Содержание
- 1 Ангелы — не разновидность, а функция небесных существ
- 2 Ангелов Господних знали и другие культуры: зороастризм, ислам и т.д.
- 3 Бог мог сотворить ангелов на 3 день творения, хотя мы не знаем наверняка
- 4 Святые отцы не знают, бесплотны ли ангелы и невидимы ли они
- 5 Библия сообщает имя единственного архангела — Михаила, все остальные — ангелы
- 6 Небесная иерархия с 9 чинами возникла в анонимном тексте III века, многие существа из неё к ангелам не относятся
- 7 Падших ангелов Библия не описывает, а злые демоны — самостоятельнее существа
- 8 Православие верит, что есть ангелы-хранители, убеждение это основано на Священном Предании
- 9 Ангельский мир сравнивают с небом, но никто его не описывал
Мир ангелов часто рисуют в виде крылатых людей, сидящих с арфами на облаках. Ещё один популярный образ — крылатые воины с копьями и мечами, готовые сразиться с адским войском. Но насколько этот ангельский мир соответствует реальному? Или, если точнее, — том сведениям, что нам рассказывает об ангелах Священное Писание?
Ангелы — не разновидность, а функция небесных существ
Слово «ангел» появилось в греческом переводе Библии. И в нём, и в еврейском тексте употребляют простое слово, которое значит всего-навсего:
- слуга;
- вестник;
- посланец.
По непонятным причинам ряд переводов Библии (в том числе и наш) решили сохранить иностранное слово, от чего посланники Бога превратились в ангелов Бога.
Если же обратиться к оригинальному тексту, то там служители Божии именуются «боги» и составляют с Господом Совет (вспомните Скинию Собрания, это можно перевести как «Скиния Совета»). Но есть и другие создания, названные в Библии «сыны Божии», «святые» и т.д.
Вот этих существ мы и называем ангелами, что не совсем корректно, ибо представители небесных сил не всегда «курьеры» между тем миром и нашим. Они носят и другие функции:
- уничтожители (история про Содом и Гоморру);
- судьи (3 глава книги Захарии);
- воины (повсеместно, часто — в Псалтыри).
Точно не ясно, одни ли это существа или нет. Но православие учит, что всё это — служебные духи, которые вошли в нашу культуру под не совсем корректным названием «ангелы».
Ангелов Господних знали и другие культуры: зороастризм, ислам и т.д.
Ангелы Господни впервые названы таковыми в Ветхом Завете, но о них знали и другие культуры, которые старше иудаизма.
В зороастризме описаны создания под названием изеды и амеша спента. Они соответствуют нашим ангелам и архангелам. Ясно, что именно зороастризм открыл миру этих созданий. По крайней мере, именно в нём письменно зафиксированы подобные существа (впрочем, амеша спента — это энергии Бога, а не отдельные сущности).
В западносемитской религии боги собирались в совет. И это совет аналогичен тому, чем ангелы являются в Библии. После христианства о святых ангелах заговорил ислам.
Все эти образы не сильно отличаются друг от друга, что говорит нам о том, что люди всегда знали об ангелах, но рассказывали о них разными словами.
Бог мог сотворить ангелов на 3 день творения, хотя мы не знаем наверняка
Когда возникли небесные существа, мы не знаем. Священное Писание не даёт на это ответ. Но ряд толкователей, которые настроены к ангелам скептично, полагают, что их образ — это просто иллюстрация разных светил. То есть бесчисленное воинство Божие — это звёзды.
«при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости»
Астрономические теории вообще довольно популярны в отношении Библии. Есть немало энтузиастов, которые рассказывают, что Иисус — это Солнце, антихрист — ещё не открытая вторя звезда солнечной системы, а вся Библия — путеводитель по галактике.
Православие всерьёз к таким теориям не относится, ибо Библия часто даёт понять, что ангелы — существа, наделённые волей и способные взаимодействовать с людьми. О каких звёздах вообще может идти речь?
К тому же, если по одним версиям, звёзды — это ангелы, то по другим, звёзды — это злые духи, ибо чем же ещё могут быть чёрные существа с горящими глазами, как не иллюстрацией ночного неба?
Но если на секунду хотя бы частично принять «космическую» версию, то ангелы сотворены на 3 день творения:
«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю.
И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю»
Также популярно мнение, что ангелы возникли ещё до сотворения мира, ибо трансцендентны ему. Уфологии видят в ангелах инопланетян. А истина одна: сказать что-то определённое про ангелов невозможно.
Святые отцы не знают, бесплотны ли ангелы и невидимы ли они
Один из сложных вопросов: ангелы — это бесплотные духи или же материальные существа? Святые отцы церкви не пришли к единому мнению. Велик соблазн считать, что ангел — это невидимый и бесплотный дух, но Библия сообщает о другом: посланники Божии осязаемы, едят и пьют, а выглядят в точности как люди.
Даже сам Бог выглядит человек, если «сотворил по образу и подобию» понимать буквально (впрочем, версия про духовное подобие намного красивее).
Кто-то полагает, что ангел может становиться осязаемым, кто-то считает, что частица материальности — это обязательная черта даже духовного создания. Вот что говорит преподобный Макарий Великий:
«Всякая тварь: и ангел, и душа,
и демон по собственной природе своей есть тело,
потому что, хотя и утончены они,
однакож в существе своем,
по отличительным своим чертам и по образу,
соответственно утонченности своего естества суть тела тонкие,
тогда как… наше тело в существе своем дебело».
А вот что пишет Иоанн Дамаскин:
«Что касается Ангела, то он,
хотя телесным образом и не содержится в месте так,
чтобы получал образ и определенный вид,
однако о нем говорится,
что он находится в месте духовным присутствием и действием, как это свойственно его природе,
и не везде присутствует, но где действует,
там духовным образом и ограничивается,
потому что не может действовать в одно и то же время в различных местах».
Библия сообщает имя единственного архангела — Михаила, все остальные — ангелы
Очень интересное создание — архангел Михаил. Михаил — не имя, а звание, которое правильно было бы перевести на русский «кто как Бог», а не передавать в качестве имени.
Звание «архангел» в Священном Писании упоминается один раз и только по отношению к этому существу.
«Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь».
Выбор слова «архангел» странный. В переводе получается «главный вестник», хотя Михаил не выступает вестником. Он лидер и воин. В других местах Библии его называют князь великий.
Также Священное Писание приводит имена ангелов: Рафаил, Гавриил и т.д. Апокрифы «повысили» их до архангелов и определили, что их количество 7 (число известных планет, духов амеша спента и т.д.). Но это не библейская традиция. Священное Писание оснований для таких толкований не даёт.
Небесная иерархия с 9 чинами возникла в анонимном тексте III века, многие существа из неё к ангелам не относятся
Идея как-то классифицировать небесных существ была давно. Этим занимались иудеи и соседние с ними народы.
В III веке эта мысль возникла в христианстве. Анонимный автор, чьи труды приписывали Дионисию Ареопагиту, в третьем веке написал текст, который получил популярность по инициативе Максима Исповедника.
Псевдо-Дионисий включил в ангельскую иерархию все непонятные слова, которые нашёл в посланиях апостола Павла: начала, силы, власти, господства. Архангелы и ангелы в этой классификации занимают нижние чины.
Это, само собой, невозможно, ибо архангел Михаил — глава над всеми ангелами. Есть ли где-то в мире организации, которыми руководит подсобный рабочий? Конечно, нет. Поэтому ангельские чины — несостоятельная теория.
Да и вообще, небесная иерархия — это проекция земных законов на небесные. Очень самонадеянно думать, что тот мир копирует наши изобретения.
Среди 9 ангельских чинов есть 4, про которые вообще ничего неизвестно: начала, власти, силы, господства. А вот три высших заслуживают отдельного внимания:
Престолы — колёса с глазами по ободьям из видений пророка Иезекииля. Есть мнения, что они не были разумными существами, а лишь символически представляют циклы и ли орбиты небесных тел.
Херувимы (правильно — «керувы») — четырёхкрылые существа с четырьмя лицами, либо двукрылые с двумя лицами. Похожи не на людей, а на животных, потому что имеют четыре ноги.
Внешне напоминают ассирийких ламассу и шеду, а также египетского сфинкса. Ездовые животные Господа. Возможно, имеют отношение к ассирийским зодиакальным представлениям. В иконографии их очеловечивают, идя вразрез с Писанием.
Серафимы (правильно — «сарафы») — слово со множество значений: змей, грифон дракон, молния. Нечто не горящее, но жгучее.
У древних евреев имелись изображения змей с разным количеством крыльев. Вероятно, это и есть сарафы. В иконографии очеловечены и тесно спутаны с образом херувимов.
Оснований причислять этих существ к ангелам нет.
Падших ангелов Библия не описывает, а злые демоны — самостоятельнее существа
Падшие ангелы возникли из апокрифов, античных мифов и художественной литературы. Иезекииль и Исайя обращались к Тирскому и Вавилонскому царям, но их тексты первые комментаторы Библии неверно истолковали. Всё это в сумме родило сказку про падших ангелов, которые превратились в бесов.
Мы можем наблюдать это на примере уважительного общения Христа с одержимым. Бесы подчиняются Спасителю, а Он охотно выполняет их просьбу.
Противостояние добра и зла есть лишь на уровне человеческой жизни. В мире духовном над всем стоит Господь. И нет никакой битвы между слугами рая и ада.
Православие верит, что есть ангелы-хранители, убеждение это основано на Священном Предании
Ангелов-хранителей нет в Библии. Но ссылаться только на Писание — это протестантский подход. Православие же считает, что есть, помимо Библии, ещё и Предание, в котором есть не меньшее участие Духа Святого.
Примерно с III века в христианской среде заговорили о том, что у есть ангелы-хранители — добрые духи, которые помогают человеку.
Духи-хранители известны разным культурам. Но они привязаны к местам и семейным родам. В Ветхом Завете архангел Михаил назван хранителем народа Израиля.
Могут ли по воле Божией ангелы заботиться о человеческом роде? Мы не знаем. Но такое представление есть, и православие его придерживается.
Ангельский мир сравнивают с небом, но никто его не описывал
Как выглядит ангельский мир, мы не знаем. Издревле люди противопоставляют небо и землю. Но дело не в том, что где-то на облаке сидят ангелы с арфами. Просто небо бесконечно удаленно от человека, это самая большая пропасть, чтобы проиллюстрировать расстояние между плотским и духовным.
О мире ангелов нам также не могут сообщить ничего видения пророков. Они во многом символичны и субъективны. Когда Иезекииль описывает престолы, херувимов, славу Божию, нам стоит осторожно обращаться с этими образами, чтобы не обмануться ими.
То, как мы сегодня представляем ангелов, порождено массовой культурой. Это античность при помощи Ники (Виктории) и Купидона (Амура, Эрота) создало привычный нам крылатый облик ангела.
Но всё это — лишь символы. Насколько они далеки от реальности, одному Богу известно.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение