Содержание
- 1 Паисий Святогорец с детства мечтал стать монахом и до смерти трудился ради Христа
- 2 Том 4 «Слов» состоит из 6 разделов о семейной жизни
- 3 Паисий Святогорец пишет, что семейная жизнь ничуть не хуже монашеской
- 4 Паисий Святогорец учит, что крепкая семья построена на любви и вере
- 5 Родители — это духовный пример детям
- 6 В семье должно царить взаимное уважение
- 7 Паисий Святогорец говорит о необходимости почтения к старости
- 8 Детей стоит ругать только в дневное время
Паисий Святогорец — один из самых яркий святых XX века. Мы привыкли к рассказам о чудесах, произошедших с христианами первых веков. А вот когда чудеса встречаются с нашими современниками — это необычно.
Старец Паисий был именно таким чудом, реальным воплощением христианской добродетели. Любил животных и на равных общался с ними, делал предсказания и писал книги. Значимую часть сочинений он посвятил семейной жизни.
Паисий Святогорец с детства мечтал стать монахом и до смерти трудился ради Христа
Коротко расскажем о старце Паисии. Родился он 25 июля (7 августа) 1924 году в Турецком селении Фарасы. Звали старца при рождении Арсениос Эзнепидис. Учился на плотника, служил в армии, но всю жизнь стремился стать монахом.
Перед этим сделал всё необходимое, чтобы помочь семье. 1954 год — монашество. 1957 год — малая схима.
Вёл активную христианскую деятельность, написал шеститомный труд «Слова» и ряд других духовных сочинений. Скончался 12 июля 1994. Его почитают греческая и русская православные церкви.
Том 4 «Слов» состоит из 6 разделов о семейной жизни
Том 4 «Слов» рассказывает о семейной жизни. Здесь преподобный затрагивает отношения супругов, детей с родителями, а также даёт общие советы для того, чтобы духовная жизнь семьи развивалась в правильном русле.
Содержание книги по частям следующее:
- часть первая. Как создать крепкую семью;
- чсть вторая. О родителях и их обязанностях;
- часть третья. Дети и их обязанностиЧасть четвертая. Духовная жизнь;
- часть четвертая. Духовная жизнь;
- часть пятая. Об испытаниях в нашей жизни;
- часть шестая. О смерти и будущей жизни.
Паисий Святогорец пишет, что семейная жизнь ничуть не хуже монашеской
Паисий Святогорец о семейной жизни говорит с почтением. Это очень выделяет старца на фоне многих святых отцов, которые пренебрежительно отзывались о мирском. Но афонский святой в предисловии сразу говорит, что каждый человек сам должен выбирать свой путь:
«У каждого человека своё призвание. Благий Бог сотворил человека свободным. Бог благороден: Он чтит свободу человека и оставляет каждого свободно идти по тому пути, который ему по душе.
Бог не выстраивает всех в одну шеренгу по законам казарменной дисциплины. Поэтому пусть юные оставят себя свободными в духовном пространстве свободы Божией.
Если они будут равняться на то, какую жизнь избрал для себя такой-то или такая-то, это не пойдёт им на пользу. В выборе жизненного пути человек не должен быть подвержен ничьему воздействию».
Книга Паисия Святогорца уже в предисловии поднимает важный вопрос: как жить, пока не решил, хочешь ли ты быть монахом, либо мирянином. Ответ прост — будь хорошим и духовным человеком, ибо это универсально для обоих путей:
«Чем большим духовным деланием занимается человек в юношеские годы, тем легче ему потом — какую бы жизнь он ни избрал».
Паисий Святогорец учит, что крепкая семья построена на любви и вере
Все мы разные, но, чтобы справиться с этим, супруги должны не просто любить друг друга, а любить особой, духовной любовью.
«Чтобы прожить в согласии, они должны, прежде всего, положить в основание жизни любовь — ту драгоценную любовь, которая заключается в духовном благородстве, в жертвенности, а не любовь ложную, мирскую, плотскую.
Если присутствует любовь и жертвенность, то один человек всегда ставит себя на место другого, понимает его, испытывает за него боль.
А принимая ближнего в своё страдающее сердце, человек принимает в своё сердце Христа, Который вновь исполняет его Своим невыразимым радованием».
Что же касается разницы в характерах, то таков Божественный замысел:
«Небольшая разница в характерах супругов помогает создать гармоничную семью, потому что один из супругов дополняет другого.
В автомобиле необходимы обе педали: и газ, для того чтобы ехать, и тормоз, чтобы вовремя остановиться.
Если бы у машины был один тормоз, она не двигалась бы с места, а если бы у неё имелся только акселератор, то она не могла бы остановиться».
Родители — это духовный пример детям
Но велик риск пойти по неправильному пути и испортить детям будущее:
«Многие родители ругаются на глазах у детей и таким образом преподают им дурной урок. Несчастные дети печалятся и скорбят.
Потом родители, чтобы их утешить, стремятся выполнить все их прихоти. Отец, желая угодить ребёнку, начинает его «покупать»: «Ну, золотой мой, говори, что тебе купить?»
Мать со своей стороны исполняет прихоти своего чада, и в конечном итоге дети вырастают капризными ломаками.
А впоследствии, если родители не в состоянии дать им то, что они хотят, дети угрожают родителям, что они наложат на себя руки».
Родители должны пресекать плохое поведение детей, но всегда действовать с нежностью:
«Ребёнок нуждается во многой любви и нежности, а также во многом руководстве.
Он хочет, чтобы ты посидел рядом с ним, хочет рассказать тебе о своих проблемах, хочет, чтобы ты его ласково погладил и поцеловал.
Когда малыш ведет себя беспокойно и немирно, то маме надо взять его на руки, приласкать и поцеловать, чтобы он успокоился и умиротворился.
Если, будучи ребёнком, человек насытился нежностью и любовью, то впоследствии у него есть силы на то, чтобы преодолеть те проблемы, с которыми он будет сталкиваться в жизни».
В семье должно царить взаимное уважение
И дети и родители должны относиться друг к другу с любовью и почтением. Только тогда семья правильно выполняет свою функцию, которую возложил на неё Бог.
Старец Паисий пишет следующее:
«Когда супруги уважают друг друга, а дети уважают родителей, то жизнь в семье идет ровно, подобно часам.
В такой семье старший сын никогда не скажет матери что-то наподобие «гляди-ка, мать, чтобы ты больше такого не делала» или «почему ты сделала всё шиворот-навыворот?»
Но в такой семье и отец не разговаривает с матерью подобным тоном. Взрослый может шутить с ребёнком, чтобы его порадовать, но ребёнок, чувствуя радость от шуток взрослого, не должен вести себя с ним бесцеремонно и фамильярно».
Чтобы проиллюстрировать эти рассуждения, старец рассказывает:
«Когда я был в монастыре Стомион и иногда спускался из монастыря в город за покупками, один малыш, дом которого стоял прямо на дороге, подбегал ко мне, лишь завидев меня, и я целовал ему ручку.
Потом он привык к этому и, подбегая ко мне, сам протягивал свою ручку для того, чтобы я её поцеловал! Я делал то, что он хотел.
Но потом его родители попросили: «Отче, не надо целовать ему руку, потому что он бегает за батюшками, протягивает им свою ручку для поцелуя, а если они этого не делают, начинает реветь».
Паисий Святогорец говорит о необходимости почтения к старости
«Как же смиряется человек в старости! Старик постепенно теряет силы и становится похожим на постаревшего сокола.
Когда сокол стареет, у него выпадают перья и крылья становятся похожими на поломанные расчёски».
Увы, многие люди забыли о том, что только они могут подарить заботу старикам.
«До чего докатился мир! И в Фарасах и в Эпире ухаживали даже за старыми животными. Ну, за мулами — понятно, почему [ — потому что их мясо не употребляется в пищу].
Но ведь и тех животных, мясо которых было съедобным, тоже не резали, оставляли в живых. К примеру, старых быков, на которых раньше пахали, хозяева чтили.
Они ухаживали, заботились о них в старости, говоря: «Ведь это наши кормильцы». То есть рабочие животные, которые трудились в поле, имели добрую старость. И ведь тогда у людей не было технических средств, которые есть сегодня.
Надо было в ручной мельнице смолоть кормовую чечевицу, мелко её подробить, чтобы бедный старый бык мог её прожевать.
А люди нынешние о подобных вещах забыли: они не заботятся даже о старых людях, что уж там говорить о старых животных!»
Старец так пишет о правильном отношении к старикам:
«Человек, заботящийся о своих родителях, имеет великое благословение от Бога».
Особенную роль святой отводит в семье бабушке:
«Мать из-за множества своих дел не успевает дать детям необходимую нежность и любовь. Именно это недостающее даёт детям бабушка, потому что возраст бабушки — это возраст любви и нежности.
Погляди: когда ребёнок шалит, мать его ругает, а бабушка — ласкает. Когда дети находятся под присмотром бабушки, мать успевает сделать все свои дела, дети окружены лаской и любовью, но и сама бабушка согрета любовью своих внуков».
Детей стоит ругать только в дневное время
В чём разница?
Но преподобный объясняет, что на то есть логическая причина:
«Родители должны быть очень внимательны к тому, чтобы не ругать своих детей вечером, потому что вечером детям нечем рассеять своё расстройство.
А ночная тьма омрачает состояние их душ ещё больше. Дети начинают думать о том, как лучше оказать сопротивление родителям.
В их головы лезут разные варианты «защиты», подмешивается и диавол, и таким образом они могут дойти до отчаяния.
А вот днём, если даже дети пригрозят своим родителям различными способами отмщения, то, выйдя на улицу, они отвлекутся, забудутся, их расстройство пройдёт»
Бить детей старец не рекомендует. Но допускает такую возможность, если иначе не донести, а от понимания информации зависит жизнь ребёнка:
«Насколько можно, родителям надо этого избегать. Они должны стараться добром и терпением дать ребёнку понять, что он ведёт себя неправильно.
Только в том случае, если ребёнок маленький и не понимает, что он подвергается опасности, подзатыльник идёт ему на пользу — для того чтобы в следующий раз он был внимательнее».
В одной статье даже не пересказать всё, о чём написал преподобный…
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение