Бугге и его последователей, связывавших предание о самопожертвовании Одина с евангельским образом распятого Христа. Согласно Бугге, древние скандинавы позаимствовали этот мотив, услышав рассказы о Христе во время своих путешествий к Британским островам, и впоследствии присвоили новый сюжет своему главному богу. Примечательно, что столь значимый мотив полностью отсутствует у автора Младшей Эдды Снорри Стурлусона (который был христианином). Помимо отсутствия соответствующего пассажа из «Речей Высокого», Снорри, как указывает Ричард Норс — не использует кеннинг Эгиля для мира — «Виселица Одина» (Elgjar galgi) из Sonatorrek 15, хотя, вероятно, знал эту часть поэмы»8. Некоторые исследователи полагают, что это «молчание» обусловлено именно неудобными параллелями с Христом».
Примечательно, что Мировое дерево кроной утопает в небесах, а растёт из мира мёртвых. В христианской иконографии крест изображён так же: из головы Адама он восходит к небесному миру.
Но антрополог Хильда Эллис Дэвидсон считает, что связи с христианством нет:
«Свидетельств, доступных из археологии и иконографии, теперь достаточно, чтобы убедить нас, что дело обстояло не так, но, возможно, тонкие христианские влияния часто затрагивали представление древних рассказов… Очевидное подобие между Христом на кресте и Одином, висящим на дереве, не означает, что одиническая традиция не может быть независимой. Единственный способ проверить это состоит в том, чтобы проследить мотив на севере, и рассмотреть, как идея жертвы, висящей на дереве, вероятно, являлась частью культа Одина».
Бог Тор — это аналог индийского Индры, славянского Перуна и многих других громовержцев. С ними его роднит история о борьбе со змеем Ёрмунгандом — один из центральных сюжетов большинства религий. Этот змей заслуживает отдельного внимания, как универсальный межрелигиозный символ и персонаж.
Ещё один бог викингов — Тюр. Он этимологически родственен многим другим богам неба:
- Дэус, (латынь);
- Дьяус (санскрит);
- Дэва (санскрит);
- Зевс (греческий);
- Юпитер (римский, как отмечает И.О. Негреев, здесь ушла первая буква, а раньше было:«Дьюпитер»).
Викинги приносили людей в жертву, но у них была своя мораль
Принести себя в жертву — значит уподобиться. Есть такие люди, которые распинают себя, чтобы стать подобными Христу. Вот и почитатели Одина желали повеситься на дереве, чтобы стать сопричастными богу Одину. Но жизнь-то одна, поэтому в ход шли заместительные жертвы: разрешалось вместо себя убить другого человека. Такие жертвоприношения — реальная картина религиозной жизни викингов.
Война — тоже важная составляющая религиозной жизни. Викинги — это индоарии, которые искоренили касту духовенства. Её священную роль стали играть воины. Предполагалось, что человек, который будет славным воином, после смерти попадёт в Вальхаллу — рай, где бесконечное пиршество. Доблестные воины составят дружину Одина в последней войне перед концом света Рагнарёком.
Для других людей есть альтернативы:
- Хельхельм — место, где упокоены души, которым не выпала честь попасть в Вальхаллу;
- Берег мёртвых — обитель змей, аналог ада для грешников.
Да, у викингов был свой ад. Хотя они не церемонились с другими народами, грабили и убивали, у них имелись и свои нравственные законы. Например, нельзя было спать с чужой женой.
Вообще, подходить с христианскими мерками к викингам не стоит. Дело в том, что для их религии характерно не постепенное духовное развитие, а впадение в некое трансовое, полуживотное состояние. Именно оно — то самое чувство божьей благодати, с точки зрения викингов.
Это иная культура, построенная на войне, наша мораль в ней не работает.
Потомки викингов живут на севере Европы, их религия забыта, есть только неоязычники
Большинство потомков викингов живут в Швеции, Норвегии и Дании. Это уже не те воины, поклоняющиеся Одину, а наши обычные современники. Культура викингов нашла отражение в художественных произведениях.
Романтизм образа викингов привлекает людей к их религии, но сегодня её не существует в том виде, в каком её знали в I–IX века нашей эры. Есть только неоязычество. Это внешнее подражание тому, что известно о вере предков скандинавов. Подобная ситуация нам хорошо известна на примере славянского язычества или религий тюрских народов. Сказывается отсутствие письменных источников.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение