Содержание
Новообращенные, да и некоторые верующие, удивляются, когда служба в храме удлиняется, а хор поёт громче, чем обычно. При этом данному событию даются самые разные объяснения, иногда весьма далёкие от православия.
Следующий же человек не увидит в такой службе ничего необычного, ведь это архиерейское богослужение. Оно исполнено особого смысла и отличается красотой, ведь архиерей во время неё символизирует Иисуса Христа, находящегося среди Своих учеников.
Епископ — глава церковной области и первый священник в ней
Архиерейское богослужение в византийском обряде — это богослужение, которое совершает архиерей, то есть лицо в епископском сане. Согласно апостольскому устройству Христианской Церкви епископ признаётся главой своей церковной области.
Свои полномочия епископы получили от апостолов, которые избрали их для служения в определённом городе или провинции. О епископском служении говорил апостол Павел (Деяния 20:28).
Святой говорил в своих речах о епископском служении и о том, что епископы — это блюстители и пастыри Церкви.
Слово «епископ», в переводе с греческого, означает «надзирающий». В определённой церковной области он глава христианской общины и символизирует Христа — Главу всей Церкви. В прощальной речи к предстоятелям Ефесской Церкви апостол Павел так говорит о епископском служении:
«Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога».
Другие же чины иерархии — дьяконы, священники — поставлены уже епископами для помощи в церковном управлении и служении. Свои полномочия епископы получили от святых апостолов.
Именно поэтому в богослужебном собрании епископ занимает то же место, какое занимал Христос среди Своих учеников. Архиерею принадлежит право предстоятельствовать за любым богослужением в своей епархии. Викарные епископы и священники совершают службы только по дозволению епархиального архиерея.
Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Кирилл — главный Архиерей в Русской Православной Церкви. Архиерею принадлежит право предстоятельствовать за любым богослужением в своей епархии.
Древний чин православного богослужения говорит о том, что епископ возглавляет собрание священнослужителей при совершении таинств Евхаристии и Священства, Крещения, Миропомазания, Покаяния. При этом по современным понятиям архиерейская служба может проводиться по любым другим поводам.
Только епископ обладает полнотой апостольского дара
Каждому священнику вверено совершения Таинства Евхаристии и других служб в своём приходе, при этом полнотой апостольского дара он не обладает. Этот дар в полноте своей почивает на епископе, именно поэтому некоторые священнодействия совершаются только епископом.
Кроме того, порядок Божественной литургии и отчасти служб суточного круг сильно меняется во время даже простого присутствия архиерея в храме.
В Православной Церкви принят византийский обряд. Согласно ему только епископ может совершить следующие священнодействия:
- рукоположения во епископа (в отличие от проч. рукоположений совершается при обязательном участии нескольких епископов), пресвитера, диакона; хиротесии во иподиакона, чтеца, певчего, свещеносца;
- хиротесии во архиипротодиакона, протоиерея и протопресвитера, игумена и архимандрита (а также в церковные чины иконома и др.);
- награждения клириков за Божественной литургией церковными наградами;
- чины освящения храма (кроме архиерейского в РПЦ иногда практикуется сокращенный иерейский чин, т. н. малое освящение) и антиминса;
- чин освящения мира (может совершаться только Главой автокефальной Церкви или по его поручению);
- чин венчания на царство (совершается только Предстоятелем Церкви в монархическом государстве);
- большинство литургических действ (чины шествия на осляти, пещного действа и др.)
Все они проводятся с обязательным участием архиерея. Особенности архиерейского служения литургии требует участия в нём почти всего клира того храма, в котором проводится богослужение: протодиакона, пресвитеров и диаконов, иподиаконов.
Они исполняют во время литургии различные обязанности, указанные в Большом Требнике. Необходимо помнить, что архиерей не может совершать таинство венчания в том случае, если он монах.
Облачения архиерея указывают на всю полноту почивающей на нём благодати Божией
Для того чтобы указать на то полноту почивающей на нём благодати, архиерей облачается особенным образом. В православии главный знак отличия епископа от пресвитеров — омофор.
До XI — XII века это единственный знак отличия архиереев. Надевался он поверх полного священнического облачения. Начиная с XVIII века архирейское облачение в православной традиции насчитывает 11 предметов.
Начиная с XVIII века, полный комплект архиерейских облачений в православной традиции стал следующий:
- архиерейский камисий (так называемый подсаккосник);
- епитрахиль;
- пояс;
- палица;
- саккос (может заменяться фелонью);
- два омофора — большой и малый (первый одевается в время процессий, второй же на тайнодействие);
- панагия (если архиерей награждён панагией, то во время богослужения он носит крест и вторую панагию);
- митра;
- архипастырский жезл;
- архиерейская мантия;
- клобук или куколь, у Патриарха — второй параман.
Архиерейское богослужение в православии проводится с архиерейского амвона, то есть возвышение в центре храма. На нём архиерей стоит тогда, когда находится во время чтения Евангелия находиться в храме, а не в алтаре.
Для Византии возведение амвонов — это традиция. С них читали Священное Писание, произносили екетинии, пели важнейшие песнопения. Во время богослужения архиерей сидит на кресле. Оно устанавливается в горнем месте. Горнее место находится у восточной стены алтаря.
Архиерейское богослужение в РПЦ регламентируется Чиновником архиерейского священнослужения
Последование архиерейского богослужения в РПЦ установлено Чиновником архиерейского священослужения. В нём указанно, что при богослужении, совершаемым епископом, употребляются особые предметы — особые подсвечники дикирий и трикирий, рипиды, орлецы, жезл (посох). Насчитывают 10 этапов архиерейского богослужения.
Богослужение во главе с епископом Гатчинским и Лужским Митрофаном в Храме святого страстотерпца царя Николая II в городе Никольское 22 сентября 2013 года. Автор последовательно показывает все этапы архиерейского богослужения, начиная с первой секунды.
Архиерейская литургия состоит из следующих этапов:
- проскомидия;
- встреча архиерея;
- облачение архиерея;
- часы;
- малый Вход;
- чтение Апостола и Евангелия;
- совершение Ектении;
- великий Вход;
- освящение Даров;
- причащение;
- окончание Литургии.
Последование архиерейской литургии может иметь свои особенности в зависимости от того, какое именно священнодействие совершается. Проскомидия при этом совершается до того, как прибудет архиерей в храм.
При этом просфоры для неё находимо приготовлять больших размеров, при этом во время вырезания Агнца иерей принимает во внимание количество священнослужителей, участвующих в причастии.
Последовательность встречи архиерея зависит о того, в какое время он прибыл в храм. Например, если это случилось во время богослужения, то оно не прекращается, а архиерей входит в алтарь через южные врата.
Обычно же о его приезде знают заранее и священнослужители в облачении встречают его, становясь в два ряда и распределившись по старшинству у входных дверей.
Литургия Архиерейского чина. Встреча Архиерея. Облачение. На 50 секунде показан вход архиерея в храм.
Архиерей совершает вхождение в храм, становится на орлец, отдаёт жезлоносцу посох. Все троекратно молятся и кланяются архиерею, который их благословляет. Во время пения певчих «достойно…», протодиакон возглашает «и читает:
«Достойно есть яко воистину…».
Одновременно иподиаконы надевают мантию на архиерея, он же, в свою очередь, принимает от священника Крест и целует его, а священник целует руку архиерея и отходит на своё место.
После одного поклонения и крестоцелования, иереи по старшинству, а после них священник храма, совершают проскомидию. После крестоцелования архиереем совершается благословение священства.
Далее все шествуют своим порядком к царским вратам, где архиерей через северную дверь проходит в алтарь и полагает здесь Святой Крест на престол. Иподиакон со вторым диаконом уходит в алтарь, остальные стоят по своим местам, но в него не заходят.
Протодиаконом читаются входные молитвы, а архиерей, отдав посох жезлоносцу, восходит на амвон. Прочтя молитвы, надев клобук и посох, он благословляет предстоящих на три стороны.
Далее он идёт на кафедру или облачальное место, которое расположено в центре храма. Перейдя сюда попарно и приняв благословение от епископа, иереи уходят северными и южными дверями в алтарь облачаться. На этом встреча архиерея завершается.
Смотрите также статью Митрофорный протоиерей
Облачают архиерея во время богослужения иподиаконы. Это его помощники. Книгодержец принимает от архиерея на блюдо клобук, панагию, четки, мантию, рясу и уносит это в алтарь. Протодиакон с первым диаконом, сотворив поклон перед царскими вратами, возглашает:
«Благослови, Преосвященнейший Владыко, кадило».
По благословении первый диакон говорит:
«Господу помолимся».
Иподиаконы, по благословении архиереем каждой одежды, надевают на него сначала стихарь (подсаккосник), затем и другие одежды, по порядку.
Диакон подаёт соответствующий возглас, а протодиакон — соответствующий стих. Певчие поют молитвы на облачение архиерея.
Когда надевают на архиерея омофор, из алтаря выносят на блюде митру, крест и панагию. Дикирий и трикирий выносят из алтаря иподиаконам, и они передают их архиерею.
Хор поет:
«Тон дэспотин…»
Архиерей благословляет народ, осеняет его на четыре стороны (на восток, запад, юг и север). После благословления народа дикирием и трикирием, он отдаёт их иподиаконам. Певчие на клиросе поют три раза:
«Ис полла…»
Иподиаконы становятся в ряд с протодиаконом и диаконом, которые кадят архиерея трижды по трижды, после чего, все поклоняются перед царскими вратами, а затем — архиерею.
Иподиаконы, взяв кадильницы, уходят в алтарь, а протодиакон и диакон подходят к архиерею, принимают у него благословение, целуют его руку, и первый становится позади архиерея, а второй идет в алтарь. Часы во время архиерейского богослужения читаются в обычном порядке.
Когда архиерей осеняет народ трикирием и дикирием, из алтаря выходят южной дверью — священник, совершавший проскомидию, северной — чтец. Становятся около архиерейской кафедры: по правую сторону — священник, по левую — чтец и после троекратного поклонения к алтарю, одновременно, с протодиаконом, диаконом и иподиаконами, кланяются архиерею.
По окончании пения на клиросе «Ис полла…» священник возглашает:
«Благословен Бог наш…»
чтец:
«Аминь».
Затем начинается обычное чтение часов.
Чтение часов во время архиерейского богослужения ничем не отличается от обычного богослужения.
При чтении 50-го псалма из алтаря выходят на амвон первый и второй диаконы с кадильницами, поклоняются перед царскими вратами, кланяются архиерею и, получив благословение на кадило, уходят в алтарь и кадят престол, жертвенник, иконы и духовенство; затем — иконостас, праздничную икону.
A сойдя с амвона, архиерея (трижды по трижды), священника, чтеца. Снова взойдя на амвон, оба клироса, народ, а затем и весь храм; сойдясь у западных дверей храма, оба диакона идут на амвон, кадят царские врата, местные иконы, архиерея (трижды), молятся к алтарю (один поклон), кланяются архиерею и уходят в алтарь.
При каждении соблюдается такой порядок: первый диакон совершает кажение правой стороны, второй кадит архиерея справа — левую. Вместе кадят только престол (спереди и сзади), царские врата и архиерея. Когда читаются часы, архиерей сидит, восстает же на: «Аллилуия», на: «Трисвятое» и на: «Честнейшую» (Чиновник).
По окончания кажения начинается обряд умовения рук. Далее следует молитва перед литургией. Священник и диаконы молятся с архиереем тайно. По окончании часов иподиаконы открывают царские врата.
Первенствующий священник, стоя перед престолом, а протодиакон на солее одновременно совершают молитвенное поклонение к востоку (священник при этом целует престол) и, обратившись к архиерею, кланяется, принимая его благословение.
После чтения Апостола и Святого Евангелия происходит чтение сугубой екетинии, выполняется церемония малого входа и великого входа, освящение Даров, причащение. Иногда великий вход не выполняется и тогда освящение Даров и причащение происходит после малого.
По окончанию литургии архиерей благословляет народ общим благословением и входит в помещение алтаря через царские ворота на солею. Выходит же он после окончания богослужения через западные ворота.
Архиерейское богослужение в храме села Михайловское. На первой секунде видно и слышно, что хор меняет громкость пения в зависимости от поведения епископа.
Так как архерейское богослужение сложно, установлено специальное последование архиерейской службы для регента. Оно касается тех особенностей во время пения молитв, которые характерны для него. Во время пения регенту необходимо ориентироваться на действия архиерея.
Так петь «Достойно» надо медленно, так, чтобы архиерей успел полностью совершить входные молитвы. Ориентир для регента: в конце входных молитв Архиерей прикладывается к иконам
Некоторые молитвы поют ахиерей и все его священники. Это тоже необходимо учитывать регенту. Кроме того, если прислужник подает архиерею богослужебные предметы слишком быстро или же медленно, необходимо так подладить пение хора, чтобы не нарушить весь ход архиерейского богослужения.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение