Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Какая вера у славян: от язычества до православия

Славяне не всегда были христианами. Понять, какая вера у славян была до христианства можно, изучив свидетельства, сохранившиеся в письменных источниках. Так, например, в «Повести Временных лет» говориться:

«…И нача къняжити Володимеръ в Кыеве единъ. И постави кумиры на хълму вне двора теремьнаго: Перуна древяна, а главу его сьребряну, а оусъ златъ, и Хърса, Дажьб’а и Стриб’а, и Съмарьгла, и Макошь».

Точного же количества богов, бывших у древних славян, сейчас не знает никто, ведь в процессе христианизации славянского мира практически все свидетельства о них были уничтожены.

Древние славяне были язычниками, современные исповедуют христианство

Какую религию исповедовали славяне до принятия ими христианства, можно понять, изучив их историю. Славяне — это крупнейшая в Европе этноязыковая общность.

В настоящее время славяне расселены на обширной территории Южной, Центральной и Восточной Европы и далее на восток — вплоть до Дальнего Востока России.

Славянская диаспора имеется также в государствах Западной Европы, Америки, Закавказья и Средней Азии. Общая численность славян — 300 — 350 млн человек.

Выделяются западные славяне (поляки, силезцы, словинцы, чехи, словаки, кашубы, моравы и лужичане), восточные славяне (белорусы, русские, украинцы) и южные славяне (болгары, сербы, хорваты, боснийцы, македонцы, словенцы, черногорцы).

Территории славянского населения Европы:     Западнославянские народы     Восточнославянские народы     Южнославянские народы. Славяне разделяются на три ветви: западные, южные и восточные
Территории славянского населения Европы:     Западнославянские народы     Восточнославянские народы     Южнославянские народы. Славяне разделяются на три ветви: западные, южные и восточные. Фото: upload.wikimedia.org

Авторы средневековых русских летописей считали, что часть славян после всемирного потопа жила рядом с Иллирией (побережьем Адриатического моря).

В античных (римских и византийских) литературных памятниках название славян выглядит как «склавины» (греч.Σκλαβηνοί, лат. Sklavīnî), в арабских источниках как «сакалиба», иногда со славянами сближают самоназвание одной из групп скифов «сколоты» и этноним «венеды».

По данным исторического языкознания, письменных источников и археологии славяне VI — VII вв. проживали на территории Центральной и Восточной Европы, простиравшейся от рек Эльбы и Одера на западе, через бассейн Вислы, до верховьев Днестра и верховьев Днепра на востоке.

300 — 350 млн
примерно столько во сем мире христиан;undefined

Наиболее ранние упоминания (Плиний Старший, Тацит), вероятно связанные с этногенезом славян, относятся к венедам. Более подробны сведения 5 — 6 вв., в частности, в трудах византийского дипломата и историка Приска, византийского писателя Прокопия Кесарийского. Современное деление восточных славян следующее:

  • русские;
  • украинцы;
  • белорусы.

Славяне были язычниками, приняли христианство и, частично, ислам

Какая религия была у восточных славян известно достаточно точно. Дело в том, что историки и археологи обнаружили достаточное количество следов славянского язычества. При этом разнородные славянские племена были связанны единой мифологией и религией.

Славянская мифология — это совокупность мифологических воззрений, верований и культов славянских народов.

Славянская мифология формировались на протяжении долгого периода в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народов во II—I тысячелетии до н. э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов

Князь Владимир отдаёт распоряжения у идола Перуна (миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV столетия). Перун — главный бог древних славян был позаимствован ими из индоевропейского пантеона
Князь Владимир отдаёт распоряжения у идола Перуна (миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV столетия). Перун — главный бог древних славян был позаимствован ими из индоевропейского пантеона. Фото: upload.wikimedia.org

Из-за существенного индоевропейского влияния в славянской мифологии имеется значительный индоевропейский пласт.

Предполагается, что к нему относятся образы бога грозы и боевой дружины (Перун), бога скота и потустороннего мира (Велес), элементы образов близнечного божества (Ярило и Ярилиха, Иван-да-марья) и божества Неба-Отца (Стрибог).

Также индоевропейскими по сути являются такие образы, как Мать Сыра-Земля, связанная с ней богиня ткачества и прядения (Мокошь), солнечное божество (Дажьбог), и некоторые другие

Часть славян была насильственно исламизирована турками-османами.

Духовная культура славянских племен стала изменяться между VI и X веками, когда большая часть славян приняла христианство: Восточные и Юго-Восточные по Византийскому обряду, а Западные и Юго-Западные по Римскому обряду. Об этом говорит множество сохранившихся в тех времен славянских древностей.

При этом вера славян стала не только христианской. Так некоторая часть славян приняла ислам в результате Османской оккупации Балкан. Славянами-мусульманами являются помаки, торбеши, горанцы и бошняки

Болгарские помаки. Родопы. 1932 год. Некоторая часть славян, например болгарские помаки, приняли ислам под давлением Османской Турции
Болгарские помаки. Родопы. 1932 год. Некоторая часть славян, например болгарские помаки, приняли ислам под давлением Османской Турции. Фото: upload.wikimedia.org

Язычество западных славян, их южных и восточных братьев дошло до наших дней в сильно «христианизированном» виде: праздники (Масленица, Купало, Коляда, Красная горка, Радоница, Родительская или Деды и др.), обряды (заговоры, гадания) и так называенмые «суеверия».

Практически неизменной осталась вера в духов (домовых и др.) и привидения, в славянском погребальном обряде также сохранились значительные черты язычества.

XX
с конца этого века в славянском мире идет попытки возрождения славянского язычества

С конца XX в., в славянском мире идут попытки возрождения славянского язычества, а также формирование неоязычества (имеющего мало общего с языческим прошлым славян).

О славянском язычестве известно относительно немного

Славянское язычество — реконструируемая по данным языка, фольклора, обрядов, обычаев и верований древних славян система дохристианских представлений о мире и человеке, основанная на мифологии и магии.

Какую религию исповедовали восточные славяне мы знаем приблизительно, дело в том, что первые отрывочные сведения о славянской культуре в письменных источниках появляются лишь после их выхода к границам Византийской империи в VI веке.

Единственным убедительно реконструируемым общеславянским божеством является Перун (*Perunъ), бог грома и молнии.

Русы под стенами Константинополя (860 год). Сведения о религии древних славян появились только после их выхода к границам Византии
Русы под стенами Константинополя (860 год). Сведения о религии древних славян появились только после их выхода к границам Византии. Фото: upload.wikimedia.org

Праславянскими являются такие понятия, как дух, душа, навь («мертвец»), рай («потусторонний мир»), волколак («оборотень»), упырь («вампир»), треба («жертвоприношение»).

При этом языческое понимание души не следует смешивать с христианским. Отсутствие у учёных сведений о мифологии древних славян, особенно же это касается времён общеславянского единства.

Это объясняется многими факторами, и прежде всего — отсутствием собственной письменности и удалённостью от основных центров городской латинской или грекоязычной письменной культуры.

Религия древних славян сформировалась во II — I тысячелетии до н. э.

Славянская религия формировалась на протяжении долгого периода в процессе выделения древних славян изиндоевропейской общности народов во II — I тысячелетии до н. э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов.

Так в первой половине 1 тысячелетия до н. э. на мифологию и религию славян оказали значительное влияние кельты и степное ираноязычное население (скифы, сарматы и аланы).

Кроме того, восточные славяне имели в своём пантеоне божеств предположительно иранского происхождения — Хорс, Семаргл и другие.

Васнецов В.М. Бой скифов со славянами. 1881 год. Черты религии древних славян сложились под влиянием окружающих их нардов, например, скифов
Васнецов В.М. Бой скифов со славянами. 1881 год. Черты религии древних славян сложились под влиянием окружающих их нардов, например, скифов. Фото: virtualrm.spb.ru

Основные черты язычества восточных славян:

  • вера в одушевлённость природы (аниматизм и анимизм):
  • культ предков;
  • вера в сверхъестественные силы, которые постоянно присутствуют и принимают участие на протяжении всей жизни каждого человека;
  • развитая низшая мифология;
  • убеждённость в возможности воздействия на положение вещей в мире средствами примитивной магии;
  • антропоцентризм.

Славянские языческие идолы размещались на капище

Данные археологии и письменных источников свидетельствуют, что у славян существовали скульптурные изображения божеств (идолы). Таким образом, боги славян имели персофицированную антропоморфную форму.

Славянские идолы могли быть как деревянными, так и каменными. Один из богов восточных славян, в отличие от западных, обычно соответствовал одному идолу.

Идолов восточных славян отличает простота и грубость исполнения, тогда как у западных славян идолы были более искусными и сложными

Збручский идол, X век. Древние славяне поклонялись идолам, олицетворяющим языческих богов
Збручский идол, X век. Древние славяне поклонялись идолам, олицетворяющим языческих богов. Фото: upload.wikimedia.org

О внешнем виде славянских идолов можно судить по так называемому «Збручскому идолу». Кроме того, также известно описание идолов, поставленных князем Владимиром в Киеве.

Так, например, по описаниям в письменных источниках известно, что идол Перуна, поставленный в нём же князем Владимиром, был деревянным, с серебряной головой и золотыми усами

Языческие религиозные обряды древние славяне проводили на капищах.

Идолам славяне поклонялись в открытых святилищах (капищах). Наличие храмовых помещений у славян (за исключением западных) не зафиксировано, однако они вполне могли иметь место, не оставив после себя следов, будучи деревянными.

Капища могли быть огорожены, их обычным атрибутом был костёр, временный или постоянный. Византийцы и иные народы говорили о том, что славяне на капищах приносят в жертву не только животных, но и людей.

Жрец Святовита, изображённый на священном камне из Арконы. Жрецов у древних славян было мало, их заменяли гадатели, знахари, предсказатели
Жрец Святовита, изображённый на священном камне из Арконы. Жрецов у древних славян было мало, их заменяли гадатели, знахари, предсказатели. Фото: upload.wikimedia.org

Помимо идолов славяне поклонялись и священным камням-валунам. Вождь (князь) у древних славян совмещал в себе административные, военные и религиозные функции. жречество как сословие у восточных славян находилось только в процессе формирования, который был прерван введением христианства.

Тем не менее, жрецы языческих божеств у восточных славян в дохристианские времена, скорее всего, были. Однако гораздо больше было гадателей, колдунов и знахарей. Кроме того, для славянского язычества был характерен культ предков и особый погребальный обряд с тризной.

Язычество восточных славян закончилось с крещением Руси

Крещение Руси — термин, под которым в современной исторической науке подразумевается введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. С крещением Древней Руси закончилось язычество в среде восточных славян.

Традиционно, вслед за летописной хронологией, данное событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской Церкви. Выражение «Крещение Руси» (точнее, «крещение земли Русской») присутствует в Повести временных лет.

«Крещение Руси». Фреска работы В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе. 1895—1896 года. Язычество у восточных славян было ликвидировано с крещением Руси
«Крещение Руси». Фреска работы В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе. 1895—1896 года. Язычество у восточных славян было ликвидировано с крещением Руси. Фото: upload.wikimedia.org

Обращение в христианство было стандартной практикой Византии в отношениях с воинственными народами-язычниками. В IX веке попытки христианизации предпринимались в отношении Великой Моравии(862 год) и Болгарии (864 — 920 года).

Первым правителем Киевской Руси, официально принявшим христианство византийского обряда, стала княгиня Ольга в 957 году. Согласно «Повести временных лет», в 6496 году от сотворения мира (то есть приблизительно в 988 году н. э.) киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви.

988
в этом году Великий князь Владимир крестил Русь

После крещения князя Владимира язычество Древней Руси стало резко терять своё влияние. Кроме того, с этого момента начался процесс формирования русского народа.

На части территорий Руси христианство насаждалось силой; при этом уничтожались культовые сооружения язычников, сопротивлявшиеся подвергались репрессиям.

Так, согласно сообщению Иокимовской летописи, Новгород оказал активное сопротивление введению христианства: он был крещён в 990 году епископом Иоакимом иновгородским посадником Воробьём Стояновичем при военной помощи киевского воеводы Добрыни (брат матери князя Владимира — Малуши) и тысяцкого Путяты.

«Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече (Княжий суд)», 1898 год. А. П. Рябушкин. Последователи языческих культов оказали сопротивление крещению Руси
«Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече (Княжий суд)», 1898 год. А. П. Рябушкин. Последователи языческих культов оказали сопротивление крещению Руси. Фото: upload.wikimedia.org

Принятие христианства как государственной религии неизбежно влекло ликвидацию языческих культов, пользовавшихся до того великокняжеским патронатом.

Православное духовенство осуждало языческие обряды и празднества (некоторые из них сохранялись долгое время вследствие того, что некоторыми исследователями квалифицируется как религиозный синкретизм или двоеверие.

Разрушались культовые сооружения — идолы, капища, убивались волхвы.

В наше время предпринимаются попытки возродить славянское язычество

В наши дни предпринимаются попытки возрождения славянского язычества путем культивирования неоязычества.

Славянское неоязычество — неоязыческое новое религиозное движение в среде современных славянских народов, основанное на возрождении дохристианских верований и обрядов с почитанием богов-покровителей (Перуна, Рода, Мокоши, Велеса и других).

Оно не имеет преемственной связи с носителями древнеславянской религии, при этом истории не исключают возможность сохранения некоей языческой традиции до наших дней в лице колдунов и скоморохов.

Праздник богини Мокошь Союза славянских общин славянской родной веры. В наше время предпринимаются попытки возродить славянское язычество через новоязычество
Праздник богини Мокошь Союза славянских общин славянской родной веры. В наше время предпринимаются попытки возродить славянское язычество через новоязычество. Фото: upload.wikimedia.org

Славянское неоязыческое движение не является единым, в нём существуют разные течения, зачастую не признающие и отвергающие друг друга, это и реконструкторы-родноверы, ставящие цель возродить в как можно более точном виде древние верования, так и синкретические движения, наподобие «Звенящих кедров России», конструирующие новую мифологию.

Некоторые объединения являются радикально-националистическими и признаны экстремистскими в судебном порядке. В настоящее время в России существует 3 течения славянских неоязычников. В настоящее время славянское неоязычество в России разделяется на следующие течения:

  1. Родноверие:
  • союз славянских общин славянской родной веры;
  • содружество славянских родноверческих общин «Велесов круг»;
  • круг языческой традиции.
  1. Инглиизм.
  2. Синкретические:
  • бажовцы;
  • дом ясеня;
  • духовный союз «Тезаурус»;
  • звенящие кедры России (анастасийцы).

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *