Содержание
В трех из четырех Евангелий содержится рассказ о том, как молится Иисус Христос в Гефсиманском саду. Свидетелями события становятся лишь трое апостолов. Христос находится в тяжелейшем борении и просит… пронести чашу сию мимо Него.
Библейское повествование
Подробный рассказ об этом есть у Марка. Дело в том, что Марк излагал в Евангелии устные воспоминания апостола Петра. А именно Петр был одним из очевидцев этой молитвы:
«И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте.
И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты.
Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час?
Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать.
И приходит в третий раз и говорит им: вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня».
Мог ли Сам Создатель «ужасаться», «тосковать», просить избавить его от крестных страданий? Удивительно, но именно эти «неудобные» места в Писании всегда подчеркивали — Евангелие истинно. Люди никогда не замалчивали обстоятельств земной жизни Христа, даже если и не понимали их значения по собственной немощи.
Все события имеют огромное значение, в каждом заложен глубочайший смысл. Бог, создавший всё, стал совершенным человеком. Любящим жизнь, тоскующем, плачущим о смерти близких и более всех других, ужасно страдающим.
Еще накануне Он воскрешал уже разлагающееся тело Лазаря. Он повелевал ветрам и морю, переносил лодку вопреки законам пространства и времени, явно показывая — Он есть Тот, который установил физические законы, создал всё из ничего, был прежде, нежели было что-либо из сотворенного Им.
И вдруг — Он смертельно скорбит и просит избавить Его от креста. Как же совместить Его божественное достоинство и этот факт? Кого и зачем просит Сам Господь Бог?
Богословское понимание события
Богословы формулировали ответы на эти вопросы веками, в страшных столкновениях и взаимных анафемах. Сегодня нам известна эта выстраданная истина, показанная Христом на Самом Себе. Дело в том, что Иисус Христос — не только истинный Бог, Творец и Промыслитель о всем творении, но и истинный Человек.
Вся его жизнь: нравственные мучения о сотворенных людях, забывших своего Творца, боль от предательства учениками и страшные физические страдания на кресте, не были кажущимся, или переносимыми личиной, оболочкой Бога, всегда пребывающего в постоянстве.
Вся его жизнь была жизнью Человека, имевшего свою волю, по всему подобного нам, кроме греха. Но его воля осталось послушной Богу до самого конца — и этим она покончила с преслушанием Адама, вернув всем нам блаженство Рая Сладости.
Но Он же знал, что в третий день воскреснет
Но не ужасается ли человек, умирая? Что же говорить о добровольном предании себя на зверские мучения и смерть? Итак, Иисус Христос есть Бог и Человек, имеющий две воли — божественную и послушную ей человеческую.
Он был истинным, а не призрачно воплотившимся Богом, и он воскрес с телом, навсегда вернув ему страшное божественное достоинство. Для того, чтобы мы воскресли в новых телах, чтобы мы царствовали с Ним.
Иконография
Иконография этого сюжета имеет глубочайший богословский смысл. Самые древние иконы, дошедшие до нашего времени, датированы XI веком и являются произведениями византийских православных иконописцев.
Иконы изображают не только упомянутых апостолов и Христа, но и ангела. Об этом эпизоде повествует в своем рассказе о Гефсиманском молении евангелист Лука (22:40-46): «Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение.
И Сам отошёл от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его.
И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Встав от молитвы, Он пришёл к ученикам, и нашёл их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение».
Богословие иконы
Этот эпизод обсуждался не одним поколением святых отцов. На V Вселенском соборе они закрепили православное понимание этого события.
Явившийся Архангел Гавриил воздавал Богу подобающее Ему славословие, славя не только Его Божественную крепость, но и запредельную человеческую стойкость, которую Он явил, став Человеком. Архангел подал пример последующим поколениям христиан в прославлении своего Творца, принесшего Себя за людей.
Впоследствии отпавший от православия католицизм начал уклоняться от богословия иконы в сторону картинной живописи. Так на западе стали появляться изображения с пухлыми ангелами, которые как бы увещают Христа исполнить волю Божию о Нем. Разумеется, Христос, будучи Сам Богом и Человеком, в этом не нуждался.
Исследователи богословия иконы отмечают даже появление ноток языческих мифов в изображениях западных художников. Возросшая популярность этой тематики затронула и христианские сюжеты.
Так, явившийся ангел стал напоминать Гермеса с яблоком раздора, открывающего волю богов Парису, и чаша на этих изображениях изображается уже в руках ангела. Он уже не славословит, но снисходительно-укоряюще указывает герою на высшую волю, которую тот должен исполнить.
Не будем горделиво клеймить в язычестве и неканоничности западных художников. Хотя бы потому, что традиция переходит и в Россию, прорубившую, как известно, окно в Европу при Петре I.
Молитва перед иконой «Моление о Чаше»
В чем помогает молитва перед этой иконой? Традиционный ответ на этот вопрос неофитов прост. Любые молитвы перед любыми православными иконами Богу известны прежде нашего моления.
Молиться можно и нужно перед любыми иконами, важно расположение сердца человека. Икона помогает возвысить ум к Богу. Воспоминая события, изображенные на иконе, мы молимся Богу, ставшему человеку и страдающему куда более нас.
Молитва перед иконой
Особого молитвенного последования перед образом не установлено. Удовлетворяя нужде в богообщении, в тяжелые минуты глубокой сердечной скорби, возможно молиться любыми словами от всего сердца, памятую слова молитвы, которую произносил Господь:
Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты…
Так, один, казалось бы, совсем небольшой фрагмент каждой иконы, небольшое по содержание упоминание в Евангелии открывает нам великую глубину откровения Бога о Самом Себе.
Помня самую первую заповедь, предписывающую нам в том числе познавать Откровение Божие, будем с благоговением постигать величие и глубину вечных книг Евангелия, написанных некогда рыбаками, ставшими на все века ловцами душ человеческих.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение