Содержание
- 1 Американская православная церковь главенствует в православном мире
- 2 Православие в Америке до появления на её территории русских миссионеров
- 3 Русское православие в Америке появилось в XVII веке
- 4 Появление в Америке иных православных юрисдикцией в связи с иммиграции
- 5 После революции в России в Америке началось дробление юрисдикции среди Православных Церквей
- 6 Во время Второй мировой войны предпринимались попытки объединения православных в Америке
- 7 В наше время канонический статус ПЦА до конца не выяснен
- 8 Православные храмы в США концентрируются в крупных городах
Для большинства русских США — это страна неправославная и антирусская, при этом многие забывают о том, что викинг норвежского короля Лейф Эрриксон первым ступил на землю североамериканского континента в 1002 году. Он был православным, крещённым при дворе Норвежского короля Олафа Трюггвасона.
Его дело продолжили русские православные миссионеры, прибывшие много столетий спустя на Аляску. В наше время в американском Конгрессе заседают несколько православных конгрессменов и сенаторов, при этом увеличивается число прихожан православных храмов, открываются новые приходы.
Американская православная церковь главенствует в православном мире
Православие в Америке представляют несколько юрисдикций Поместных церквей. Они, преимущественно, оформляют свою историческую диаспору. Кроме того, также в стране действует Православная Церковь Америки, которая имеет миссионерскую направленность.
В наше время вопрос об объединении многочисленных параллельных юрисдикций в Америке признан самым важным среди проблем православной диаспоры в этой стране. При этом Первая поправка к Конституции США гласит:
«Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии либо запрещающего свободное ее исповедание, либо ограничивающего свободу слова или печати, или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб».
Что же касается Православной церкви в Америке или ПЦА, то это Поместная православная церковь. Её признают большинство Поместных православных церквей в качестве канонической, имея при этом разные точки зрения на её статус.
Автокефалию ей в 1970 году предоставила Русская православная церковь. Её признаёт сама РПЦ, а также православные церквы Грузии, Болгарии, Польши, Чехии и Словакии. Остальные Поместные церкви рассматривают ПЦА как самоуправляемую часть Московского патриархата. Спорный статус ПЦА не мешает её общению с другими церковными юрисдикциями.
С 1 июля 2009 года предстоятель церкви стал носить новый титул. Это титул «Архиепископ Вашингтонский Митрополит всей Америки и Канады». Ранее он носил титул Архиепископ Вашингтонский и Нью-Йоркский, Митрополит всей Америки и Канады».
Православие в Америке до появления на её территории русских миссионеров
Православие в Америке появилось задолго до того, как на её территории высадились русские миссионеры. Учёные-историки утверждают, что первыми православными в Америке можно считать православных монахов, отплывших сюда из Ирландии. В связи этим наиболее известно предание о преподобном Бредане Страннике VI века, а также об ирландских монахах, живших в Канаде в VII веке.
Известно также, что первые викинги из Гренландии, основавшие на севере Америке свою колонию около 1002 года, исповедовали православную веру. Их предводителя Лейфа Эриксона обратили православное христианство при дворе Норвежского короля Олафа Трюггвасона.
При этом по причине отрыва Римской Церкви от полноты Православия, а также из-за угасаний скандинавских колоний в Америке и Гренландии, церковная жизнь в Америке прервалась.
В дальнейшем, вплоть до появления на американской территории православных миссионеров из России и других православных стран, православие на континенте отсутствовало. Здесь процветало инославие. Наиболее распространёнными считались римско-католическая и протестантская конфессии.
Русское православие в Америке появилось в XVII веке
К территории Америки России, единственная мировая православная держава, вышла в XVII веке. При этом русские подошли к ней с северо-запада, присоединив к Российской империи Алеутские острова, Аляску, Александровский архипелаг и прибрежные земли, протиравшиеся до испанских владений в Калифорнии. Сюда в 1794 году прибыли со специальной просветительской миссией монахи Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Их возглавлял Иосаф (Болотов).
Монахи основали в Америке первую русскую православную миссию. Миссия занялась просвещением местного населения и дала миру священномученика Ювеналия (Говорухина) и преподобного Германа Аляскинского, которого американские православные считают своим апостолом.
Первомученником за Христа стал Пётр Алеут. Земли Русской Америки вошли в состав иркутской епархии и в 1796 году для них учредили специальное Кадьякское викариатство.
Самостоятельную Камчатскую кафедру с центром на Аляске, в Новоархангельске (ныне Ситка), учредили в 1840 году. В 1867 году земли Русской Америки были проданы, и кафедра переместилась на континент. Православие на Аляске поддерживала Аляскинская епархия.
1 сентября 1905 года архиепископ Тихон, будущий Вселенский Патриарх, перенёс кафедру Алеутской епархии из Сан-Франциско в Нью-Йорк. С 1907 года Русская церковь стала именоваться Русской Православной Греко-Кафолической Церковью в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской.
Появление в Америке иных православных юрисдикцией в связи с иммиграции
С середины XX века в Америку начали активно пребывать православные иммигранты. Особенно старались они селиться в США. Среди них были униаты карпатороссы, малороссы, православные греки и сербы, а также православные арабы и русские.
Всех пребывающих старалась окормлять Американская епархия Русской Православной Церкви. Славянские униаты из Австро-Венгрии под руководством отца Алексия Товта организовали «Русскую Православную Греко-Кафолическую Церковь в Северной Америке».
Кроме того, для окормления всё более растущей православной диаспоры, пребывающей из разных стран, святитель Тихон (Белавин), возглавлявший Американскую епархию на рубеже XIX и XX веков, выдвинул идею создания Американской митрополии на автономных началах с особыми викарствами для каждой из значимых этно-культурных эмигрантских групп. Он смог создать только лишь Бруклинское викариатство во главе со святителем Рафаилом для американских сиро-арабов.
Обширная диаспора греческих православных не признавала авторитет русских архиереев, и она не поддерживала отношений с Русской Церковью. В результате в 1908 году Константинопольский патриарх Иоаким III издал Томос.
Согласно ему православные греки в рассеянии передавались Элладской Церкви на том основании, что вести свою деятельность и решать судьбы православных вне своей канонической территории может только Константинопольский патриархат. Этот Томос также относился и к американским грекам.
После революции в России в Америке началось дробление юрисдикции среди Православных Церквей
После того, как в 1917 году в России произошла Октябрьская революция, сношения православных с Высшей Церковной Властью в Москве оказались затруднёнными.
Кроме того, прекратилась финансовая помощь зарубежных епархий и миссий, православных иерархов в США подозревали в связи с ГПУ и т.д. Кроме того, появилась проблема «обновленчества», из-за которой приходы стали выходить из подчинения архиерею.
Чтобы противостоять этому явлению, а также добиться внутреннего сплочения, на Детройстком Соборе в 1924 году Американская епархия, которая стала называться митрополией, объявила о «временной автономии» в составе Русской Православной Церкви.
19 декабря 1927 года на заседании «Синода епископов американских диоцезий Русской Православной Церкви» была издана грамота об учреждении новой церковной структуры — «независимой автономной и автокефальной» Американской Церкви во главе с Платоном (Рождественским).
Сразу же возникло разное автономии Американской митрополии, что создало последующие неурядицы в церковной жизни Русской Православной Церкви в Америке. Так Американская митрополия в 1927 году порвала все связи с Русской Зарубежной церковью, а в 1933 году — с Московским Патриархатом.
В 1935 году Американской митрополии пришлось пойти на примирение с Зарубежной церковью и большинство русских православных верующих в Америке объединились.
В 1935 году новый глава Митрополии, митрополит Феофил (Пашковский), подписал «Временное Положение о Русской Православной Церкви заграницей», которым она вошла в подчинение Архиерейскому Синоду в Сремских Карловицах в вопросах веры и канонического порядка, сохраняя за собой внутреннюю автономию.
Другие православные диаспоры также стали создавать свои параллельные православные юрисдикции для Америки по национальному признаку.
Во время Второй мировой войны предпринимались попытки объединения православных в Америке
Во время Второй мировой войны американские православные предприняли попытку сближения с Московским Патриархатом. К сожалению, она окончилась провалом из-за того, что во второй половине 1947 года прибывший в США митрополит Ленинградский Григорий (Чуков) отверг предложенный ему Митрополией Проект автономии Русской Православной Церкви в Северной Америке и Канаде, принятый 7 августа 1947 года Митрополичьим Советом. В это же время между СССР и США началась «холодная война», что повлекло за собой цепь расколов в юрисдикциях, связанных со странами соцлагеря.
Православные Церкви стали использоваться в качестве орудий в международной политике. Так, например, в 1946 году русская «Американская митрополия» в очередной раз порвала отношения с Зарубежной церковью. Последняя перенесла свой центр из Европы в Нью-Йорк.
Уже к концу 1947 года обе Церкви стали оппозиционны Московскому Патриархату. По причине лояльности или же нелояльности к советской власти на исторической родине расколы произошли в Сербской, Румынской и Болгарских Церквях, а также Албанской Американской епархии.
Несмотря на все противоречия, ещё во время Второй мировой войны православные юрисдикции объединили свои усилия и добились признания православия единой религией со стороны американских властей.
В результате создана служба православных священников. В 1960 годах создали Постоянную Конференцию Канонических Православных Епископов в Америке (SCOBA). Она объединила на консультативной основе большинство православных юрисдикций в Америке.
9 апреля 1970 года Синод Русской православной церкви восстановил общение с «Североамериканской Митрополией», сняв прежний запрет с её иерархов. На следующий день издан Патриарший томос, даровавший Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке автокефалию. 44 прихода не пожелали войти в новую автокефальную Церковь и их объединили в Патриаршие приходы США.
Константинопольский Патриархат эту автокефалию не признал. 1 сентября 1982 года Православная Церковь в Америке официально перешла на новоюлианский календарь, при этом часть приходов сохранила юлианский календарь. Некоторые приходы, особенно в Пенсильвании, ушли в РПЦЗ. Первым предстоятелем новой автокефальной Церкви стал Блаженнейший митрополит Герман.
В наше время канонический статус ПЦА до конца не выяснен
В наше время произошло сближение ПЦА и РПЦЗ. Так Митрополиты Иоанн и Илларион (Капрал) отслужили в Храме Святителя Николая в Нью-Йорке совместную Божественную Литургию. Первое их сослужение состоялось 24 мая 2011 года.
В наше время Американская Православная Церковь возглавляется Блаженнейшим Архиепископом Вашингтонским, Митрополитом всея Америки и Канады Тихоном (Моллардом). Он избран XVII Всеамериканским Собором, который прошёл 13 ноября 2012 года в городе Парма, штат Огайо.
Часть православного мира считает ПЦА полноценной Церковью, другая же часть признаёт её «филиалом» РПЦ. Таким образом, её благодатность никто не оспаривает, но канонический статус выяснен не до конца.
Необходимо отметить, что, несмотря на это обстоятельство, эта Церковь находиться в евхаристическом общении с другими православными церквами. Каноническая территория — США и Канада; юрисдикция Православной церкви в Америке распространяется также на некоторые приходы в Мексике, Аргентине, Бразилии, Перу, Венесуэле и Австралии.
Богослужение проводится в основном на английском языке, но также и на церковнославянском, греческом или на местных языках (испанском, алеутском, и т. д.).
ПЦА имеет 14 епархий, большинство из которых расположены в Северной Америке. Одиннадцать из них территориальные и три этнические. Работает три семинарии, Академия, воскресные школы. На 2010 год насчитывалось 699 приходов из них 577 приходов в США. Численность паствы составляла примерно 100 000 человек. Количество монастырей — 19.
Православные храмы в США концентрируются в крупных городах
Православные храмы в США расположены, в основном, в крупных городах. Главный собор ПЦА расположен в г. Вашингтон. Это Вашингтонский Никольский собор. Предстоятель: Тихон, Блаженнейший Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады.
Главный собор ПЦА — Свято-Николаевский Собор. Построен на средства эмигрантов из России в 1930 году. Нижняя часть храма была завершена в 1954 году и использовалась для церковных служб, пока строилась верхняя.
Строительство собора завершено в конце 1962 года. Колокольня честь тысячелетия крещения Руси, была освящена в 1988 году. Настоятель (декан) — протоиерей Джозеф Фестер (с марта 2011 года).
Кроме того, необходимо отметить Собор Святого Михаила Аранхела — православный храм в городе Ситка (Аляска). Уникальный памятник российского присутствия на Аляске. Собор является кафедральным храмом епархии Ситки, Анкориджа и Аляски Православной церкви в Америке.
Ключарь — священник Илья Ларсон (англ. Elia Larson). Здание храма в 1962 году внесено в Национальный реестр исторических мест США и входит в список национальных исторических памятников Аляски.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение