Содержание
- 1 Креационисты верят в концепцию о Сотворении Вселенной всего живого Богом или Творцом
- 2 Термин «креационизм» появился в конце XIX века как научное доказательство бытия Божьего
- 3 Богословский креационизм бывает младоземельным и староземельным
- 4 На научность претендуют теория разумного замысла и научный креационизм
- 5 Плюсы и минусы креационизма
В 2005 году школьный совет небольшого американского городка Довер в штате Пенсильвания обязал учащихся девятых классов изучать книгу «О пандах и людях». Она должна была стать учебником, излагающим в качестве альтернативе эволюционной теории «теорию разумного плана».
В 1987 году Верховный суд США запретил преподавать в школах теорию креационизма, именно поэтому судья Джон Джоунз по иску родителей 11 учащихся, вынес решение, отменяющее решение школьного совета.
Несмотря на то, что в этом случае креационисты потерпели поражение, споры между ними и сторонниками теории эволюции продолжаются в мире до их пор.
Креационисты верят в концепцию о Сотворении Вселенной всего живого Богом или Творцом
Креационисты — это ученые, исследователи и популяризаторы науки, придерживающиеся креационизма или же концепции о Сотворении Вселенной и всего живого Творцом или Богом.
Мировоззрение креационистов противостоит атеистическому мировозррению. При этом атеисты, используя данные науки, стараются логически доказать что Бога нет.
Что же касается креационистов, то те же самые научные данные они используют для того, чтобы доказать неоспоримость существования и присутствия в мире Творца.
Еврейские и христианские традиционалисты опираются на Библию и Тору, а мусульмане — на Коран как основной источник информации о Сотворении мира и всего живого на земле.
Креационисты же или сторонники концепции разумного замысла, свое мировоззрение основывают не на вере, а на использования для доказательства создания Вселенной исключительно эмпирических источников.
В креационизме существует несколько направлений, так некоторые креационисты признают роль эволюции в истории Земли. Их называют «староземельный креационизм». Существуют также эволюционисты, которые считают себя верующими людьми.
Поэтому основной критерий отличия креациониста от эволюциониста — критерий веры в богодухновенность и авторитет Священного Писания. Креационистом надо считать человека, признающего богодухновенность Библии и сотворение мира и человека Богом.
Эволюционисты же, несмотря на религиозность, не считают Библию в вопросах естествознания авторитетом, допуская любые научные теории, в том числе абиогенез — возникновение жизни из неживой материи и происхождение человека от обезьяны.
Термин «креационизм» — относительно молодой, но само мировоззрение старо как мир.
Считается, что сторонниками концепции креационизма были многие выдающиеся ученые, жившие в разны времена и столетия. Среди них называют:
- Фрэнсиса Бэкона;
- Галилео Галилея;
- Кала Линнея;
- Исаака Ньютона;
- Чарльза Беббиджа;
- Грегора Менделя;
- Карл Юнг и т.д.
Стоит отметить, что противники креационизма утверждают, что многие них крецианистами себя не признавали.
Термин «креационизм» появился в конце XIX века как научное доказательство бытия Божьего
Термин «креационизм» возник и стал популярен в конце XIX столетия. Он использовался для обозначения концепции, признающей истинность изложенной в Ветхом Завете истории сотворения мира Богом за 6 дней.
Накопление данных различных наук (от астрономии до геологии и биологии), в особенности распространение в XIX веке теории эволюции, привело к возникновению противоречия между новыми взглядами в науке и библейской картиной мира.
В результате далее последовало возрождение креационизма как совокупности телеологических концепций, являющихся реакцией консервативно настроенных христиан на ставшие доминирующими представления об эволюционном и естественном пути происхождения живой и неживой природы.
Первая организация креационистов была основана в Великобритании в 1932 году, и оно называлось «Движение протеста против эволюции».
Её целью стало распространение «научной» информации и фактов, доказывающих ложность эволюционного учения и истинность библейской картины мира.
Наибольших успехов креационисты добились в США, где они временно запретили преподавание эволюционной биологии в публичных школах нескольких штатов. Б
олее того, с середины 1960-х годов активисты «младоземельного креационизма» начали добиваться введения в школьную программу учения «научного креационизма».
В своей борьбе сторонники теории креационизма проиграли, так как в 1975 году было принято решение суда по делу «Дэниел против Уотерса». В результате преподавание в школе чистого креационизма признали неконституционным.
Чтобы преодолеть запрет, креационисты решили переименовать концепцию в «науку сотворения», когда же и её запретили, в 1987 году концепция стала называться теорией «разумного замысла».
В настоящее время в мире действует несколько десятков организаций креационистов. Больше всего (34) их насчитывается в США.
При этом Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) в своей резолюции 1580 от 4 октября 2007 года под названием «Опасность креационизма для образования» говорила о нездоровых последствиях распространения идей креационизма в рамках образовательных систем.
Например, в том, что креационизм может стать угрозой правам человека, имеющим для Совета Европы ключевое значение. В резолюции подчёркивается недопустимость подмены науки верой и ложность утверждений креационистов о научности их учения.
Богословский креационизм бывает младоземельным и староземельным
Современный креационизм приставляет собой широкий спектр теорий, начиная от исключительно богословских и философских, которые по определению на научность не претендуют, до заявляющих об этом.
Общим для них является то, что большинство ученых их отвергают. Дело в том, что эти теории не могут быть проверенны экспериментом, так как не имеют предсказательной силы, то есть не соответствуют критерию фальсифицируемости Карла Поппера.
Сущность христианского креационизма. Христианский креационизм состоит из нескольких течений, которые расходятся по вопросу интерпретации естественнонаучных данных и имеют на него разные точки зрения.
По степени расхождения с общепринятыми в науке воззрениями на прошлое Земли и Вселенной среди них различают:
- буквалистический креационизм (младоземельный). Настаивает на буквальном прочтении Книги Бытия Ветхого Завета о сотворении мира за шесть дней творения. При этом протестанты утверждают, что это произошло 6000 лет назад, некоторые же православные говорят о том, что возраст Земли 7500 лет;
- метафорический (староземельный) креационизм. Считает понятие «6 дней творения» метафорой и приравнивает один день творения к миллиардам или миллионам лет. Это течение делиться на креационизм разрыва и креационизм постепенного творения.
Сущность креационизма разрыва. Креационизм разрыва утверждает, что Бог сотворил землю задолго до первого дня творения и либо пребывала в «безвидном и пустом» виде те самые 4,6 млрд лет, о которых говорят научные данные.
Только после этого (хронологический разрыв) Творец придал ей современный вид и создал на ней жизнь. Здесь также как в младоземельном креационизме, шесть библейских дней творения считаются шестью буквальными 24-часовыми днями.
Креационизм постоянного творчества говорит о том, что Творец непрерывно направляет процесс изменения биологических видов и их появления.
Представители этого течения принимают геологические и астрофизические данные и датировки, однако полностью отвергают теорию эволюции и видообразование путём естественного отбора.
Сущность теистического креационизма. Необходимо отдельно сказать о теистическом эволюционизме, который называют ещё эволюционный креационизм. Он не отрицает эволюцию, но заявляет о том, что она представляет собой орудие Бога-Творца в осуществлении его замысла.
Теистический эволюционизм принимает почти все идеи, общепринятые в науке, ограничивая чудесное вмешательство Творца не изучаемыми наукой актами.
С точки зрения теологии разные концепции теистического эволюционизма варьируют от общего для авраамических религий теизма (протодиакон Русской Православной Церкви Андрей Кураев) до пантеизма, деизма и взглядов Тейяра де Шардена.
Благодаря такому разнообразию многие отказывают теистическому эволюционизму в праве вообще называться креационизмом.
На научность претендуют теория разумного замысла и научный креационизм
Креационная теория имеет ответвления, претендующие на научность, это теория разумного замысла и научный креационизм. Они пытаются объяснить сотворение мира в рамках методологии естествознания XVIII — начала XIX веков с некоторыми оговорками.
Так их приверженцы признают изменяемость видов растений, животных и бактерий, а также принимается постулат об изменяемости законов природы.
Теория разумного замысла заключается в том, что сложность и целесообразность живых существ объясняется замыслом творца или некоего его «агента».
При этом сторонники этой теории от религии дистанцируются и делают акцент на телеологических и теленомических аспектах концепции. Наличие субъекта замысла они сохраняют, но могут делать это не в религиозном смысле.
Научный креационизм или «наука о сотворении» приставляет собой ту ветвь креационизма, которая утверждает, что можно получить научные подтверждения библейского акта творения и, шире, библейской истории (в частности, Всемирного потопа), оставаясь в рамках научной методологии.
При этом сторонники этого течения настаивают на правдивости версии сотворения мира, предложенной Книгой Бытия, рассматривая её как с научных, так и богословских последствий.
«Научные креационисты» обычно выдвигают следующие постулаты:
- Необходимость противопоставить «операционной науки» о явлениях природы в настоящее время «исторической науке», которая говорит о прошлых событиях. Связанно это с тем, что только такая наука может проверить экспериментальным путем гипотезы, о явлениях природы происходящих сейчас, а события прошлого проверить невозможно никак.
- «Первоначально сотворённый род», или «барамин». Смысл этого постулата состоит в том, что якобы существуют изначально созданные Богом виды животных и растений, которые могут изменяться в процессе эволюции.
- «Потопная геология», говорящая об одномоментном отложении большей части осадочных пород земной коры с захоронением и быстрой фоссилизацией останков вследствие всемирного потопа во времена Ноя. На этом основании отрицается стратиграфическая геохронологическая шкала.
- Гравитационное замедление времени в околоземном пространстве, постоянна Планка, масса элементарных пространств и т.д. Такие понятия используются для объяснения многомиллиарднолетних возрастов Земли и Вселенной. Ведётся также поиск явлений, указывающих на молодой (менее 10 тыс. лет) возраст Земли и Вселенной.
- Из других утверждений часто встречается тезис, будто второе начало термодинамики исключает эволюцию (или, по крайней мере, абиогенез).
Плюсы и минусы креационизма
Эволюционизм критикует креационизм за методологическую ненаучность. Дело в том, что, несмотря на все плюсы и минусы этой концепции её положения не проверяются научными методами.
То же понятие Бог-Творец не отвечает принципам верифицируемости/фальсифицируемости и принципу Оккама. Таким образом, это скорее метафизическая концепция или же религия, чем наука.
Именно поэтому само доказательство или опровержение креационизма при помощи научного метода не имеет смысла, так как любые аргументы разбиваются о невозможность фальсификации системы, включающей чудесное как основное звено.
Плюсы креационизма:
- Объединяет божественный и научные подходы к вопросам сотворения мира.
- Позволяет использовать научный аппарат для решения некоторых вопросов богословия.
- Его постулаты могут быть легко преподаны в школе.
Еще одним плюсом креационизма можно назвать то обстоятельство, что философия этой концепции поднимает важные вопросы.
Например, это отличия объекта, возникшего в результате действия естественных причин, от артефакта, то есть объекта, являющегося результатом вмешательства разумного начала.
При этом критерии Бихи и Дембского, используемые креационистами, не отвечают требованиям к необходимой понятийной и математической строгости и чёткости, в связи с этим названная концепция не получила признания научного сообщества.
Минусы креационизма:
Современный креационизм имеет слабые стороны, которые препятствуют широкому его распространению.
- Отсутствие строгих критериев, что препятствует признанию идей креационизма научным сообществом.
- Принципиальная недоказуемость его постулатов с научной точки зрения.
- Богословская критика, указывающая на присутствие в креационизме идей атеизма.
- Негативное восприятие большинством представителей как научного, так религиозного мира.
Наиболее активны в пропаганде идей креационизма религиозные консерваторы, пытающиеся таким образом противостоять проникновению современных научных знаний религиозную среду.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение