Содержание
- 1 Добрые и злые духи — это сверхъестественные существа, их часто изображают как гибридов разных зверей и людей
- 2 Духи зла и добра известны с глубочайшей древности, грань между ними и богами весьма размыта
- 3 Часто злые духи — это боги, которым уже не поклоняются, их список огромен
- 4 Духи бывают оседлые и бродячие, стражи и вредители, но чаще их делят на злых и добрых по отношению к человеку
- 5 История о том, что духи — падшие ангелы, неправдива
- 6 Злых духов, очевидно, сотворил Бог
- 7 Бог допускает существование злых духов, потому что Сам их зачем-то создал
- 8 Избавляются от злых духов праведной жизнью
- 9 Человеку злые духи помогают увидеть свои ошибки в духовной жизни
Злые духи — тема для христиан не запретная, но не обсуждаемая. Однако, как ни крути, в современности любая информация доступна. Жить и ни разу не услышать про нечто злобное и сверхъестественное невозможно.
Люди справедливо требуют объяснений, и очень хорошо, когда представитель их религиозной традиции может объективно и обоснованно растолковать то или иное явление со ссылкой на факты и первоисточники.
Добрые и злые духи — это сверхъестественные существа, их часто изображают как гибридов разных зверей и людей
Что мы понимаем под словом дух? Это нечто бестелесное, обладающее сверхъестественными силами. Но в то же время у этого слова есть и переносные значения:
- атмосфера (в целом вокруг преобладал оптимистичный дух);
- настрой (он бодр духом);
- запах (витал неприятный дух разложения).
И многое другое. Всё это мы отбросим. Также не будем учитывать следующие христианские понятия:
- Дух Божий — один из элементов Троицы, часто изображаемый в виде голубя.
- Дух как часть человеческой природы. Подобные духи известны не только у христиан, но и в других религиях — в Месопотамии (шеду), у шаманов (двойник) и много где ещё.
Всё это не относится к теме разговора.
Дух чаще всего невидим, а его изображение — это гибрид из разных существ, нечто такое, чего не увидишь по дороге домой. Взять хотя бы карасу тэнгу из китайской мифологии. Это человек с головой ворона.
Собственно, ясно, что гибридизация — это лучший способ изобразить неведомое, ибо человек не способен нарисовать то, чего не видел, а потому вынужден комбинировать.
Если же мы действительно видим нечто необычное, то стараемся подобрать ему эквиваленты среди знакомых нам вещей и объектов. Скажем, дикарь, увидев человека в противогазе, скорее всего, опишет его как человека с головой слона.
Поэтому, если предположить, что некого духа люди всё же видели, то вовсе не обязательно, что речь идёт действительно о птичьей или слоновьей голове.
Духи зла и добра известны с глубочайшей древности, грань между ними и богами весьма размыта
По мнению многих исследователей, духи — это боги из полузабытых культов. Например, славянские леший и водяной вполне могли быть божествами славянского язычества.
Исторически вера в духов — последняя стадия деградации религиозной традиции, которая обычно проходит следующие этапы:
- монотеизм — христианство, иудаизм;
- политеизм — религия древней Греции;
- магия и вера в духов — шаманизм разных традиций.
Можно заметить, что многие религиозные традиции вообще не в состоянии провести различие между богами и духами. В индуизме боги называются девами, а их враги, злые духи — асурами.
Но технически и те и другие обладают схожими силами, практически равнозначны друг другу. При этом в индуизме есть ещё и верховный Бог, что вносит путаницу для внешнего наблюдателя.
Часто злые духи — это боги, которым уже не поклоняются, их список огромен
На примере славянских духов мы можем убедиться, что «злые духи» — это просто те божества, которые не угодны господствующей религии.
Вот лишь несколько примеров:
- демоны — этим словом в античности называли любого духа — что доброго, что злого. Ангел — это добрый демон. Но христианизация Рима повлекла за собой то, что прошлую религиозную традицию просто напросто объявили злом, не разбираясь. Ныне христиане называют демонами злых сверхъестественных существ, что неправильно;
- Бахус — он же Дионис. Греческий бог виноделия, растительности, природы. Обладал козлиными чертами, как и многие боги древности. Это были позитивные символы. Из-за противостояния его храму в Пергаме отождествлён с дьяволом. Оттуда у сатаны и появились рога с копытами;
- асуры — злые духи индуизма. Враги добрых богов. Но если мы перенесёмся в Иран, то будет всё наоборот. Окажется, что это индийские боги — злые, а асуры к людям благожелательны;
- Лилит — богиня древней Месопотамии. О ней известно не столь много. Но иудеи, стремясь откреститься от богов народа, из которого вышел Авраам, нарекли Лилит демоном, который пьёт кровь, убивает детей и соблазняет мужчин;
- Астарта — ещё одна богиня Месопотамии. Её культ был связан с сексуальностью. Иудеи, чтобы разорвать связи с этой традицией, причислили подобные ритуальные действия к греховным, назвав их блудом;
- леший — возможно, в прошлом бог древних славян. Существо положительное, хотя и не слишком расположенное к человеку. Способно подшутить, припугнуть и т.д. Современные православные христиане охотно причисляют леших к злым силам лишь потому, что о тех ничего не говорится в Библии. Называют чертями, на что нет оснований;
- бесы — сверхъестественные существа в религии древних славян. Неприязненно относятся к человеку и многим другим существам, способны навредить. Совершенно неправильно с ними отождествляют вообще любые сверхъестественные силы;
- черти — слово новое, не имеющее корней в древних традициях. Условное название негативно расположенных к человеку духов. О внешности христианские источники однозначно сообщают лишь то, что они «черны, как эфиопы».
Список духов не уложится в целую книгу. Здесь важно понять главный принцип: большинство «злых духов» — это лишь неправильно интерпретированные чужие божества и верования. Иногда это происходит случайно, иногда намерено.
Духи бывают оседлые и бродячие, стражи и вредители, но чаще их делят на злых и добрых по отношению к человеку
Духи выполняют разные функции. Возможно, человеческий разум просто не способен понять, какую роль духи играют в этом мире. Выделяют лишь некоторые признаки:
Привязанность к месту. Часто дух обитает в реке (водяной), лесу (леший), поле (полевик), доме (домовой) и прочих конкретных местах. Это напрямую влияет на его род деятельности. Дворовой — охранник двора, следит за порядком.
Это широко представлено в греческой мифологии, где есть нимфы практически любой природной зоны. Возможно, это энергия этого места, которая есть только пока оно существует.
Но есть и бродячие духи. Такие просто блуждают по улицам, забредают в дома, часто представляют угрозу для человека. Например, славянский ночной дух мара охотится на спящих людей.
А ещё бывают духи — персонификации явлений и много чего ещё: дождя, грусти и т.д.
Опека за чем-то или кем-то или охота на что-то. Есть духи рода, духи различных предметов, и прочие хранители. Они сторожат нечто, к чему по какой-то причине привязаны.
Но есть и другая разновидность духов — это охотники. Например, кикимора любит утаскивать младенцев. Среди кельтских фэйри немало духов, которые заменяют человеческих детей подкидышами.
Но для людей самый важный критерий — это отношение к человеку. Кельты даже подразделяли духов на благий и неблагий дворы. Но это вовсе не значит, что дух, который вредит человеку, однозначно злой.
Он выполняет свою функцию, не более того. К человеку враждебно настроены болезни, вирусы, хищные животные. Да и, признаем, само человечество так безответственно обращается с природой, что может получить первое место в соревновании за звание самого злого и безумного существа.
Что же касается духов, то они бывают:
- Добродушные — домовой и не только. Христианские ангелы — это ведь тоже духи, не забудем об этом.
- Непредсказуемые — русалки, леший, полевик и т.д.
- Враждебные — мара, слуа (Шотландская мифология) и т.д.
Как видно, мир этот очень разнообразен. Да, он не описан в Библии. Но с чего бы ему там быть? В Библии нет ни слова про мамонта, про счастье, про Северную Америку. И что с того? Это не книга о мироописании. Её функция — поучения человека на пути к Богу.
Если же некий фанатик решил во славу Божию изгонять домовых, то в его поступке нет ничего христианского, да и разумного тоже.
История о том, что духи — падшие ангелы, неправдива
В Библии не описываются падшие духи, бывшие ангелами. Да и вообще нет ангелов, восставших против Бога. Люцифер — это персонаж античной мифологии, история о восстании против богов — стилизованный миф о Прометее. А сам сюжет популяризирован поэмой «Потерянный рай» Мильтона.
Все фразы в Библии про падение с неба — это аллегории про царя Тира и царя Вавилона.
Злых духов, очевидно, сотворил Бог
Есть масса мифов о том, как появились злые духи. Скажем, иудеи верят, что Адам изменял Еве с Лилит, а та рожала от него демонов.
Но разумнее придерживаться идеи о том, что Бог всезнающ и всемогущ. Ничто не появляется в мире без Его ведома. Соответственно, злые духи — Его творение.
Бог допускает существование злых духов, потому что Сам их зачем-то создал
Многие христиане удивляются, зачем вообще нужны духи зла, если они вредят людям и противны Богу. О вреде людям мы ещё поговорим, а Библия нам явно говорит о том, что нет никакой враждебной Господу сверхъестественной силы под руководством Сатаны. Такой образ сложился на основе неверного толкования Библии и противоречит её тексту
Лучше всего на эту тему написал Лео Таксиль автор скандально известной книги «Забавная Библия для взрослых и детей», где довольно трезво расценил функцию Сатаны:
«Там, где Сатана и упоминается под современными названиями, он далеко не таков, каким его впоследствии сделали христианские легенды. Библейский чёрт вовсе не враг Бога: он его послушный слуга, его чиновный ангел.
В Ветхом Завете нет даже возможности для действий Дьявола в духе современных христианских понятий. Всем заправляет Бог, посылая и добро, и зло. «Бывает ли в городе бедствие, которое не господь попустил бы?» (Амос 3:6) и т. п.
В книге Иова Сатана прямо рисуется простым слугой Бога. Он запросто посещает Божьи чертоги: «И был день, когда пришли сыны божии предстать пред господом, среди них пришел и сатана. И сказал Господь Сатане: откуда ты пришёл?» (Иов 1:6-7).
Далее рассказывается, как Сатана действует по благоволению Божию. И в других местах ветхозаветной части Библии Сатана упоминается в полном соответствии со взглядами на него как на послушное орудие воли Божьей. Например, «злой дух от Господа» послан на Саула (1 Царств 16:14).
У Захарии Сатана также выполняет почти служебную роль, обвиняя «великого иерея Иисуса», причем Бог ему это запрещает (Захар. 3:1-2)».
В Новозаветном эпизоде с одержимым мы видим, как представитель злых сил обращается к Иисусу Христу:
«и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека».
Он просит Мессию:
«И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той. Паслось же там при горе большое стадо свиней. И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них».
И Иисус Христос выполняет его просьбу! Спаситель не видит в духе ничего противного Себе, злого или недостойного. Его беседа с нечистью — это уважительный диалог, а не встреча двух противников.
Поэтому мы точно можем сказать, что Господь попускает дела злых сил по своему замыслу, ибо те исполняют волю Божью.
Избавляются от злых духов праведной жизнью
Есть масса магических советов о том, как избавиться от злых духов. Но православие не признаёт магические практики.
Большинство священников сходятся на том, что от злых духов избавляются благочестивой жизнью. А всякие шаги вроде окропления помещения — это лишь борьба с симптомами, а не болезнью — грехом.
Человеку злые духи помогают увидеть свои ошибки в духовной жизни
Христианство признает, что в человеке может поселиться злой дух. Это называется одержимость. Про этих сущностей и их влияние на людей сказано немало. Но главный вопрос — как избавиться от злых духов.
Очень часто священники рекомендуют отчитку, но православные авторитеты предостерегают от этой практики. Даже осуждают её. Протоиерей Дионисий Свечников говорит:
«Кто-то считает ее «лекарством от всех болезней», кто-то не вообще воспринимает ее в том виде, как она практикуется сейчас. Назвать отчитку единственным действенным способом избавления от одержимости никак нельзя.
Причиной вселения падшего духа в человека стал грех, поэтому и лечить нужно греховность, а не ее следствие – одержимость. Настоящий бесноватый сам не в состоянии полноценно исповедоваться и затем причаститься.
Ему нужна помощь. Такой помощью может быть отчитка, но это не панацея, а всего лишь одно из средств, которое может быть использовано Церковью для исцеления человека от одержимости лукавыми духами».
Какие бывают последствия от инициатив с экзорцизмом, хорошо иллюстрирует пример Анны-Элизабет Михель, которая вместо лечения была замучена священнослужителями, пытавшихся изгнать из больной бесов.
Бороться со злыми духами следует праведной жизнью и только после обследования специалистом по психическому здоровью. А экзорзцизм может привести к ужасным исходам.
Единственное, чего боятся злые духи на самом деле, — это духовная жизнь. Иногда случаются странные ситуации, когда праведный человек сталкивается с происками злых духов.
Впрочем, такие истории ведь встречались и в Библии, и в житиях святых. В таких случаях православие полагает это испытанием, этапом в становлении праведника.
Православные авторитеты всё же отмечают, что сверхъестественное не так часто встречается в жизни людей, а потому при подозрениях на одержимость рекомендуют сперва проконсультироваться со специалистом по психотерапии, дабы исключить влияние возможных заболеваний.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение