Содержание
- 1 Архиепископ Серафим (Соболев), святой, православный монархист, богослов, борец с экуменизмом, нравственным монизмом и новостильным расколом
- 2 Епископ Серафим родился в семье мещан
- 3 После окончания обучения святитель Серафим (Соболев) стал преподавателем
- 4 В эмиграции епископ Серафим (Соболев) руководил православными общинами в Болгарии и писал богословские труды
- 5 Архиепископ Серафим (Соболев) получил советское гражданство и перешёл в юрисдикцию Московского патриархата
- 6 Архиепископ Серафим (Соболев) канонизирован в Болгарии и России в лике святителей
- 7 Святитель Серафим Богучарский написал много богословских трудов
В крипте русской церкви Никольского собора болгарской Софии стоит почтовый ящик. Суда верующие кладут письма с молитвенными просьбами, обращёнными к святителю архиепископу Серафиму (Соболеву).
Ещё при жизни владыка обладал даром молитвы и прозорливости. Он говорил своим духовном чадам о том, чтобы после его смерти они приходили к его могиле, и обращались нему как к живому. До сих пор многие верующие исполняют этот завет и получают по своим просьбам помощь от святого.
Архиепископ Серафим (Соболев), святой, православный монархист, богослов, борец с экуменизмом, нравственным монизмом и новостильным расколом
Серафим Соболев (в миру Николай Борисович Соболев) — это святой Русской православной церкви.
Он епископ Православной Российской церкви, а потом Русской православной церкви за границей и Русской православной церкви Московского патриархата. Отец Серафим в эмиграции был признан как идеолог русского православного монархизма.
Канонизирован 3 февраля 2016 года Архиерейским собором Русской православной церкви в лике святителей.
Святитель Серафим прославился как писатель-богослов. Он автор книги «Русская идеология», а также ряда сочинений направленных на борьбу с экуменизмом, софиологией, нравственным монизмом, с новостильным расколом.
Известен активной деятельностью как русский православный богослов-антимодернист.
Его фигура уникальна тем, что он был всю жизнь убеждённым монархистом. При этом во время Второй мировой войны он отказался поддерживать германские власти.
Позже принял советское гражданство и перешёл вместе с болгарскими приходами в юрисдикцию Московского патриархата.
Епископ Серафим родился в семье мещан
Родился будущий владыка Серафим в многодетной благочестивой семье мещан Бориса Матвеевича и Марии Николаевны Соболевых 1 декабря 1881 года.
Его крестили под именем Николай в честь святителя Николая Мириликийского.
Его родной брат — архимандрит Сергий (Соболев). Начальное образование получил в церковно-приходской школе. Далее Николай Соболев продолжил своё образование, поступив во второй класс Рязанского духовного училища.
Здесь он учился старательно, охотно, получая только хорошие оценки.
После этого учился в Рязанской духовной семинарии. Здесь он изучал Писание, Жития святых, труды отцов церкви. Много времени уделял самообразованию и самовоспитанию, находясь под надзором духовных наставников.
После успешного окончания Рязанской духовной семинарии он в 1904 году отправился в Санкт-Петербургскую духовную академию для учебы.
Здесь он был под конец обучения 26 января 1908 года пострижен в монашество под именем Серафим, в честь Серафима Саровского.
Необходимо отметить, что с момента поступления в учебные заведения, отец Серафим заявлял о своем стремлении посвятить свою жизнь, служению Богу. Именно поэтому он усердно учился и часто выходил за рамки учебной программы.
При этом большое влияние на его формирование как монаха и будущего священнослужителя на него оказала фигура отца Иоанна Кронштадтского. Он знал все его труды и почитал его как своего духовного учителя.
После окончания обучения святитель Серафим (Соболев) стал преподавателем
В 1908 году епископ Сергий (Тихомиров) рукоположил Серафима в Иеродиаконы, а позже — в иеромонахи. В этом же году он защитил диссертацию на тему: диссертации «Учение о смирении по Добротолюбию» и стал кандидатом богословия.
Вскоре после этого его назначают преподавателем пастырского училища в Житомире, а далее переводят на должность помощника смотрителя Калужского духовного училища. 1 декабря 1911 отца Серафима назначают инспектором Костромской духовной семинарии.
22 декабря 1912 года Серафима (Соболева) назначили ректором Воронежской духовной семинарии с возведением его в сан архимандрита.
На 1912 год ситуация в духовных семинариях Российской империи была сложной. Так в этом году в Воронежской духовной семинарии произошел бунт, поэтому отец Серафим оказался в сложных условиях на новом месте службы.
Из-за этого ему пришлось отказаться от редактирования «Воронежских епархиальных ведомостей».
Революцию архимандрит Серафим не принял. На юге России архимандрит Серафим вошел в подчинение Временного высшего церковного управления (ВВЦУ).
1 октября 1920 года по старому стилю произошла его хиротония, ей возглавил Митрополит Киевский Антоний (Храповицкий), ставший впоследствии председателем Архиерейского синода.
14 ноября на комендантском пароходе «Херсонес» вместе с комендантом Севастополя генералом Николаем Стоговым эмигрировал в Константинополь.
В эмиграции епископ Серафим (Соболев) руководил православными общинами в Болгарии и писал богословские труды
Весной 1921 года отец Серафим назначен епископом Бегучарским викарием Воронежской епархии. В 1921 году, в августе Высшее церковное управление за границей приняло определение, согласно которому отцу Серафиму поручалось управление русскими православными общинами в Болгарии.
Тогда же он стал главой Болгарского благочиния русских приходов и настоятелем посольского храма в Софии. При этом он продолжал носить титул епископа Лубенского и его переименовали определением Архиерейского синода в епископа Богучарского только в 1928 году.
Епископ Серафим не был подвержен прещениям со стороны заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия.
Он поддерживал сношения с митрополитом Литовским Елевферием (Богоявленским) и архиепископом Вениамином (Федченковым), пребывавшими в юрисдикции Московского патриархата.
В 1934 году Серафим Богучарский председателем Архиерейского синода митрополитом Антонием (Храповицким) возведён в сан архиепископа.
В эмиграции владыка вёл активную богословскую и литературную работу. Так 1935 году он дал детальную богословскую оценку «имябожнического» учения (имяславия) в своей работе против софиологии Владимира Соловьёва, Сергия Булгакова и Павла Флоренского.
В августе 1938 года архиепископ Серафим на II Всезарубежном церковном соборе в Сремских Карловцах представил доклад об экуменическом движении.
В нём он привёл обоснование недопустимости участие в таком движении Православной церкви.
В эмиграции архиепископ Серафим (Соболев) написал самый известный свой труд — «Русская идеология».
В ней он доказывал необходимость для России монархического правления, осуждал секулярные преобразования Петра Великого, хвалил патриарха Никона.
Кроме того, он также в Болгарии написал статью: «О новом и старом стиле» в которой указывал на противоречие григорианского календаря Церковному уставу и сложившейся богослужебной традиции.
Архиепископ Серафим (Соболев) получил советское гражданство и перешёл в юрисдикцию Московского патриархата
Серафим Богучарский, несмотря на то, что он был убеждённым монархистом, отказался участвовать в «Архиерейском совещании иерархов Православной русской церкви заграницей» в Вене.
Оно проходило с 21 по 26 октября 1943 года под покровительством властей фашисткой Германии.
Кроме того, он также содействовал преодолению схизмы Болгарской православной церкви, которую сняли в феврале 1945 года. 2 марта этого же года он письмом поздравил патриарха Алексия I с его избранием предстоятелем Русской православной церкви.
15 апреля 1945 года архиепископ Серафим обратился к патриарху с просьбой о принятии в Московский патриархат.
Советская власть внимательно следила за деятельностью Серафима Соболева. Так, например, глава делегации Московской патриархии архиепископ Псковский Григорий (Чуков) посетил Болгарскую церковь в конце апреля 1945 года.
По результатам поездки им была составлена докладная записка Иосифу Сталину, в которой указывалось на, то что архиепископ Серафим пользуется большим уважением прихода.
В результате 30 октября 1945 года он был принят вместе с семью русскими приходами в Болгарии в юрисдикцию Московского патриархата.
В 1946 году отец Серафим принял советское гражданство. В декабре этого же года правительство СССР передало в ведение архиепископа бывшую посольскую церковь Николая Чудотворца в Софии.
В июле — августе 1948 года Серафим Соболев находился в Москве. Сюда его пригласили для участия в Совещании глав и представителей автокефальных Православных церквей.
Власть сделала это для того, чтобы использовать архиепископа для нейтрализации экуменически настроенного экзарха Стефана (Шокова).
Архиепископ Серафим (Соболев) канонизирован в Болгарии и России в лике святителей
Архиепископ Серафим (Соболев) скончался 26 февраля 1950 года в Софии. На его отпевании присутствовали все синодальные архиереи Болгарской церкви, сонм епископов, архимандритов и священников.
Погребли отца Серафима в крипте под алтарем Никольского храма. Ещё при жизни он считался старцем и прозорливцем, поэтому Болгарская Православная Церковь неоднократно ставила вопрос о его канонизации.
Первой Серафима Соболева канонизировала неканоническая Старостильная православная Церковь Болгарии. Эту канонизации фактически признало руководство РПЦЗ.
Много усилий для канонизации архиепископа приложил архимандрит Филипп (Васильцев), ставший в 2011 году настоятелем русского подворья в Софии.
Так он инициировал сбор подписей в защиту этой идеи, а в феврале 2015 года отец Филипп на мероприятиях, посвященных 65-летию со дня преставления архиепископа Серафима (Соболева).
Идею его канонизации также поддержал Патриарх Болгарский Неофит.
3-4 декабря 2015 года состоялись заседания совместной комиссии Русской и Болгарской Православных Церквей, которая рекомендовала канонизировать архиепископа Серафима, многое сделавшего для укрепления православной веры.
Сама процедура канонизации прошла 3 февраля 2016 года на пятом пленарном заседании Архиерейского Собора в Храме Христа Спасителя. В результате Болгарская и Русская Православная Церкви прославили архиепископа Богучарского Серафима в лике святителей.
Святитель Серафим Богучарский написал много богословских трудов
За свою жизнь святитель Серафим Богучарский написал много богословских трудов.
- «Новое учение о Софии, Премудрости Божией», магистрская диссертация.
- «Русская идеология».
- «Объ истинномъ монархическомъ мiросозерцанiи».
- «О новом и старом стиле».
- «Отступление русского народа от православной веры».
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение