Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Какая вера у киргизов: от китайских летописей до современности

Случалось ли Вам задуматься о том, какая вера у киргизов? Скорее всего, вряд ли. А ведь представьте, как интересно взглянуть не чужую культуру. Быть может, предки киргизов вынесли из Алтая предания о встречах с йети?

Или десятки поколений этого народа бережно хранят какую-то уникальную религиозную традицию? Никогда не знаешь, что можно выяснить, если углубиться в мир другого человека. Давайте немного поговорим о религиозных представлениях киргизов.

Женщины в национальных одеждах киргизов
Женщины в национальных одеждах киргизов. Фото: static-2.akipress.org

Предки киргизов приносили жертвы духам и имели похоронные ритуалы

Китайские источники называли государство предков киргизов Цзянькунь. В IX веке хроники Поднебесной записали некоторые сведения об этой стране:

«Почвы болотистые, зимы снежные. Женщин больше, чем мужчин. Мужчины носят серьги в ушах, по характеру — отважные и сильные.

Повсеместны татуировки: у воинов на руках, у замужних женщин на лице. Браки не очень крепкие. Знают месяцы, сезоны и 12-летние циклы годов. Сеют просо, пшеницу, овсюг, ячмень. Муку делают ручными жерновами.

Сеют в апреле, жнут в октябре. Делают пиво. Овощи и фрукты не выращивают. Разводят крупных и сильных лошадей. Много коров, овец, меньше верблюдов. Лошадьми и овцами платят калым, богачи дают 100 — 1000 голов. Стада богачей в несколько тысяч голов коров».

О вере предков киргизов нам сообщают китайские документы.

Но нам интереснее почитать о том, какая религия у киргизов того времени. Китайцы сказали несколько слов и об этом:

«Жертвы духам приносят в поле в любое время. Шаманов называют «гань». На свадьбах платят калым. На похоронах оплакивают покойного, три раза обёртывают его в саван и сжигают, через год останки зарывают и снова оплакивают»

Детали происхождения киргизов спорны, так что не будем на них останавливаться. Как многие азиатские народы, киргизы были поглощены монголо-татарами, но сегодня они живут в отдельном государстве — Киргизии, а также расселились на территориях других государств, в том числе и России.

Историческая вера киргизов — тенгрианство (тенгризм)

Достоверно известно, что раньше киргизы исповедовали традиционную для Востока религию тенгрианство. Это современный термин. Как в действительности они называли свои верования, история не сохранила. Может быть, никак и не называли.

По крайней мере, китайцы до знакомства с Западом вообще не имели слова для обозначения религии. Возможно, тенгрианство — это та самая вера в духов, о которой сообщает китайская рукопись. Но не исключено, что речь о разных традициях.

Киргизский шаман
Киргизский шаман. Фото: img04.rl0.ru

Так или иначе, но на определённом этапе киргизы стали разделять веру в неба Тенгри. Он был не единственным членом языческого пантеона. Также люди почитали:

  1. Умай. Мать-земля. Универсальный, знакомый каждому из нас образ. Вместе с богом неба создаёт равновесие мужского и женского, земного и небесного, верха и низа. Характерная для востока идея гармонии.
  2. Эрлик. Очень интересный персонаж. Бог подземного царства и загробной жизни. Изображался как страшное существо с головой быка. Характерно, что точно такое же существо почитается как буддийский бог смерти Яма. При этом в Индии тоже есть бог смерти Яма, но выглядит он иначе. Очевидно, что речь идёт о каком-то очень древнем божестве, общем для всего Востока.
Вообще, Азия — место, где особенно почиталась природа.

Если мы привыкли к антропоцентризму и теоцентризму, то азиатский мир геоцентричен, в центре его религиозных ценностей — земля, произрастающая на ней природа, её энергии и стоящий за всем этим Бог, действующий через эту самую природу.

Человек оторван от природы. Это существо сомнительных достоинств, ибо своими ошибками оно несёт разрушение. А потому Бог не столь похож на человека, как представляют себе западные религиозные традиции. Бог — нечто безличностное, далёкое. Его цель — не благо человека, а вселенская гармония. Если люди её нарушат, то их за это можно и покарать

Маска бога Эрлика, которого почитают последователи тенгрианства

Отсюда вытекают два следствия тенгрианства:

  1. Природе нужно поклоняться. Общение с Богом возможно через гармоничные вещи, которые выполняют свои задачи в этом мире. Это реки, горы и духи, которые с ними связаны. Все они — проекции божественного, заслуживающие почитания.
  2. Предков следует ритуально поминать. Смерть — ещё не конец. Душа никуда не девается, а её связь с нашим миром может быть довольно тесной. Сила же живого человека во многом зависит от земли, где обитали его предки, ибо здесь действует их воля.

А потому душу нужно правильно проводить и поминать соответствующими ритуалами, чтобы обеспечить ей достойную посмертную судьбу, а себе спокойное земное существование.

Реконструкция подлинного облика тенгризма — задача неподъёмная для историков культуры и религии. Мы слишком мало знаем о верованиях тех лет. Всё усугубляется ещё и тем, что каждый народ явно вносил свои традиции в тенгризм. И эти отпечатки сильно мешают созданию усреднённого облика тенгризма.

Статуэтка Умай — матери-земли в тенгризме
Статуэтка Умай — матери-земли в тенгризме. Фото: matma.ru

Но в то же время это не мешает нашим современникам исповедовать неотенгризм. Это религия, внешне похожая на то, чем мы себе представляем старую языческую традицию Азии. Любому человеку очевидно, что это уже явно не то, что было. Но поскольку никто не в курсе, как было на самом деле, для многих азиатов это приемлемая альтернатива.

Главное — не ставить знак «равно» между практиками нынешних шаманов тенгризма и той религией, которая навсегда утрачена для истории. Поддержка тенгризма — важна для Киргизии, так как это способствует национальной идентичности. Но сегодня эта религия официально не зарегистрирована.

Представитель общественного объединения «Кыргыз эл касиети академиясы» Нашарат Жакыпбеков так высказался об этом:

«Если бы Госкомиссия нас зарегистрировала, во-первых, мы смогли иметь определенную силу в правовом поле. Во-вторых, мы получили бы возможность снова вернуть исчезнувшую науку. Открыли бы школы и другие организации».

Самая распространённая религия Киргизии — ислам

Но времена шаманов ушли в прошлое. Сейчас в Киргизии — свыше 82% мусульман.

Представители ислама добились это не за один век, начиная с X. Они правильно рассчитали, что самый эффективный путь — это привлечь в свою религию правителей и аристократию.

82%
столько в Киргизии мусульман

Нашествие монголо-татар несколько замедлило распространение ислама, но он продолжал понемногу поглощать предков киргизов. Даже советская власть не смогла остановить этот процесс, хотя нанесла ему значительный урон.

Центральная мечеть в Бишкеке
Центральная мечеть в Бишкеке. Фото: informburo.kz

К концу XX века Киргизия имела свыше 1000 мечетей, а к 10-м годам это количество приблизилось к 2000.

Ислам проник в сферы образования, общественные объедения и другие структуры. Даже киргизы, которые отправляются за границу, стараются поддерживать связь с мусульманским миром.

2000
столько мечетей в Киргизии на сегодня

Конечно, это не значит, что каждый киргиз — правоверный мусульманин. Как и в православии, хватает «номинальных» верующих, ничего не знающих о богословии и тех, кто относится к религии, как к формальному соблюдению обрядов.

Позиции ислама очень сильно укрепил закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике». Он ограничил возможности миссионеры, а регистрацию разрешил при количестве членов церквей, достигающем 200 человек. По меркам такой небольшой и в значительной степени исламизированной страны, это жёсткие условия.

В Киргизии 16% христиан

Христиане составляют 16% от населения Киргизии. Как правило, это приезжие. Европейцы преимущественно католики и протестанты, а русские люди — православные.

Есть и киргизы по национальности, которые ходят в православную церковь.

Христианство не смогло противостоять исламу в Киргизии, но и конфликта у них нет.

Предание утверждает, что на этих землях проповедовал апостол Фома. История же считает, что христианство здесь появилось в Средневековье, но под давлением ислама утратило популярность.

На территории Киргизии действуют:

  • 46 приходов;
  • 25 храмов;
  • 1 монастырь.
Храм святого равноапостольного князя Владимира в Бишкеке
Храм святого равноапостольного князя Владимира в Бишкеке. Фото: foma.ru

Епископ Бишкекский и Кыргызстанский Даниил рассказывает о том, как православие существует на территории Киргизии:

«На киргизскую землю православие пришло вместе с переселенцами. Русские переселенцы пришли на территорию современной Киргизии 150 лет назад, когда отдельные киргизские племена, приняв российское подданство, вошли в состав Российской империи.

Множество переселенцев из южных областей России, а также из Уральской губернии перешли сюда со своими повозками, вместе с семьями на постоянное место жительства.

Естественно, что переселенцы принесли в эти края православную веру. На местах, где они расселялись, появлялись первые православные часовни и храмы. Так православие пришло на киргизскую землю.

В отличие от агрессивной политики западных религиозных миссий христианского толка, православие пришло сюда мирно, а его главной целью было духовное окормление поселившихся здесь русских переселенцев.

Это сыграло историческую роль во взаимодействии с исламом. За 150 лет не было ни единого конфликта на религиозной почве, потому как ислам не вмешивался в дела русского населения, православные не вмешивались в дела киргизов.

Нынешнее государство Кыргызстан состоялось во многом благодаря совместным созидательным усилиям киргизского и русского народов на основе глубокого взаимоуважения, культурного взаимопроникновения, учета религиозных и национальных особенностей, чему, безусловно, помогали нравственные основы глубокой веры, как православного, так и мусульманского населения».

Даниил
епископ Бишкекский и Кыргызстанский

Также ощутимый вес в жизни христиан имеет Союз евангельских христиан-баптистов Кыргызстана.

Есть незначительный процент других религий: иудеи, буддисты, бахаи

Представителей других религиозных традиций в Киргизии — ничтожный процент. Иудеи. Представлены небольшой общиной примерно в полтысячи человек. Буддизм. В Кыргызстане исповедуют две школы буддизма:

  • Ниппондзан Мёходзи;
  • Карма Кагью.
Монах Алексей Шмыгля у входа в буддийскую общину «Чамсен»
Монах Алексей Шмыгля у входа в буддийскую общину «Чамсен». Фото: data.kaktus.media

Буддизм не занимается миссионерством и не агитирует, так что количество его представителей не возрастает. При этом примечательно, что Киргизия — земля, полная буддистских реликвий, храмов и статуй.

Бахаи. Религия, возникшая на базе ислама в XIX веке. Во многом ему близка. Строгий монотеизм, попытка разглядеть во всех религиозных традициях единую линию. Вопрос о том, стоит ли её считать самостоятельным движением, либо относить к мусульманским сектам, открыт в современном религоведении.

Киргизы за пределами Киргизии исповедуют либо ислам, либо следуют своим личным предпочтениям

Киргизы тесно связаны с исламом, так то они даже за пределами своей страны стараются сохранить связь с религиозной традицией.

Но всё же это далеко не система, из которой не выйти. Киргизы в России и других странах вполне могут принять религию по своему вкусу или вовсе стать атеистами.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *