Содержание
- 1 Лазарь Четверодневный — это тот человек, которого Иисус Христос воскресил из мертвых
- 2 Святой Лазарь Четверодневный умер, пролежал мертвым четыре дня и его воскресил Иисус Христос
- 3 После воскресения святой Лазарь из Вифании стал епископом
- 4 Воскресив Лазаря, Христос явил свою двойственную природу
- 5 В наше время почитают две гробницы святого Лазаря Четверодневного, одна из них — «яма Лазаря»
- 6 Существует два сюжета иконы святого Лазаря Четверодневного
- 7 Образ святого Лазаря из Вифании помогает исцелиться от тяжких болезней
Не все знают, что у Иисуса Христа был друг, звали его Лазарь. Однажды Лазарь заболел и умер. Когда по прошествии четырёх дней Спасителю рассказал об этом он ответил: «Лазарь, друг наш, уснул! Господи, если уснул, то выздоровеет!
Ученики думали, что Он говорил о сне обыкновенном, а Иисус говорил им о смерти его…» (Ин 11:11-13). Христос сказал так, потому что для Бога нет смерти, а есть лишь сон. После этого он пошёл и воскресил Лазаря, чьё тело уже стало издавать смрадный запах. После своей смерти и воскрешения Друг Христов прожил ещё 30 лет и даже стал епископом Китийским.
Лазарь Четверодневный — это тот человек, которого Иисус Христос воскресил из мертвых
Святой Лазарь Четверодневный или Лазарь из Вифании, Друг Божий, — это тот человек, которого Иисус Христос воскресил из мертвых. Его имя в переводе с Иврита означает «Бог (мне) помог. Евангелие от Иоанна говорит о том, что Лазарь жил в Вифании. Он брат Марфы и Марии и его Иисус Христос воскресил через четыре дня после смерти (Ин. 11:1-44).
После Воскресения Христа Лазарь подвергся преследованиям и вынуждено покинул Иудею. Он перебрался в 33 году н.э. в 30-летнем возрасте на Кипр. Здесь апостолы Павел и Варнава в 45 году поставили его первым епископом Китиона.
В наше время этот город называется Ларнака. Здесь он прослужил епископом 18 лет. После своего воскресения святой праведный Лазарь жил еще 30 лет, и второй раз умер на острове Кипре в 63 году.
Святой Лазарь Четверодневный умер, пролежал мертвым четыре дня и его воскресил Иисус Христос
Биография святого праведного Лазаря имеет небольшой объём. Так Библия говорит о том, что он происходил из города Вифания и был братом Марии и Марфы. Иисус Христос хорошо знал их, называл Лазаря своим другом, и часто посещал их дома в Вифании (Ин. 11:3, 5, 11).
О Лазаре из евангелистов сообщает только Иоанн. Он говорит только о событиях его воскрешения: «Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, [где жили] Мария и Марфа, сестра её. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была [та], которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими.
Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав [то], сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через неё Сын Божий. Иисус же любил Марфу и сестру её и Лазаря». (Ин. 11:-5).
Таким образом, Иисус не знал, что Лазарь умер. Он узнал об этом уже на дороге в Вифанию, куда шел по дороге с учениками. Христос не стал возвращаться обратно и пошел дальше, сказав ученикам: «…дабы вы уверовали» (Ин. 11:15).
На дороге в Вифанию Его встретила Марфа. Иисус задал ей вопрос: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» На него она ответила так: «Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (Ин. 11:25-27).
Иисус, узнав о смерти Лазаря, пошёл к его гробнице и по дороге заплакал. Это единственный случай, отмеченный в Священном писании, когда Христос плачет. Когда же Спаситель подошёл к той пещере, в которой погребли Лазаря, бывшие с ним отвалили от неё камень, и Он стал молиться.
Евангелист Иоанн передает эту молитву так: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон» (Ин. 11:41-43). Таким образом, Христос «разбудил ото сна» Лазаря и воскресил его из мертвых.
Воскресший Лазарь вышел из погребальной пещеры весь обитый погребальной тканью. Увидев это, Иисус повелел снять их с него. Иоанн Богослов говорит о том, что многие из тех, кто видели это чудо, уверовали в Иисуса. Фарисеи же с этого дня из страха решили убить Христа.
После воскресения святой Лазарь из Вифании стал епископом
Праведный Лазарь упоминается в Евангелии еще один раз: когда за 6 дней до Пасхи Господь опять пришел в Вифанию, там был и воскрешенный Лазарь (Ин. 12, 1-2, 9-11). На этой вечере Мария помазала ноги Иисуса миром (Ин. 12: 1-3).
Как повествует евангелист, многие из иудеев в тот день пришли в Вифанию «не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых» (Ин. 12:9.). Удостоверившись в действительности этого величайшего чуда, они становились последователями Христа. За это первосвященники хотели убить Лазаря.
Дальнейшая судьба святого Лазаря известна из различных христианских преданий. Так греческие источники сообщают о том, что святой после воскрешения прожил ещё 30 лет. Во время гонений на Иерусалимскую Церковь после убиения святого архидиакона Первомученика Стефана, святой в окружении своих сестер Марфы и Марии отправился благовествовать Евангелие в разных странах.
Дмитрий Ростовский сообщает о том, что святого праведного Лазаря совместно со святыми Максимином и Келидонием изгнали из Иудеи и пустили в море на лодке без вёсел, которая приплыла к Кипру.
Здесь его рукоположил в епископы апостол Варнава. Как и апостолы, Лазарь стал проповедовать на острове учение Христа. Предание говорит о том, что на Кипре святого посетила Богородица, которая передала ему омофор, сделанный собственными руками.
Этот сюжет запечатлели иконы Божией Матери. Омофор Пресвятой Богородицы некоторое время хранился на острове и почитался наравне с другими предметами облачения епископа Китийского.
В западной традиции существует «Золотая легенда» — собрание христианских легенд, составленное Иаковом Ворагинским. Согласно этому документу Лазарь вместе с Марией Магдалиной (её католики отожествляют со сестрой святого Марфой из Вифании), а также с другими спутниками отправился в Марсель.
Здесь Лазарь проповедовал христианство и стал первым епископом Марселя.
Воскресив Лазаря, Христос явил свою двойственную природу
Существует богословское толкования чуда воскрешения Лазаря из Вифании. Так, например, Отцы Церкви отметили, что Иисус подождал два дня в Пере и не сразу пошёл к больному Лазарю. Таким образом, Он подчинил своё личное желание увидеть и помочь больному другу воле Бога Отца.
Такой вывод делается на основании слов Иисуса о «сне» Лазаря. Он всегда называл «смерть» сном в таких случаях (Мф. 9:27, Мк. 5:39).
Фиофилакт Болгарский так предложил трактовать слова Иисуса, сказанные его ученикам о том, что он радуется за них, что его не было в Вифании при болезни Лазаря: Иисус говорит апостолам о том, что если бы Он был в Вифании, то бы исцелил больного.
Чудо бы свершилось, но оно показало бы мало Его силы. Когда же Его не было и Лазарь умер, Христос воскресил его и все утвердились в вере в Него, ведь никто не воскрешал мертвеца уже разложившегося и издающего гнилой запах. Таким образом, воскрешение Лазаря — это демонстрация двойственной природы Христа, так как не человек воскресил его, но Бог.
Богословы особое значение придают скорби и слезам Иисуса, которые Он пролил по Лазарю. Они рассматриваются в качестве одного из доказательств двойственной природы Христа: «ибо был воистину Человек и желал удостоверить в действительности Своей Человеческой природы, то позволил ей сделать своё».
В этой связи Иоанн Дамасскин говорил о том, что Лазаря воскресила не человеческая природа, но Бог проливал слезы у его гроба.
Так же в богословских сочинениях говориться о том, что воскрешая Лазаря Иисус Христос произнес публичную молитву для того, чтобы присутствующие при чуде это видели. Таким образом, этот эпизод необходимо понимать как обращение Христа к Отцу и указание на то, что чудо — это результат молитвы к Отцу.
В результате Христос опровергал обвинения его противников в том, что Его чудеса происходят в результате действия сатанинской силы.
В наше время почитают две гробницы святого Лазаря Четверодневного, одна из них — «яма Лазаря»
Православные почитают мощи праведного Лазаря, которые обрели в 890 году. Произошло это в городе Кития, который в наше время называется Ларнака. Во время обретения мощи святого лежали в мраморном ковчеге.
На нём было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». Мощи святого Лазаря перенесли из Кития в 898 году в Константинополь по повелению византийского императора Льва Мудрого.
Их положили в храме во имя Праведного Лазаря. В конце IX — начале X века над могилой Лазаря в Ларнаке построили церковь Святого Лазаря. Во время реставрационных работ, провидимых в 1972 году, в этом храме обнаружили мраморную раку с человеческими остатками, которые оказались не полностью вывезенными мощами святого Лазаря.
В наше время паломникам, отправляющимся на Святую Землю, необходимо знать, что гробница Лазаря не одна. Дело в том, что одна яма Лазаря находиться в Вифании в Иерусалиме, а другая в городе Китим на острове Кипр.
В первой могиле, согласно легенде и Священному писанию, Иисус Христос и воскресил Лазаря. Она находиться северо-восточнее Вифании на одном из предхолмий Елеонской горы.
Пещера имеет небольшой вход, пробитый в скале. Сама она узкая и глубокая. В пещеру паломники спускаются по 25 ступеням. В ней находится небольшая площадка с каменным столом в углу.
Когда отмечается Лазарева суббота, она служит престолом во время богослужения. Считается, что именно здесь Господь произнёс: «Лазаре, гряди вон!» На пять ступеней вниз расположена погребальная пещера святого Лазаря Четверодневного.
Первая могила святого настоящее время принадлежит мусульманам и за её посещение взимается плата, в непосредственной близости от неё находится мечеть. Сама Вифания получила в византийскую эпоху название Лазарион, а позднее мусульмане стали называть её Эль-Азария (производное от имени Лазарь по-арабски).
Вторую же могилу святого можно увидеть в городе Ларнака и здесь храниться часть его мощей, а именно глава и половина его костей.
Существует два сюжета иконы святого Лазаря Четверодневного
В иконографии встречается два варианта иконографии святого Лазаря Четверодневного. Краткое содержание первого сюжета совпадает с сюжетом Евангелия о воскресении Христом святого. Иконография этого образа сложилась в Византии в VI-VII веках и до нашего времени дошла почти неизменной.
Обычно в рамках такого сюжета Иисус изображается у пещеры Лазаря и у его ног расположены Марфа и Мария ― сестры Лазаря.
Рядом с пещерой на иконе изображаются иудеи, которые пришли сюда убедиться в том, что чудо произошло. Прикрывающая вход в пещеру плита сдвинута. Близстоящие к нему люди прикрывают нос платками спасаясь от запаха, исходящего от тела «четырехдневного» Лазаря. Само тело святого изображается в черном провале пещеры, символизирующем смерть и ад.
Второй иконописный сюжет, на котором присутствует святой Лазарь — это изображение его в епископских одеждах. Здесь сюжет о воскрешении святого отсутствует. На этом образе он почитается как святитель и поэтому он на иконе изображается с книгой.
Образ святого Лазаря из Вифании помогает исцелиться от тяжких болезней
Верующие и новообращенные часто спрашивают: в чем помогает святой праведный Лазарь Четтверодневный и о чем молятся его образу? Обычно святого просят об исцелении, так его сам Христос исцелили и воскресил. В наше время к Божьему помощнику обращаются:
- Тяжело больные, не могущие ходить. Им святой помогает снова стать на ноги.
- Страдающие кожными заболеваниями. Они излечиваются полностью.
- Больные венерическими заболеваниями. Им святой Лазарь продлевает жизнь.
- Неизлечимые больные. Так, например, известны случаи, когда по молитве к святому излечивались больные астмой.
- Люди, впавшие в уныние. Святой им подсказывает выход из сложившейся ситуации.
Видеоролик: Святитель Лазарь Четверодневный, Китийский, епископ, друг Христов на 1 минуте 30 секунде звучит молитва к святому праведному Лазарю Четверодневному.
Молиться святому Лазарю Четтверодневному можно как в храме, так и дома. При этом необходимо помнить о том, что Лазареву субботу, дают обеты, которые стараются ни за что в жизни не нарушить. Текст молитвы ко святому следующий:
Дивны тайны твоя, на тебе Божественным Другом Твоим и Господом нашим явленныя, яко изволися Ему прежде Креста Своего и Воскресения показати на тебе всему миру Славу Свою и сотворити тя предвозвестника пресветлаго Своего из мертвых тридневнаго Воскресения. Сего ради Той, яко Владыка живота и смерти, попусти тебе смертным сном уснути, и погребену быти, и даже до адовых глубин снити, идеже ты узрел еси сущия от века умершыя во множестве неисчетном адовыми узами содержимыя, и страшные страхи видел еси.
И тамо, егда тело твое возсмердению смертному уже предадеся, по четырех днех ты услышал еси Божественный глас Друга твоего, на гроб твой пришедшаго: «Лазаре, гряди вон!» И по гласу сему ты абие из гроба возстал еси и тако Вифанию возвеселил еси и Марфины и Мариины слезы утолил еси, фарисеи же и книжники, в ожесточении сердец сущих устрашил еси.
Утоли же, святый друже Христов, и наши слезы, грех ради наших проливаемии, оживотвори наши души и телеса, в возсмердении страстей и нечистот греховных сущии, воздвигни нас из гроба отчаяния и лютаго уныния, всех же нас избави от вечныя смерти, якоже и тебе Господь наш возстави от успения смертнаго. И умоли милостиваго Бога, да сподобит нас причастницы быти вечныя жизни, еюже и ты по трудех святительства на острове Критстем сам ныне наслаждаешися во обителех райских, прославляюще Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение