Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Есть ли душа у животных, попадут ли они в рай

Есть ли душа у животных, христианство прямо и однозначно не говорит, но, по косвенным фразам из Священного Писания, очевидно, что да. Вопрос в другом: если ли у животных душа такая же, как у человека? И если она другая, то что ждёт души животных после смерти?

Неужели возможен рай, где не окажутся наши любимые кошки или собаки? Разве мг Бог создать столь несправедливый мир и принести столько боли своим творениям, разлучив их?

У животных есть душа, но не все считают, что такая же, как у человека

Православие не сомневаются в том, что у животных есть душа. По Библии, всякая тварь ждёт, когда человек обретёт Царствие Божие.

Это говорит о том, что путь души животного не кончается с физической смертью, а продолжится в какой-то форме.

Святой Герасим Иорданский с большой любовью относился к животным. И они отвечали ему тем же

И это понятно, ведь любой, кто когда-нибудь близко общался с животным, не скажет, что в этом существе нет эмоций, преданности, способности любить.

Жизнь — это соединение души и тела, и раз животное и растение живы, значит, в них есть духовная частица от Всевышнего. Да, в Библии не сказано, что Господь вдохнул дух жизни не только в человек, но и в зверя. Но ведь про ангелов это тоже не сказано, однако, кто будет отрицать, что у высших созданий есть души, подобные душе человеческой, а то и лучше?

Просто Священное Писание создано для людей и говорит преимущественно о них.

Мы мало знаем о душе животных, но она точно есть.

Ответ на вопрос о душах животных настолько не раскрыт в Библии, что православию не на чем выстроить твёрдую позицию. Большинство толкователей и священников полагают, что у человека особая душа, наделённая ко всему прочему духом — особой, Божественной чертой.

Но так ли это? Мы не вправе утверждать. Достаточно вспомнить, что в былые века некоторые представители духовенства на полном серьёзе рассматривали вопрос, есть ли душа у женщины. Сегодня абсурдно об этом даже спрашивать. Возможно, наши потомки будут смеяться над теми, кто отказывал животным в праве на душу, такую же, как у человека.

Животные могут быть даже духовным примером для человека

День шестой сотворения мира

Не обязательно заглядывать в священные книги, чтобы увидеть душу живую в другом существе. Многие выдающиеся верующие любили всё, что создано Господом и считали, что к братьям нашим меньшим нужно относиться как к равным, а то и как к более духовным созданиям.

Казалось бы, как это возможно? Ведь похожим на Себя Бог создал человека, а про зверя такое не сказано. Это так, но мало быть созданным по образу Божию, нужно ещё и жить подобающе. А что же человек?

 Афанасий Великий; святитель

Имея в виду историю грехопадения, Афанасий Великий отмечает:

«Никакая тварь не заблуждала в понятиях о Боге, кроме одного человека».

И действительно, именно человек согрешил, а все прочие животные последовали за ним, хотя ни в чём виноваты не были. По сей день все живые существа, кроме человека, выполняют функции, возложенные на них Творцом.

Грехопадение на картине Рафаэля Санти. Только человек отошёл от Бога. Животные же остались верны создателю
Грехопадение на картине Рафаэля Санти. Только человек отошёл от Бога. Животные же остались верны создателю. Фото: sr.gallerix.ru

И только человек, поддавшись необоснованной гордости, поставил в центр своей жизни не Бога, не любовь, не доброту, а себя. «Я — образ Божий», — повторяет человек в неимоверной гордости, сжигая и вырубая леса, убивая бездомных животных, выгоняя домашних питомцев на верную гибель.

В этом нет христианского сознания. Бог очеловечился, чтобы дать нам пример того, как обожиться, но по сей день люди губят то, что создано Богом, лелея мечты о вечной жизни из-за своей исключительности.

Хотя христианство предпочитает не сравнивать душу животного с душой человека, жизнь показывает, что нам много чему стоит у зверей поучиться.

Один из самых выдающихся святых отцов, Паисий Святогорец обращал внимание на то, что жизнь животных имеет намного больше духовных испытаний, чем человеческая:

«Самим животным, что им приходится терпеть, бедным! Мы и неделю не смогли бы понести того послушания, какое они несут, служа человеку.

Если их накормят — хорошо, а если нет, остаются голодными. Если не делают того, что хочет хозяин, их бьют. А как трудятся без всякого вознаграждения!

Мы за одно «Господи, помилуй» можем получить рай. Разве этого мало? Так что животные превзошли нас и в нестяжании, и в терпении, и в послушании».

Паисий Святогорец
старец

Но при этом животные намного преданнее своему делу и воплощают его в совершенстве:

«Пчелиный рой поселился у меня за окном, и теперь пчёлы так активно работают, что мне приходится терпеть по вечерам такой шум!

Пойдёмте, я вам покажу свою пасеку. Смотрите, как у пчёл всё архитектурно продуманно, хотя у них нет ни архитектора, ни подрядчика!

Желаю и вам трудиться правильно, духовно, создать духовный улей, дающий духовный мёд, чтобы приходили миряне, ели и услаждались духовно».

Паисий Святогорец
старец
Преподобный Пассий Святогорец очень любил животных, видел в них Божественную природу и призывал людей учиться у зверей положительным качествам

Поэтому отец Паисий призывал людей брать с животных пример:

«Наблюдайте за жизнью животных и насекомых, это полезно. Я смотрю, как усердно и любочестно трудятся муравьи, не имея руководителя.

Ни в одном человеке нет такой тактичности, какая есть в муравьях. Молодые муравьи тащат в муравейник мелкие палочки и много других бесполезных вещей, потому что ещё не знают, что нужно, а что нет.

Взрослые муравьи им не препятствуют, но потом сами выносят всё это из муравейника. Со временем молодые начинают смотреть, что в муравейник несут взрослые муравьи, и учатся.

Если бы мы были на их месте, то говорили бы так: «Эй, ты, иди сюда, что это такое ты тащишь? Ну-ка выбрось живо!

Бог сотворил животных, чтобы они служили человеку, но и чтобы человек брал с них пример. Человек, если он действительно человек, из всего извлекает пользу».

Паисий Святогорец
старец

Подробнее послушать рассказы и рассуждения отца Паисия можно на видео:

Животное может обожиться

В замечательном труде на тему животных в православии, в книге «Святые животные», христианский философ Татьяна Михайловна Горичева пишет, что звери:

«…способны вслед за святыми и мучениками проникнуть в новый эон, войти в церковь, дерзнем сказать — обожиться.

В житии св. Великомученика и целителя Пантелеймона рассказывается, что дикие звери не хотели нападать на юношу.

Тогда были убиты и они.

Их трупы были брошены на съедение птицам.

Но птицы до них не дотронулись.

Трупы животных долгое время лежали на солнце и оставались нетленными.

Итак, мы имеем дело с мощами животных»

Татьяна Михайловна Горичева
философ
Дикие звери предпочли смерть мучеников, но не стали убивать святого Пантлеймона. Их тела стали мощами
Дикие звери предпочли смерть мучеников, но не стали убивать святого Пантлеймона. Их тела стали мощами. Фото: azbyka.ru

Мы привыкли принижать роль зверей. Культура человека Запада не приняла в полной мере Благую весть, понятие о ближнем и значимость любви. Любовь среднестатистического христианина сегодня, к сожалению, избирательна.

Животных редко рассматривают как нечто, что нуждается в любви и заботе. Чаще зверь — это объект эксплуатации, насилия, унижения, то есть, взращивания самых отвратительных людских качеств. А ведь должно быть наоборот.

Люди не наделяют животных способностью чувствовать и думать.

Библия учит другому. Зверь — это такой же участник общения, с которым господь общается, как с личностью, и даже заключает завет. Процитируем ещё из «Святых животных»:

«Говорящие «да» То, что животные освятились вместе с человеком, говорит не только о наличии у них души (о чем пишут святые отцы), но и о начатках личностного, персонального.

Адам дает животным имена. Но что есть имя, как не «икона» твари? Наименовать, назвать значит преобразовать, поднять до высшего, личностного бытия.

Адам — первый епископ. Сам Господь называет себя пастырем овец своих, и звери в раю также знали голос Адама, также спешили к нему.

Важно отметить, что в большинстве дохристианских религий в качестве жертвы Богу приносились животные. В христианстве же Сам Бог жертвует Собой.

Таким образом, Бог в лице Сына Своего отменяет ветхий закон и отказывается от принятия в жертву животных.

В своей «Небесной литургии» («Liturgie celeste», Friant, 1982) Жан Ковалевский высказывает и второй аргумент в пользу «личного» начала у животных: Бог заключил завет с Ноем.

Но, оказывается, не только с ним. «И сказал Бог Ною и сынам его с ним: вот, Я поставлю завет мой с вами и с потомством вашим после вас, и со всякою душою живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми, вышедшими из ковчега, со всеми животными земными»

(Быт. 9.8–10)

Христианство не знает, попадают ли души животных, в том числе, собак и кошек, в рай, но им явно уготовано посмертное счастье

На видео ниже Священник Максим (Каскун) говорит, что Церковь не знает, куда попадают души животных после смерти. Но так как животные невольно попали в мир греха по вине человека и продолжают любить нас, есть надежда, что их посмертная судьба будет не хуже человеческой:

Отец Максим совершенно честен в этом отношении, ибо православие никак не освещает этот вопрос. Каждый человек оставляет за собой право размышлять на тему того, попадают ли животные в рай.

Если отбросить весь этот напыщенный антропоцентризм про то, что человек был создан по образу Божию, а значит, имеет исключительные права, становится ясно, что животное ничуть не хуже.

Пора перестать быть потребителем и превратиться в ближнего, как учит Иисус Христос.

Вопрос о том, куда попадают наши любимцы, — не праздное любопытство, а проявление заботы, сопереживания, участия и любви.

Когда эгоистичные ораторы призывают спасать сначала людей, это противоречит ядру христианской мысли — любви до той степени, что ты готов пожертвовать жизнью ради другого.

Место, где Будда Махасаттва из сострадания скормил себя тигрице и её детёнышам. Это проявление любви и сострадания вполне укладывается в образец христианского благочестия
Место, где Будда Махасаттва из сострадания скормил себя тигрице и её детёнышам. Это проявление любви и сострадания вполне укладывается в образец христианского благочестия. Фото: storage.yvision.kz

В книге «Святые животные» христианский философ Татьяна Михайловна Горичева пишет об этой пагубе современного мышления:

«Экологически мыслящие деятели, писатели и до сих пор бросают упреки нам, христианам.

В дискуссиях 70-х годов именно христианство обвиняли в том, что оно породило антропологический нарциссизм и рационалистическую мегаломанию.

В христианстве Бог-Творец резко отделен от твари. Происходит своеобразное обезбоживание мира и твари.

Человек — это царь творения, его венец, все остальное ниже его, должно ему подчиняться. Новое Время, соединявшись с акосмической идеологией протестантизма, усугубило проблематику.

Деистические тенденции, представление о Боге как об универсальном механике, запускающем в работу механизм «творения», ненужность Бога-Творца — ибо естественные науки смогли и без Него объяснить устройство мира, этой огромной машины, — и, в конце концов, на природу стали смотреть как на объект использования и потребления».

Татьяна Михайловна Горичева
философ

Уместно будет посмотреть в этом контексте на Восток. Согласно буддийскому преданию, Будда в одном из предшествующих воплощений пожертвовал собой, чтобы накормить тигрицу с тигрятами.

Восточные учения убеждены, что души у людей и животных одинаковы.

Это пример достойной жертвы, который вполне мог бы совершить и благочестивый христианин, если бы твёрдо опирался на принципы сострадания. Надо добавить, что восточные учения верят, что животная душа ничем не отличается от души человеческой.

Сегодня зверь — кошка, а завтра стал человеком, и его душа родится снова и снова, до освобождения от колеса сансары. Так что там и иной ответ на вопрос, куда уходят души, — в другую жизнь.

Животные — наши ближние, о них нужно заботиться, как учит Библия

Волноваться об участи своих животных, это правильно, по-христиански. Процитируем мысль Татьяны Михайловны Горичевой:

«Часто христиане интерпретируют заповедь любви к ближнему, руководствуясь биологическими и биографическими критериями. Кто мой ближний?

Многие ответят: мои дети, мои друзья, мои сослуживцы. Эта близорукость и довела нас до апокалиптической ситуации, когда мы больше не «хозяева» на нашей земле.

Мы скорее напоминаем разбойников. Земля же переживает судьбу человека, «с которого сняли одежду, изранили и ушли, оставив его едва живым» (Лука 10.30).

Господь Иисус Христос иначе понимал заповедь любви. Когда его спросили: «Кто мой ближний?», он тут же заговорил о том, кто больше всего страдает: «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам…»

Сегодня милосердный самаритянин поспешил бы на помощь земле, животным, воздуху, деревьям. Они наши ближние, изуродованные и обокраденные нами».

Татьяна Михайловна Горичева
философ

Но мало думать о мире духовном. Надо ещё действовать в мире физическом. Заботиться о животных — это наша задача, как недавно стал замечать человек. Отец Владимир (Головин) на видео ниже отмечает, что такая забота — не просто задача, а настоящая заповедь Божия, по Библии:

Забота о животных — это особое служение. Кто-то помогает бездомным, кто-то инвалидам, кто-то старикам. Среди животных тоже полно бездомных, инвалидов и стариков. И нельзя помощь им называть нехристианским служением.

Завершим словами Паисия Святогорца:

«Для животных человек — это Бог. Как мы просим по­мощи у Бога, так они просят помощи у человека».

Паисий Святогорец
старец

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *