Содержание
- 1 Иоанн Креститель в христианской традиции ― это последний в ряду пророков-предвозвестников прихода Мессии
- 2 Имя святого Иоанна имеет два эпитета: «Креститель» и «Предтеча»
- 3 Свидетельства об Иоанне Крестителе имеются во всех четырёх Евангелиях
- 4 После пребывания в пустыне Иоанн Креститель начал проповедовал
- 5 Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа в реке Иордан в Вифаваре
- 6 Иоанна Крестители за обличение незаконного брака Ирода Антипы с Иродиадой
- 7 По миру разбросанно множество частиц мощей святого Иоанна Крестителя
- 8 Голову Иоанна Крестителя обретали трижды
- 9 На иконе святой Иоанн изображён в одежде из верблюжьей шерсти, подпоясанный кожаным поясом, со свитком в руке
Когда Иисус Христос начал проповедовать, мало людей знали кто это такой. Именно поэтому, когда он начал совершать чудеса, все стали гадать, кто бы мог сделать это.
Даже в Назарете, на родине Иисуса, его никто не знал, почему Спаситель и сказал следующее:
«Нет пророков в отечестве своём».
Многие говорили, что это пророк Илия объявился в пустыне. Управитель же Галилеи Ирод Антипа, отец которого учинил избиение еврейский младенцев, предположил:
«Это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых».
Речь идёт об Иоанне Крестителе, ставшим предвестником сошествия на землю Мессии.
Иоанн Креститель в христианской традиции ― это последний в ряду пророков-предвозвестников прихода Мессии
Иоанн Креститель родился в 6-2 годы до нашей эры и умер около 30 года нашей эры. На иврите его имя звучит так: Йоханан бен Зехарья или Йоханан ѓа-Матбиль (Хаматвил). В переводе оно означает «сын Захарии» или же «совершающий ритуальное очищение водой».
Евангелии говорят о нём как о ближайшем предшественнике Иисуса Христа.
Святой Иоанн предсказал пришествия Мессии. Он жил в пустыне аскетом, проповедовал иудеям крещение покаяния в водах Иордана, крестил Иисуса Христа.
По желанию иудейской царицы Иродиады и её дочери Саломеи его обезглавили, что стало одним из важнейших сюжетов Ветхого Завета.
Его упоминают все известные рукописи «Иудейских древностей» римского историка Иосифа Флавия. В христианской традиции Иоанн Креститель считается последним в ряду тех пророков, которые должны были принести весть о пришествии Мессии.
Имя святого Иоанна имеет два эпитета: «Креститель» и «Предтеча»
Святого Иоанна Крестителя почитают не только в христианстве. Так мусульмане, мандеи и бахаисты почитают его под именем Яхья (Йахья), арабы-христиане — под именем Юханна.
Кроме того имя святого также имеет два эпитета: «Креститель» и «Предтеча». Связанно это с тем, что он крестил Иисуса Христа, а также пришёл в соответствии в ветхозаветными пророчествами с проповедью.
В Новом Завете слово «Предтеча» применяется ко Христу, а не Иоанну Крестителю (например, в Послании к Евреям 6:20). Впервые его так называет гностик Гераклеон в своих комментариях к Евангелию от Иоанна.
Позже такое обозначение принял Климент Александрийский и Ориген. Именно оно широко вошло в обиход, при этом стоит отметить, что в православии оба эпитета используются практически одинаково часто, в то время как на Западе приоритет остаётся за наименованием «Креститель».
Полное же именование святого в православии следующее:
«Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн».
Свидетельства об Иоанне Крестителе имеются во всех четырёх Евангелиях
Житие святого Иоанна Крестителя написано на основе всех четырёх Евангелиях так как во всех их он упомянут. Что же касается такого события как рождение Иоанна предтечи, то он нём и его детстве известно только по рассказу апостола Луки.
Так апостол говорит, что Иоанн ― это сын священника Захарии и праведной Елисаветы. Отец Иоанна «из Авиевой череды», мать происходила из рода Аарона.
Родители Крестителя долго ждали ребёнка, но он у них не рождался. Как говорит тот же евангелист Лука, к Захарии явился архангел Гавриил в Храме и возвестил ему о скором рождении у него сыны, который не станет пить спиртного, будет Велик перед Господом и исполнится Святого Духа через чрево матери своей.
Захария выразил недоверие ангелу, и за это тот покарал его немотой.
Дева Мария узнала, что Елисавета, её родственница беременна и пришла навестить её. В этом момент младенец (Иоанн) взыграл в чреве её.
Таким образом, своей матери Иоанн предсказал Мессию, ещё будучи в утробе. Евангелие говорит о том, что рождение святого произошло на полгода раньше его родственника Иисуса.
Наказанный архангелом Гавриилом Захария оставался немым, когда Елисавета решила дать сыну указанное ангелом нетрадиционное для своей семьи имя Иоанн («Яхве»(Бог) смилостивился»). Именно поэтому ему пришлось подтвердить перед родственниками этот факт письменно (Лк 1:63―66).
Что же касается детства Иоанна, то в Евангелии вкратце говорит так:
«…был в пустынях до дня явления своего Израилю».
Кроме того также известно что его отца убили слуги царя Ирода в Храме.
После пребывания в пустыне Иоанн Креститель начал проповедовал
Евагелист Лука говорит о том, что в пустыне Иоанн Креститель обрёл по Божией Воле дар слова. После этого он стал проповедовать.
С этого момента он стал вести аскетический образ жизни, носил грубую одежду из верблюжьей шерсти и подпоясывался кожаным ремнём, питался диким мёдом и акридами (вид саранчи или определённый вид растения, по некоторым мнениям) (Мк. 1:6).
Святой Иоанн начал проповедовать в 28 или 29 году н.э. Он ходил по стране Иорданской и призывал принять крещение для прощения грехов. Проповедь Иоанна выражала гнев Божий на грешников и призывы к раскаянию, а также эсталогическую весть.
Он укорял народ за гордость своим избранничеством (в особенности саддукеев и фарисееев), требовал восстановления патриархальных норм социальной этики.
Пророка Иоанна от обычного проповедника также отличало то, что он передавал людям Божию волю. Иисус Христос указывал на Иоанна, как на приход пророка Илии, которого ожидали ( Мф. 11:14, Мф. 17:12).
Иоанн Креститель отвечал священникам и левитам, что он не является ни Илией, ни пророком, но:
«Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исайя». Кроме того, на вопрос иерусалимских фарисеев Иоанн ответил: «я крещу в воде; но стоит среди вас [Некто], Которого вы не знаете. Он тот Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его».
На следующий же день пришёл к Иоанну Крестителю Иисус. Увидя походящего к нему Спасителя святой сказал:
«вот Агнец Божий, Который берёт[на Себя] грех мира…».
После этого последовало Крещение Господне.
Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа в реке Иордан в Вифаваре
Само Крещение Господне произошло у реки Иордан в местности под названием Вифавара. Считается, что эта местность расположена в районе монастыря святого Иоанна, в 10 километрах восточнее Иерихона.
Иоанн Креститель ранее говорил в своих проповедях о скором пришествии Мессии. Увидев же Агнца Божия, он удивился и спросил:
«…мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?».
Когда Иисус принял Крещение от святого Иоанна, Дух Святой сошёл на Него был ему глас небес:
«Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!».
Таким образом, при участии Иоанна всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса. С Крещение Господним Евангелист Иоанн связывает фактическое создание христианской Церкви, так как после этого у него появились ученики-апостолы.
«На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом».
Иоанна Крестители за обличение незаконного брака Ирода Антипы с Иродиадой
Во время своих проповедей Иоанн Креститель обличал в преступления против праведности тетрарха Галилеи Ирода Антипу. Он обвинил его в том, что тетрах отнял у своего брата Ирода Филиппа I жену Иродиаду, которая приходилась им обеим племянницей.
Кроме этого, Ирод женился на ней, что грубо нарушило еврейский обычай. За это Ирод Антипа заключил пророка в тюрьму, но казнить его не стал, опасаясь его популярности в народе. Произошло это около 30 года н.э.
Находясь в темнице, Иоанн услышал:
«о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?».
Ученики Иоанна нашли Христа в пустыне, где и узнали о творимых им чудесах. Таким образом, Иоанн явился Предтечей Христа, который после его казни стал проповедовать уже как Мессия, сошедший на землю.
Проповедническая деятельность Иоанна Крестителя привела к тому, что у него появилось множество врагов. Так дочь Иродиады Саломея, которая не называется в Евангелии по имени, танцевала на дне рождения Ирода и своим танцем угодила ему и его приближенным.
За это Тетрарх обещал ей исполнить любую её просьбу. Ненавидевшая пророка Иродиада подговорила свою дочь попросить у царя голову праведника в качестве мести за осуждение им её брака.
Первоначально правитель не хотел это делать, но исполняя данную им клятву, решил совершить казнь. Многие не знают, кто убил Иоанна Крестителя.
Согласно евангелическому рассказу, царь Ирод Антипа отправил в темницу к пророку своего оруженосца (спекулятора). Именно он отсёк святому голову и положил её на блюдо.
Голова Иоанна Предтечи на блюде им передана Саломее, которая отдала её своей матери Иродиаде. Само тело Иоанна Крестителя погребено его учениками, а о смерти пророка сообщили Иисусу.
По миру разбросанно множество частиц мощей святого Иоанна Крестителя
По традиции считается, что мощи святого Иоанна Крестителя находились в Севастии (Самария), рядом с могилой прока Елисея. Здесь сохранялось обезглавленное тело святого.
Когда Апостол Лука решил вернуться на родину в Антиохию захотел взять с собой нетленное тело пророка, местные христиане выступили против этого и разрешили ему взять только правую руку, которой Иоанн крестил Христа.
В наше время из всех мощей святого сохраняется только десница Иоанна и его голова, остальные их части в 362 году по приказу Юлиана Отступника сожгли севастийские язычники.
По другим сведениям сожгли не мощи Иоанна Крестителя, а неизвестное тело. Именно поэтому по миру рассеяно большое количество реликвий, которые связывают с мощами пророка.
Так в Александрии в базилике, построенной на месте храма Сераписа, с 395 года сохраняются мощи, приписываемые пророку. Пустая могила в Севастии также посещается паломниками и в интернете часто можно встретить её фото.
В память о мученичестве пророка Иоанна, Церковь установила церковный праздник ― Усекновение Главы Иоанна Предтечи. Русская Православная Церковь отмечает 29 августа (11 сентября).
Несмотря на большое значение фигуры Иоанна Крестителя в христианстве, о нём имеется относительно мало сведений, что рождает к жизни различные апокрифы и предания, посвящённые ему.
Голову Иоанна Крестителя обретали трижды
Что же касается главы Иоанна Крестителя, то в исламе и католицизме иметься своя версия и её нахождении. В традиции Православной церкви существуют предания о трёх обретениях главы Иоанна Крестителя, в честь каждого установлено отдельное празднование.
Первое обретение празднуется 24 февраля по юлианскому календарю. Оно связанно с преданием, говорившем о том, что Иродиада не позволила похоронить голову Иоанна Крестителя и спрятала её в своём дворце.
Оттуда её выкрала благочестивая служанка по имени Иоанна, жена домоправителя царя Ирода. Голову она захоронила на Едеоскоей горе. Спустя несколько лет вельможа Иннокентий решил построить здесь церковь и во время земляных работ обнаружил голову пророка, которую в церкви же и поместил.
В этот раз голова Иоанна обретена в правление императора Константина Великого в Иерусалиме двумя паломниками-монахами, которые передали её горшечнику.
По велению явившегося ему святого тот принял мощи на хранение. Позже глава пророка оказалась у священника-арианина, который, указывая на исцеления, происходившие с её помощью, поддерживал авторитет ереси Ария.
Еретик спрятал главу в пещере около города Емесса и над ней построили монастырь. В 425 году святой Иоанн явился настоятелю обители и указал на место нахождения своей главы, которую нашли и перенесли в Константинополь.
Третье обретение празднуется 25 мая по юлианскому календарю. В этом случае голову святого из Константинополя из-за волнений, перенесли в город Емиссу. Позже во времена иконоборческих гонений она попала в Комны.
Святой Иоанн и здесь помог найти свои мощи. Так обретение его главы сопровождалось явлением святого патриарху Игнатию. Святой указал то место, где она находиться, а посланное императором Михаилом III посольство обрело святыню в этом месте.
На иконе святой Иоанн изображён в одежде из верблюжьей шерсти, подпоясанный кожаным поясом, со свитком в руке
На иконах святой Иоанн Креститель обычно изображается с длинными волосами и бородой, в одежде из свалянной грубой верблюжьей шерсти, подпоясанный кожаным поясом. В руках он обычно держит свиток, что считается символом проповеди.
Кроме того икона обычно изображает его с ангельскими крыльями, как Посланника Божия. Очень часты изображения Иоанна в светском искусстве, например, Роден изваял его скульптуру.
Видео: Икона Иоанн Предтеча — Ангел пустыни с житием. На первой минуте автор рассказывает о святом Иоанне Крестителе и почему в его честь написана икона.
В чём помогает святой Иоанн Креститель?
Как к великому святому и пророку к Иоанну Крестителю можно обращаться в самых разных жизненных ситуациях. Обычно же помощь от него стоит ждать в следующих случаях:
- уравновешивания духовного и физического состояния;
- исцеления болезней;
- помощи в принятии правильного решения;
- наставление на путь истинный;
- помощь в домашних делах.
Отдельно стоит отметить, что часто святому молятся об избавлении от головной боли.
Примерный текст молитвы следующий:
И к кому прибегну, да спасена будет душа моя? токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем по Богородице вем больша быти рожденных всех, ибо ты сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия.
Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний Пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю: не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя падшагося многими грехи; обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй прародительный грех, покаянием же очищаяй коегождо дело скверно; очисти мя грехами оскверненнаго и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит, во Царствие Небесное. Аминь».
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение