Содержание
- 1 «Апостольские правила» — это 47 глава 8 книги «Апостольских постановлений»
- 2 Апостольские правила описывают дисциплину внутри Церкви
- 3 В апостольских правилах разрешался брак епископов
- 4 Сложные правила, вроде о молитве с еретиками, требуют толкования
- 5 Правило 64 запрещает пост в день Господень
- 6 Апостольские правила затрагивают разные темы: таинства, служба епископа, отлучение от Церви
Апостолов ещё нет, а их правила до сих пор действуют. А для кого они написаны? Апостольские правила — это сборник, освещающий дисциплину и каноны церкви. По преданию, их написал один из апостолов. Правда ли это? Что мы вообще знаем об этих правилах и о чём они говорят? Поговорим об этом.
«Апостольские правила» — это 47 глава 8 книги «Апостольских постановлений»
Разговор надо начать с «Апостольских постановлений». Это апокрифическая книга, якобы написанная Климентом Римским. Это апостол от 70-ти и четвёртый римский епископ. Не станем заострять внимание на его личности, так как вряд ли он приложил руку к этому сочинению.
Появилось оно во второй половине IV века где-то в Сирии. Труд перекликается с рядом других христианских сочинений:
- дидаскалия;
- дидахе.
Главный интерес для нас представляет глава 47 глава 8 книги «Постановления Святых Апостолов о рукоположениях». Именно она и вошла в христианскую традицию под названием «Правила святых апостолов».
Доподлинно не установлено, почему они называются апостольскими. То ли потому, что их якобы написал апостол, то ли потому, что правила приближают жизнь верующего к духовному уровню апостолов.
Есть несколько предположений о том, какие труды IV века могли лечь в основу «Правил святых апостолов», но версии, которая бы удовлетворила всех.
Всего существует 85 правил. Их количество сильно варьировалось в разных списках. Так, известно, что Западная Церковь некоторое время располагала лишь 50 правилами.
Правила взяты Русской православной церковью в качестве канонических.
Апостольские правила описывают дисциплину внутри Церкви
Апостольские правила что-либо предписывают, либо запрещают. Основной их адресат — священнослужители, однако есть несколько требований и к мирянам.
Как это вообще выглядит? Приведём пару примеров:
Правило 1. Епископа да поставляют два или три епископа.
Правило 2. Пресвитера и диакона и прочих причетников да поставляет один епископ.
Как ясно, почти каждое апостольское правило — это своего рода отрывок из методички для внутрицерковной бюрократии. Однако без такого документа Церкви было бы во многом сложнее существовать.
Это не просто формальные требования, а жёсткие рекомендации, которые часто определяют судьбу человека в лоне Церкви.
Правило 42. Епископ, или пресвитер, или диакон, игре и пьянству преданный, или да престанет, или да будет извержен.
Правило 43. Иподиакон или чтец, или певец, подобное творящий, — или да престанет, или да будет отлучен. Так же и миряне.
А мало ли у нас пьянствующих мирян и священников? Если применить «Апостольские правила» по всей строгости, то многим людям пришлось бы пересмотреть свои привычки и расставить приоритеты — что им важнее пагубные привычки или Церковь.
Эти вещи понятны нам. Но некоторые способны озадачить. К чему, например, вот такой запрет?
Правило 3. Если епископ или пресвитер, вопреки учреждению Господню о жертве, принесет к алтарю иные некоторые вещи или мед или молоко, или вместо вина напиток, приготовленный из чего-либо другого, или птиц, или некоторых животных, или овощи, вопреки учреждению, кроме новых колосьев, или винограда в надлежащее время: да будет извержен от священного чина.
Да не будет же позволено приносить к алтарю что-либо иное, разве елей для лампады и фимиам, во время святого приношения
А дело в том, что в ранней истории Церкви это действительно было проблемой: к алтарю носили всё подряд.
В апостольских правилах разрешался брак епископов
Можно ли епископам иметь жён? Конечно, да:
Правило 5. Епископ, пресвитер, или диакон да не изгонит своей жены под видом благочестия. Если же изгонит, да будет отлучен от церковного общения; а оставаясь непреклонным, да будет извержен от священного чина.
Однако отказ от брака допустим. Но при этом человек не должен пренебрежительно относиться к этому явлению. Единственная уважительная причина — ради подвига воздержания:
Правило 51. Если кто, епископ или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака, мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина и отвержен от Церкви. Так же и мирянин.
Впоследствии, в VII веке Трулльский собор 12 правилом решил все затруднительные вопросы с браком епископов, постановив: «Предписание под угрозою извержения, чтобы никто из епископов не смел жить в браке».
Из-за таких церковных поправок читать апостольские правила сложнее, ведь мы можем наблюдать, что некоторые реалии тех лет никак не отражены в сегодняшней жизни, хотя налицо прямые предписания.
Сложные правила, вроде о молитве с еретиками, требуют толкования
Некоторые предписания из этого сборника написаны довольно сложно. Понять, о чём речь, без пояснений сложно. Таково 45 апостольское правило:
Правило 45. Епископ, пресвитер или диакон, только молившийся с еретиками, да будет отлучен. Если же позволит им действовать как-либо, как служителям Церкви, то да будет извержен.
Аристен доступно перефразирует суть этого правила:
«Молящийся вместе с еретиками отлучается; а кто клириками их признает, извергается. Пресвитер или диакон, только молившийся вместе с еретиками, отлучается; а если позволил им совершить что-либо, как лицам, посвященным и клирикам, извергается».
А Вальсамон даёт подробное толкование:
«Может быть, кто-нибудь спросит: почему молившиеся вместе с еретиками епископы, пресвитеры и диаконы не извергаются, а только отлучаются, как и молившийся с кем-либо из отлученных, по 10-му апостольскому правилу? Решение.
Можешь сказать, что здесь разумеется не то, чтобы епископ и прочие клирики в храме молились вместе с еретиками, ибо таковые, по 46-му правилу, должны подлежать извержению, равно как и дозволивший им совершить что-либо в качестве клириков.
Но выражение «молиться вместе» принимай вместо «иметь обыкновенное общение» и «быть снисходительнее расположенному к молитве еретика», ибо таковых, как достойных отвращения, следует гнушаться, а не общение иметь с ними. Посему и достаточным показалось наказание отлучения».
Правило 64 запрещает пост в день Господень
64 апостольское правило запрещает молитву в день Господень. Казалось бы, почему? Неужели пост кому-то может навредить? Разве это не тот случай, когда чем больше, тем лучше.
Речь тут о том, что христианство таким образом пыталось выйти из-под тени иудаизма.
Вальсамон поясняет:
«В субботу мы не постимся, чтобы не показаться иудействующими. День Господень празднуем ради всемирной радости и воскресения Господа нашего Исуса Христа; потому что суббота есть воспоминание творения, а день Господень — воскресения, а лучше воссоздания.
А в одну великую субботу, в которую Господне тело лежало бездыханное в гробе, нам заповедано поститься по гласу Господа, который говорит: егда отъимется от них жених, тогда постятся (Марк. 2, 20; Лук. 5, 35).
Итак, поступающий вопреки сему, если клирик, должен быть извергнут, а если мирянин, должен быть отлучен. Исключи мне отсюда божественных отцев, когда они постятся ради подвига воздержания и в эти дни; ибо они не будут подлежать осуждению».
Апостольские правила затрагивают разные темы: таинства, служба епископа, отлучение от Церви
Этот канонический сборник содержит предписания и запреты для самых разных сторон жизни верующих христиан.
Важная тема — служение епископа и прочих священников:
Правило 34. Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавать его как главу, и ничего превышающего их власть не творить без его рассуждения: творить же каждому только то, что касается до его епархии, и до мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех. Ибо так будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец, Сын и Святой Дух.
Правило 74. Епископ, от людей доверия достойных, обвиняемый в чем-либо, необходимо сам должен быть призван епископами, и если предстанет и признается, или обличен будет: да определится епитимия.
Если же зван быв, не послушает: да позовется вторично чрез посылаемых к нему двух епископов. Если же и так не послушает: да позовется и в третий раз чрез двух посылаемых к нему епископов.
Если же и сего не уважая, не предстанет: Собор, по благоусмотрению своему, да произнесет о нем решение, да не мнится выгоду иметь, бегая от суда.
Правило 17. Кто по святом крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел, тот не может быть епископ, ни пресвитер, ни диакон, ни вообще в списке священного чина.
Правило 28. Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, праведно за явную вину изверженный, дерзнет коснуться служения, некогда ему порученного: таковой совсем да отсечется от Церкви.
Правило 38. Епископ да имеет попечение о всех церковных вещах, и оными да распоряжается, как Бог назирающий. Но не позволительно ему присваивать что-нибудь из оных, или сродникам своим дарить принадлежащее Богу.
Если же суть неимущие, да подает им, как неимущим: но под сим предлогом не продает принадлежащего Церкви.
Правило 22. Сам себя оскопивший да не будет принят в клир. Самоубийца ибо есть и враг Божия создания.
Того, кто себя оскопил, правила приравнивают к самоубийце и не принимают в клир
Немало внимания уделено тому, почему могут отлучить от Церкви или не принять в неё:
Правило 56. Если кто из причта досадит пресвитеру, или диакону: да будет отлучен от общения церковного.
Правило 9. Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, как безчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного.
Правило 62. Если кто из клира, устрашаясь человека иудея, или еллина, или еретика, отречется от имени Христова: да будет отвержен от церкви. Если же отречется от имени служителя церкви: да будет извержен от клира. Если же покается: да будет принят, как мирянин.
Правило 48. Если который мирянин, изгнав свою жену, поимет иную, или иным отринутую: да будет отлучен.
Всячески порицается взаимодействие с еретиками:
Правило 68. Если кто епископ, или пресвитер, или диакон, приемлет от кого-либо второе рукоположение: да будет извержен от священного чина, и он и рукоположивший; разве если достоверно известно будет, что от еретиков имеет рукоположение.
Ибо крещенным, или рукоположенным от таковых, ни верными, ни служителями церкви быть невозможно.
Затрагивают «апостольские правила» и нюансы проведения христианских Таинств:
Правило 50. Если кто, епископ или пресвитер, совершит не три погружения единого тайнодействия, но одно погружение, даемое в смерть Господню: да будет извержен.
Ибо не рек Господь: в смерть Мою крестите, но: шедше научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына и Святого Духа.
Завершаются апостольские правила списком канонических книг Библии:
Правило 85. Для всех вас, принадлежащих к клиру, и мирян, чтимыми и святыми да будут книги, Ветхаго Завета: Моисеевых пять: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие.
Исуса сына Навина одна. Судей одна. Руфь одна. Царств четыре. Паралипоменон, (то есть остатков от книги дней), две. Ездры две. Есфирь одна. Маккавейских три. Иова одна. Псалтирь одна.
Соломоновых три: Притчи, Екклисиаст, Песнь песней. Пророков двенадцать: Исайи одна. Иеремии одна. Иезекииля одна. Одна Даниила.
Сверх же сего вам присовокупится в замечание, чтобы юные ваши изучали премудрость многоученаго Сираха. Наши же, то есть, Нового Завета: Евангелия четыре: Матфея, Марка, Луки, Иоанна.
Павловых посланий четырнадцать. Петра посланий два. Иоанна три. Иакова одно. Иуды одно. Климента послания два.
И постановления вам епископам мною Климентом изреченные в восьми книгах, (которых не подобает обнародовать пред всеми ради того, что в них таинственно), и Деяния наши Апостольские.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение