Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Филон Александрийский: как связать иудейскую традицию с философией

12.05.2019
5 394

Филон Александрийский однажды написал обвинительное послание «Против Флакка». Флакк  — тогда был правителем Египта. Он стал гонителем александрийских евреев во время городской смуты 38 года. После того, как евреи устроили погром и написали жалобы на императора, он был казнен.

Филон Александрийский — представитель еврейского эллинизма, центром которого тогда была Александрия. Также Филон богослов и религиозный мыслитель, философ, который оказал довольно большое влияние на богословие того времени своим методом и учением.

Филон Александрийский — представитель еврейского эллинизма, а также богослов,  религиозный мыслитель и философ
Филон Александрийский — представитель еврейского эллинизма, а также богослов,  религиозный мыслитель и философ

Биография Филона гласит, что родился он в образованной семье

Его биография очень скудна. Известно, что он знал еврейский язык. Происходил он из образованной семьи. Старший брат его — был воспитан греческой философии. Был очень хорошо знаком с греческими философами, которые были и его учителями.

Единственное событие, произошедшее в его жизни — это его участие  в посольстве, которое было отправлено александрийскими евреями к императору Калигуле в Рим с просьбой о защите против преследовавших греков в 39 — 40 годов первого года. Это описано в «О посольстве к Гаю» — сочинение Филона Александрийского.

Филон говорил, что вершиной телесного мира является человек

Филон связывал догмы иудейской религии с греческой философией. А также он разрабатывал учение о логосе, которую он изображал в видел высшей идеи. Учение Филона, как совокупность иудейского традиционного религиозного закона заключалось в Торе.

А иудейские законы — это законы природы, которые имеют значение для всех людей. Филон говорит, что человек — это интеллектуальное существо, которое связано с телом и разрывающимся отвращением.

Учение Филона говорит о том, что вершиной телесного мира и является человек.

Филон иудей всегда был сторонником эклектического среднего платонизма, который был сильно окрашен стоицизмом, так сильно процветавшим в его городе. Как и другие современные эклектики, он увидел в этом суть учения всей греческой философии.

Также он признавал источник греческой мудрости священное откровение Ветхого Завета, из которого, как он считал, и черпали древние философы. Книга Моисея, которая была написана Филоном, заключает в себе учение Платона, Пифагора и других.

Учение Филона заключало в себе учение такого философа, как Платон
Учение Филона заключало в себе учение такого философа, как Платон

Одно из известных сочинений Филона — комментарии на Книгу Бытия

Самые его знаменитые и значимые сочинения из священных книг — это комментарии на книгу Бытия. В ней он дает толкование греческой философии того времени. Задача каждого толкователя состоит в том, чтобы раскрыть духовный смысл Священного Писания.

А Филон — посредник между философией и откровением. В своей экзегетике Филон показывает свою веру и универсальную разумность слова Божия. Его учение о логосе и сделало его учителем последующих богословов, в частности и александрийской школы.

В космологии Филон старается развить совокупность религиозно-философских доктрин.

Библейские сказания он толкует в платоническом смысле.

Например, души человека существуют еще до своего воплощения. Человеческую душу можно расценить как темницу, а тело как могилу.

Но мораль Филона можно расценить и как выходящую за пределы всей греческой философии, получая новую окраску. Такая религиозная окраска проникнута осознанием греховности человека, который просто не способен побороть в себе чувственность и спастись своими силами. Единственный источник спасения — Бог.

Добродетели — это его насаждения, именно дары его благодати. Только с помощью божественных сил можно удостоиться этой добродетели. Путь к добру — это послушание Богу, подражанием ему, и отречение от всего конечного. А высшая цель это есть что-то мистическое и непосредственное соединение с Богом.

Философия Филона довольно сложна, а его учение довольно глубоко для познания человеком.

Что касается Библии, то Филон считает ее мерилом не только религиозной, то и всякой другой истины. Моисея — Филон считает действительным выразителем божественного откровения. Все же остальные это ученики или друзья.

Филон считает, что все сказанное в Библии исходит только от самого Бога, даже буквы и знаки.

Именно поэтому Библия для Филона  это не только религиозное откровение, но и философская истина. Этот метод назывался аллегорическим.

Но он существовал и до Филона. Все палестинские и александрийские евреи объясняли Библию по-философски.  Но учение Филона нельзя назвать еврейским, потому что оно имеет свои корни в греческой философии.

Все учение Филона сводится к богословию

Все учение Филон, по сути, сводится к богословию. Божество познается путем отрицания частых и конечных определений, направленных против различных определений, направлены вполне основательно.

Если в Библии образ Бога представляется его величием и невозможностью видения для человека, то у Филона Бог отличается.

У Филона Бог  существует вне времени и пространства.

Также Он неизменен, всегда существует. А также ничему не причастен, не может никогда исчезнуть.

Но из всего становится ясно, что это не библейский Бог, а идея Платона. Именно поэтому описания Бога в Библии для Филона — это аллегория.

Священное писание изображает Бога как человека, но Богу не присущи человеческие чувства, потому что он стоит выше всех этих страстей, и остается спокойным. Бог свободен от страданий и огорчений.

У Филона Бог отличается, он не подобен миру или небу, он существует вне времени и пространства, неизменен, всегда существует
У Филона Бог отличается, он не подобен миру или небу, он существует вне времени и пространства, неизменен, всегда существует

О сотворении мира Филон говорит, что Бога побудило на это Его благость

О сотворении мира Филон говорит, что Бога побудило на это Его благость. Все добрые свойства исходят только от Бога, и ему чуждо всякое зло.

Также характерным его созданием считается душа. Она частица Божественного разума.

Жизнь души существует и поддерживается только Богом.

Филон Александрийский отделял Божественную сущность от активности, которая проявляется в мире, и отнес последнюю к божественным силам, которые считаются у него имманентными атрибутами Бога. Между миром и трансцендентным Божеством есть такие силы Божества, которые образуют и проникают в мир — Его благость, могущество, мудрость.

В учении Филона об этих силах сказывается не только философские, но и религиозные традиции. Отсюда следуют и понятия, что упомянутые силы, как чистые энергии Божества, которые не имеют по отношению к Нему никакой самостоятельности.

Филон различает два божественных атрибута — это благость и власть

Филон различает два божественных атрибута — это благость и власть. Также он объясняет, что эти элементы выражены в различных именах Бога. Филон Александрийский считал божественные силы одним независимым существом — Логосом. Это название он взял из греческой философии, где оно было впервые употреблено Гераклитом.

Название «логос» было впервые употреблено еще Гераклитом, а затем Филоном Александрийским.

По Филону, все антропоморфизмы Писания, а также все конкретные образы Бога относят к силам Божества, а не к его существу. Он податель всех духовных даров, посредник между людьми и Богом, возносящий к нему их просьбы, ходатайствующий за них перед ним.

Логос
в переводе «разум Божий», «идея всех идей»

В Библии рассматривается слово Божие как независимо действующая и существующая самостоятельная сила. Позже эта идея была развита в учении о божественном слове, создавшем мир.

По учению Филона все пространство заполнено душами. В верхних слоях находятся души ангелов или демонов, а ниже к земле находятся смертные души. Душа человека одна из божественных сил, которое в своем первоначальном виде и представляет ангелов и демонов.

Тело человека — это источник всех зол, в которой томится дух. Душа же человека пробуждается только для истинной жизни. Только благодаря телу, человек испытывает чувство голода. Но тело приносит человеку и некоторые невзгоды. С помощью пяти чувств душа приходит к познанию мира.

По мнению Филона, к божественному пути ведет только три способа

По мнению Филона, к божественному пути ведет только три способа:

  • учение;
  • практика;
  • природная доброта.

Человек, который идет путем этого учения, испытывает некую влечение и надежду. Ясно это показано на примере Еноха. Поклонником этого учения был сам Авраам. Ученик должен пройти три стадии:

  • 1 стадия — это такие предметы, как физика и естествознание. Авраам прошел данную стадию, когда был в Харане. В это время он был физиологом природы. Он осознал, что ему недостаточно тех знаний, которые он имел. Именно поэтому он отправился в Харан, чтобы обратится к изучению духа.
Авраам осознал, что ему недостаточно тех знаний, которые он имел. После этого он и отправился в Харан, чтобы обратится к изучению духа
Авраам осознал, что ему недостаточно тех знаний, которые он имел. После этого он и отправился в Харан, чтобы обратится к изучению духа
  • 2 стадия — путь практики. Здесь человек стремится достигнуть высшего добра. Предварительным моментом здесь будет перемена в понимании и уход от чувственной жизни. На этом пути могут встретиться искушения, с которыми придется бороться.
  • 3 стадия — добродетель. Это не будет считаться наградой за те испытания, которые были пройдены. На этой ступени стоит Ной. Он был прославляем, но при этом не указан не один его добрый поступок. В такой личности находится состояние покоя и блаженства.

Книги Филона Александрийского — можно разделить на 4 группы

У Филона было написано много книг. Их можно разделить на 4 группы:

  • Историко-биографические сочинения. Сюда входят такие сочинения как «Жизнь Авраама», «Жизнь Иосифа», «Три книги о Моисее»;
  • Книги о нравственности. Сюда входят такие как «О жизни созерцательной», «о благородстве»;
  • Политические сочинения. Такие как «О посольстве»;
  • Аллегорические объяснения священного писания для иудеев.

Многие его сочинения находятся в переводе на армянский язык.

Также известно, что Филон написал обвинительное послание «Против Флакка». Флакк  — тогда был правителем Египта. Он стал гонителем александрийских евреев во время городской смуты 38 года. После того, как евреи устроили погром и написали жалобы на императора. После он был казнен.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *