Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Какая вера у абхазцев

Именно в Абхазии проповедовали апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Кроме того, Православные монастыри Грузии в Чкондиди и Кумурдо были выстроены абхазскими царями Георгием II и Леоном III.

Абхазские строители также принимали участие в возведении в украинском Киеве Собора Святой Софии. Таким образом, мы делаем вывод, что главная религия в Абхазии — это христианство.

Христианство доминирует в Абхазии

Абхазия или Апсны по-грузински — это регион в северо-западной части южного склона Главного Кавказского хребта, на северо-восточном побережье Чёрного моря. Исторически в её состав входило и входит 7 областей: Малая Абхазия, Бзыпын, Гума, Абжуа, Самурзакан, Дал-Цабал, Псху-Аибга.

В настоящее время Абхазия считается частично признанной Республикой Абхазия. Грузия считает Абхазию частью своей территории и согласно документам ООН она признается Абхазской Автономной Республикой.

Новоафонский монастырь в ходе реконструкции 2014 года. Новоафонский монастырь считается одной из главных святынь Абхазии, где большинство н7аселени себя считают христианами
Новоафонский монастырь в ходе реконструкции 2014 года. Новоафонский монастырь считается одной из главных святынь Абхазии, где большинство н7аселени себя считают христианами. Фото: upload.wikimedia.org

Большинство населения Абхазии признает себя христианами. Именно поэтому можно достаточно легко ответить на вопрос: какая религия у абхазцев. При этом по состоянию на 2003 год среди жителей Абхазии:

  • 64 % — христиане, как правило, православные;
  • 14 % — мусульмане, как правило, сунниты;
  • 8 % — атеисты;
  • 3 % — приверженцы абхазской религии;
  • 3 % — язычники;
  • 2 % — прочие конфессии;
  • 6 % затруднились ответить на вопрос о своей религиозной принадлежности.
64%
столько абхазов считает себя христианами

Институтом Востоковедения РАН в 1994 — 1998 годах, были проведены исследования, которые показали, что большинство абхазов исповедуют свою традиционную религию (абхазский монотеизм), даже если формально считаются христианами или мусульманами. На это указывает то, что христиане в Абхазии редко посещают церкви.

Абхазские мусульмане едят свинину, пьют вино и не делают обрезания. Мало кто из верующих читает Библию или Коран. Кроме того, исследователи отмечают, что религиозные праздники христиане, мусульмане и представители традиционной абхазской религии отмечают совместно религиозные праздники.

Анцва, абхазский Бог — Творец всего сущего. Большинство абзазов, наряду с исповеданием христианства и ислама, придерживаются национальной религии Абхазии
Анцва, абхазский Бог — Творец всего сущего. Большинство абзазов, наряду с исповеданием христианства и ислама, придерживаются национальной религии Абхазии. Фото: ic.pics.livejournal.com

Абхазы утверждают, что верят в Единого Бога — Творца всего сущего (Анцва), невидимого и вездесущего. Религиоведы говорят о том, что абхазская религия — это уникальный пример изначального монотеизма, древнейшей религии человечества Поэтому её можно признать реликтом, дожившим до наших дней.

В Абхазии сейчас имеются несколько десятков православных храмов, два монастыря. Также в стране иметься, две действующие мечети, католическая и лютеранская церкви, синагога. В любом случае большинство абхаз — это христиане или мусульмане.

Большинство абхазских христиан — православные

Православная церковь в Абхазии доминирует среди христианских деноминаций. В Абхазии сейчас работает несколько десятков православных храмов. При этом необходимо отметить, что действующая ныне Сухумо-Абхазская епархия ранее была подчинена Грузинской православной церкви.

После того, как в Грузии началась гражданская война между грузинами и абхазами, епархия фактически вышла из её подчинения и с тех пор существует самостоятельно, провозгласив автокефалию. Автокефалия другими православными Церквями не признается. Главной православной святыней в Абхазии считается монастырский комплекс, расположенный на Новом Афоне.

Патриарший Собор в Пицунде. Большинство абхазов-христиан считают себя православными
Патриарший Собор в Пицунде. Большинство абхазов-христиан считают себя православными. Фото: upload.wikimedia.org

Абхазские православные объединены в рамках Православной церкви в Абхазии (Пицундинский католикосат). Это православная церковь с неурегулированным самопровозглашённым автономным статусом в Абхазии.

Её территория иными поместными Церквами, включая Московский патриархат, де-юре признаётся юрисдикция Грузинской церкви.

Де-факто же православные клирики в Абхазии с начала 2000-х годов состоят в ведении Майкопской епархии РПЦ. С мая 2011 года внутри Православной церкви в Абхазии имеет место раскол. Он был учинен при участии иеромонахов Дорофея (Дбара) и Андрея (Ампара), за что они и были запрещены в священнослужении.

Современная Православная церковь в Абхазии находиться в состоянии раскола.

Католическая церковь в Абхазии по своему влиянию значительно уступает православной. Так католическая община республики насчитывает всего лишь 150 человек. Большинство её членов прожимает в Сухуме.

Небольшие группы католиков находятся также в Гагре и Пицунде. Большинство прихожан составляют армяне и поляки. В настоящее время сухумская католическая община принадлежит Апостольской Администратуре Кавказа.

Костёл святого апостола Симона в Сухуме. Количество католиков в Абхазии не превышает 120 человек
Костёл святого апостола Симона в Сухуме. Количество католиков в Абхазии не превышает 120 человек. Фото: upload.wikimedia.org

С 2002 года в Сухуме рядом с католическим приходом существует лютеранский приход святого Иоанна, состоящий в основном из лиц немецкого происхождения. Он также немногочисленен. Кроме того, в республике действуют также иные представители протестантизма.

Ислам — вторая по численности религия в Абхазии

Социологические опросы показывают, что ислам — это вторая по численности религия в Абхазии. Так по состоянию на 2003 год, мусульманами себя считает 16% жителей Абхазии. Большинство из них являются жителями гагрского и гудаутских районов. Активными мусульманами в 2003 году назвали себя около 250 участников опроса.

Мечеть в Сухуме. Ислам считается второй по численности религией Абхазии
Мечеть в Сухуме. Ислам считается второй по численности религией Абхазии. Фото: upload.wikimedia.org

В наше время в республике действуют две мечети (в Гудауте и Сухуме). Состоявшийся 3 декабря 2011 года IV Съезд мусульман Абхазии избрал председателем Духовного управления мусульман (ДУМ РА) Салиха (Станислава) Кварацхелия.

Духовное управление мусульман Абхазии (ДУМРА) сообщает о случаях дискриминации мусульман в Абхазии, например, при их найме на работу.

Большинство последователей иудаизма в Абхазии покинули республику

Ранее в Республике Абхазия проживали грузинские евреи. Их родным языком был грузинский. После начала Грузино-абхазского конфликта они были вынуждены уехать из Абхазии.

В 1993 году абхазское объединение евреев «Сохнут» организованно вывезло из охваченной войной республики евреев в Израиль, часть их переселилась в собственно Грузию. В Абхазии остались только те евреи, которые являются ашкеназскими евреями и говорят, в большинстве своем, на русском языке.

Синагога в Сухуми. Большинство абхазских евреев выехали из Абхазии с началом грузино-абхазского конфликта
Синагога в Сухуми. Большинство абхазских евреев выехали из Абхазии с началом грузино-абхазского конфликта. Фото: upload.wikimedia.org

В 2004 году состоялся первый официальный визит представителя израильского министерства иностранных дел в непризнанную Республику Абхазию. При этом стоит отметить, что представители других мировых религий государственность Абхазии не признают.

На 2012 год в Абхазии действовала одна синагога в городе Сухуме, при этом общая численность евреев в Абхазии составляла около 200 человек.

2012
в этом году в Абхазии действовала всего одна синагога и насчитывалось около 200 иудаистов

Единственными организациями, которые оказывают благотворительную помощь еврейской общине Абхазии, являются ростовский филиал международного гуманитарного фонда «Джойнт» и еврейская община Сочи.

Несмотря на то, что абхазы называют себя христианами или мусульманами, большинство из них исповедует национальную религию

Исследования, проведенные в 1994 — 1998 годах Институтом востоковедения РАН, свидетельствуют о том, что большинство абхазов исповедуют свою традиционную религию (абхазский монотеизм).

Многие из них, при этом, считают себяихристианами или мусульманами. Это отражается во многих сторонах жизни абхазов.

Священный холм Аных-амца в Джгерде, 1939 год. Священные места в Абхазии почитаются всеми этническими абхазами, вне зависимости от вероисповедания
Священный холм Аных-амца в Джгерде, 1939 год. Священные места в Абхазии почитаются всеми этническими абхазами, вне зависимости от вероисповедания. Фото: planetguide.ru

Существует множество противоречий между традиционной религией абхазов и мировыми религиями. Так, например, значительная часть опрошенных жителей Абхазии, причисляющих себя к христианам, не признают Иисуса Христа как Сына Божия.

Кроме того, они не посещают христианские храмы, не причащаются и не соблюдают постов. Что же касается абхазов-мусульман, то они едят свинину, пьют вино, не делают обрезания (считая такой поступок недостойным мужчины) и не посещают Мекку.

Абхазские христиане и мусульмане не читают Евангелие и Коран.

Большинство абхаз не читает Евангелия или же Корана, кроме того, христианские, мусульманские и традиционные праздники отмечаются в Абхазии совместно представителями разных религий и сводятся к общему застолью.

Адепты абхазской традиционной религии утверждают, что верят в Единого Бога — Творца всего сущего (Анцәа), невидимого и вездесущего. Это обстоятельство позволяет некоторым религиоведам утверждать, что абхазская религия — «уникальный» пример изначального монотеизма. Также утверждается, что она представляет собой реликт, доживший до наших дней.

Абхазское застолье. В Абхазии представители разных религий отмечают религиозные и иные праздники вместе, за одним столом
Абхазское застолье. В Абхазии представители разных религий отмечают религиозные и иные праздники вместе, за одним столом. Фото: cdn1.img.sputnik-abkhazia.info

Христианство неоднозначно относится к традиционной национальной религии Абхазии. Так, например, в абхазской национальной религии присутствует обожествление человека, что неприемлемо для христиан.

Кроме того, традиционно, за абхазским застольем первый тост звучит как «уа Анцәа улха ҳат» (о Анцва, освети нас лучами своими).

Христианам также запрещено произносить такой тост, так как это трактуется как «вспоминаешь бога только тогда, когда тебе хорошо». Также этот тост не поднимают за Аллаха, Иисуса Христа, иудейского Бога и т.д.

В современной Абхазии традиционная национальная религия активно возрождается

Идеологи современной абхазской религии позиционируют её как пантеистическую. Дело в том, что Анцва имеет бесконечное множество проявлений на земле (то есть, он сам Природа).

При этом Анцва не является только добрым или только злым — он средоточие обоих понятий. Несмотря на сильное давление ислама и христианство, национальна религия Абхазии не только сохранилась, но и активно развивается.

Жрец святилища Дыдрыпш Заур Чичба. За каждым абхазским святилищем закреплен жрец из определенного рода (фамилии)

Так проведенное Институтом востоковедения РАН осенью 1997 года анкетирование населения Гагрского и Гудаутского районов свидетельствует о сильном влиянии на современных абхазов традиционной дохристианской религии.

Дело в том, что в ходе этого опроса 199 человек или 47,4 % из числа 420 абхазов, которые назвали себя христианами, признались в посещении абхазских святилищ.

47,4%
столько абхазских христиан посещают абхазские святилища

Во времена СССР национальная религия абхаз подвергалась гонениям. Начиная с 1990-х годов, она начала восстанавливать свои позиции. Святилища у наших абхазских друзей — это семь мест, расположенных на территории Абхазии, которые почитаются абхазами в качестве священных. Вот этот перечень:

Святилище Местонахождение Район
Дыдрышп-ныха Гора Дыдрыпш-ныха у села Ачандра Гудаутский район
Лых-ныха поляна Лыхнашта, центр села Лыхны Гудаутский район
Лдзаа-ныха около села Лдзаа в районе Пицунды Гагрский район
Инал-Куба гора Инал-Куба у села Псху Сухумский район
Адагуа ныха гора Адагуа в районе села Цабал Гульрипшский район
Лашкендар гора Лашкендар около города Ткуарчал Ткуарчалский район
Елыр-ныха Село Илор Очамчырский район

Совокупность семи святилищ в Абхазии называется быжныха («семь святилищ»). К настоящему времени возобновлена деятельность пяти из них, это — Дыдрыпш-ныха, Лашкендар-ныха, Лдзаа-ныха, Лых-ныха и Ылыр-ныха. Шестое святилище Инал-Куба находится в горной долине Псху, населенной ныне русскими.

По поводу места нахождения седьмого святилища до сих пор нет единого мнения. Так некоторые исследователи называют в качестве такового Бытху — древнее святилище убыхов.

Реже в качестве седьмого святилища назывались Лапыр-ныха, Напра-ныха, Геч-ныха и Капба-ныха. 3 августа 2012 года в Сухуме на учредительном собрании воссоздан Совет жрецов Абхазии.

Совет Жрецов Абхазии — руководящий орган национальной абхазской религии

Жрецами — аныха паю (в переводе «сыновья святилища») семи главных абхазских святилищ могут служить только представители определенных абхазских жреческих фамилий: Гочуа (Лдзаа-ныха), Харчлаа (Лашкендар) Чичба (Дыдрыпш-ныха), Шакрыл (Лых-ныха) и Шинкуба (Елыр-ныха).

Большинство этнических абхаз, даже признающих себя христианами и мусульманами, почитается большинством этнических абхазов. Каждое святилище имеет свой жреческий род (фамилию).

Место принесения клятвы в святилище Дыдрыпш. В абхазском святилище принято говорить только правду, поэтому местные правоохранительные органы часто используют их в качестве «судей» для преступников
Место принесения клятвы в святилище Дыдрыпш. В абхазском святилище принято говорить только правду, поэтому местные правоохранительные органы часто используют их в качестве «судей» для преступников. Фото: forumimage.ru

Кроме указанных семи святилищ, исторически являющихся общеабхазскими, практически у каждого абхазского рода имеется своё маленькое святилище (абх. ажьыра). Обычно оно является местом проведения родовых молений.

Перед святилищем нельзя врать, поэтому правоохранительные органы Абхазии нередко используют святилища в качестве «судей». Большинство абхазов признают в качестве главного святилища — Дыдрыпш. Моления на горе Лашкендар были торжественно возобновлены в середине 1990-х годов.

В середине 1990-х годов в Абхазии возобновились моления на горе Лашкендар.

Власти Абхазии поддерживают национальную религию страны. Так первые лица государства также нередко участвуют в молениях. В 1992 году во время грузино-абхазской войны моление на горе Дыдрыпш-ныха проводил лично глава Абхазии Владислав Ардзинба. Он просил у святилища покровительства и защиты Абхазии.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *