Содержание
- 1 О чистилище не говорится в Библии, это средневековый догмат
- 2 Ад, рай и чистилище в католицизме — это места, а в православии — стояния души
- 3 Чистилище не признают также протестанты
- 4 Католики взяли идею чистилища у иудеев
- 5 Католики рассматривают идею посмертного прощения грехов как доказательство реальности чистилища
- 6 Чистилище, возможно, выглядит как пламя
- 7 Помимо чистилища есть ещё лимб — место пристанища душ язычников
У католиков, как известно, широко известен догмат о чистилище. Даже в сказках средневековых авторов можно встретить сюжеты, где герои попадают в загробный мир и пытаются попасть поочерёдно в рай, чистилище и ад. Однако в православии подобная идея отсутствует. Но почему? Неужели у нас какие-то незавершённые представления о том свете?
О чистилище не говорится в Библии, это средневековый догмат
Сразу же начнём с главного — не стоит полагать, что почти все течения христианства ущербны из-за того, что в них нет идеи чистилища. Больше и подробнее — вовсе не значит правильнее. Религии нет нужды в подробной биографии Иисуса Христа или двадцатитомном труде об иерархии ангелов. Все эти аспекты усложняют учение, но отводят от его сути.
Если посмотреть непредвзято, то становится ясно, что Библия формирует вполне достаточное представление о посмертной участи души без идеи чистилища. Всё слаженно работает, без сложностей. Так зачем нужно дополнительное пристанище для умерших, если оно не уточняет, а искажает информацию из Священного Писания?
Догмат о чистилище формировался в католицизме в интервале XIII—XV веков. Как видим, это довольно новая идея. Разумеется, христианство знает и более поздние нововведения, но всё же с проповедью Иисуса Христа такие представления разделяет более тысячелетия.
Ад, рай и чистилище в католицизме — это места, а в православии — стояния души
Возможно, эта идея кому-то из читателей покажется невероятной, но в православии нет представления о том, что ад, рай и чистилище — это какое-то конкретное место. Мы привыкли отождествлять рай с Эдемским садом, а ад — с фантазиями Данте на античную тематику. И такие образы действительно приемлемы для некоторых христианских традиций, но православное учение потому и не рассказывает о том, как выглядит ад или рай, потому что считает их состоянием.
Рассказывает архимандрит Тихон (Шевкунов):
«Для православного человека рай, Царство Небесное — это таинственное единение человека с Богом, когда христианин становится наследником Небесного Царства и усыновляется Богом через веру в Иисуса Христа, что является высшей и конечной целью человеческого бытия. Именно ради этого — обожения человека — и воплотился, претерпел страдания и воскрес Господь наш Иисус Христос. Напротив ад — катастрофическое состояние полного отторжения человеческой души от Бога.
В католицизме особый упор в определении понятий рая и ада делается не на состояние души, а, скорее, на некое конкретное место, в которое попадает человек, после похожего на юридический процесс определения его посмертной судьбы. Иногда это место покупалось (индульгенции).
Такие представления, конечно, далеки от святоотеческого православного учения о посмертной участи человека. Догмат о чистилище принят у католиков на Флорентийском соборе в 1439, т.е. почти через 400 лет после отпадения Римской церкви от Вселенской, и не разделяется Православной Церковью как неоправданное, малообоснованное новшество».
Таким образом, православие не только отвергает идею чистилища, но и на рай и ад смотрит далеко не так же, как западная культура. Демоны с трезубцами — это, конечно, зрелищно, но, если углубиться, даже демонов, как таковых, в Священном Писании вовсе и нет.
Это общеправославное мнение. Но в то же время есть некоторые вопросы. Например, если загробный мир — не конкретное место, а состояние, то куда спускался Иисус Христос и различные святые? На сей счёт есть немало толкований. Главный аргумент всё же остаётся в том, что Библия не описывает ад и рай, как конкретное место. В Писании вообще не сказано, что душа может находиться в каком-либо пространстве.
Но мы сейчас не об аде, а о чистилище.
Чистилище не признают также протестанты
Протестанты тоже не верят в чистилище. Пусть они — не единая христианская традиция, а совокупность подчас разных течений, всё же для них характерно неприятие подобной идеи.
Как мы знаем, для протестантов есть только один главный авторитет — Библия. Поэтому ещё основатели этого движения поставили перед собой вопрос, подтверждает ли Священное Писание существования чистилища? Следующие стихи показали, что нет:
«И как человекам положено однажды умереть, а потом суд»
«Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь»
Пусть так. С христианскими конфессиями мы разобрались, а теперь настала пора всё же полюбопытствовать, какое оно — чистилище.
Католики взяли идею чистилища у иудеев
Корни католического предоставления о чистилище нужно искать в талмудической традиции. Иудеи писали о месте шеол, которое мы называем двумя словами:
- Ад.
- Преисподняя.
Но технически это было именно чистилище. Оно занимает место в физическом мире и имеет три входа:
- Возле Иерусалима.
- На морском дне.
- В пустыне.
Как многие, наверняка, слышали, чистилище — это место, где муки не длятся вечно (в христианском аду, к слову, — тоже в отличие от геенны огненной). Согласно талмудической литературе, в шеоле души не пребывают дольше года. За этот срок происходит очищение.
Также бытует мнение, что иудеи не попадают в шеол.
Это, конечно же, не сказано прямо в Ветхом Завете, но является частью одного из вариантов его толкования и еврейского предания.
Нам это интересно в том смысле, что именно отсюда ноги растут у католического представления о чистилище.
Католики рассматривают идею посмертного прощения грехов как доказательство реальности чистилища
Хотя католики считают, что чистилище — это некое место, где душа может пройти очищение от грехов, с этой точкой зрения согласны не все. Папа Римский Бенедикт XVI рассматривал чистилище как процесс:
«Чистилище — это как очищение огнем внутреннего человека, болезненный опыт сокрушения своих грехах. Душа, поврежденная грехом, не может предстать пред Богом».
Также понтифик отверг авторитет труда «Трактат о чистилище» (не издан на русском) святой Екатерины Генуэзской, который имел вес в католических кругах.
Как бы то ни было, католики сходятся в том, что чистилище может быть уготовано только крещённому грешнику. Обычно это человек, который близок к высокому уровню благочестия, но имеет некоторые незначительные грехи, из-за которых его не пускают в рай.
Было бы несправедливо отправлять этого несчастного в один котёл к убийцам и диктаторами. Но и добродетельные обитатели рая не заслуживают соседства грешной души.
Конечно, все мы грешны, но обычно правоверному католику грехи должны отпустить ещё при жизни. А если всё же не успели? Тогда за дело берутся потусторонние инстанции — то самое чистилище.
Здесь душе придётся пострадать за совершённые грехи, чтобы очистить себя и войти в этом светлом состоянии в заслуженный рай. Католический катехизис сообщает:
«Те, кто умирает в благодати и дружбе Божией, но не совершенно очищенными, хотя им и обеспечено вечное спасение, после смерти претерпевают очищение, чтобы обрести святость, необходимую для вступления в радость небесную. Церковь называет чистилищем это конечное очищение избранных, совершенно иное, нежели наказание проклятых».
И всё это сказано тоже не на пустом основании. У католиков есть собственный фундамент из Священного Писания:
«Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, — какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха»
Разумеется, в этой цитате нет ничего про место, про состояние или про процесс, в коем бы очищалась душа. Но именно этот отрывок даёт католикам возможность обосновать идею чистилища спекуляциями.
Разумеется, это не единственный довод в пользу реальности чистилища, но один из основных. Раз грехи души ещё можно искупить, значит она не находится ни в одной из конечных «стадий» — в раю или аду. А стало быть, есть некое третье место. Иначе бы молитвы просто не подействовали.
Чистилище, возможно, выглядит как пламя
В словах апостола Павла католики видят описание чистилища:
«Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня»
При этом чистилище — это не настоящий, уничтожающий огонь, ведь оно — не кара, а акт милосердия. Это добрый жест Всевышнего в сторону грешного человечества.
Хотя все люди в той или иной степени грешны, через очищение должны пройти лишь не из них, кто не прошёл очищение на земле.
Кстати, есть представление, что сама земля — и есть чистилище, просто люди этого не осознают. Это не догматическая идея, но не упомянуть о ней нельзя.
Бог упразднит чистилище, когда начнётся Страшный суд.
Помимо чистилища есть ещё лимб — место пристанища душ язычников
Некрещёные младенцы и язычники лишены возможности войти в рай или чистилище. Для них есть единственное возможное место — лимб, если человек праведник. Ну а грешному язычнику уготовано место в аду.
В лимбе никто не очищается. Это просто зал ожидания Страшного суда.
Признаваемый православием отец Церкви Григорий Богослов писал о лимбе:
«Иные не имеют возможности даже и принять дара [крещения] или по малолетству, или по какому-то совершенно независящему от них стечению обстоятельств… [Они] не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны; потому что, хотя и незапечатлены, однако же и не худы и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий, недостойный наказания, достоин уже и чести; равно не всякий, не достойный чести, достоин уже наказания».
В 2007 году Ватикан отверг идею лимба, посчитав её несправедливой. Сегодня христиане не признают существования отдельного загробного места или состояния для язычников и некрещёных.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение