Содержание
- 1 Причастие — это церковное таинство, напоминающее о Тайной вечере
- 2 Коротко о том, зачем нужно причащаться, — для спасения
- 3 Причащаться могут крещённые взрослые люди, которых благословил священник
- 4 Подготовка, или список того, что нужно для причастия
- 5 К причастию не допускают бесноватых и тех, на ком епитимия
- 6 Пренебрегать правилами подготовки к причащению нельзя
- 7 Причастие проходит после Евхаристии (Божественной литургии)
- 8 Первое причастие в православии не имеет никаких особенностей
- 9 Употребление плоти и крови Христовых не имеет ничего общего с людоедством
Даже те, кто представляет себе, что такое причастие, не всегда понимают, зачем оно нужно. Вот крещение принять — это да, это ясно: таинство посвящения. А обряд причащения в православной церкви зачем? Что означает?
Эти и другие вопросы не нужно держать в себе. Мало исполнять церковные правила в храме, важно ещё и понимать, в чём смысл причастия и других таинств. Только тогда мы можем говорить, что действительно живём по вере, а не механически исполняем непонятные нам ритуалы.
Причастие — это церковное таинство, напоминающее о Тайной вечере
Причастие — это таинство христианской Церкви. Его также называют «причащение» — то есть присоединение частицы. Понимать можно двояко:
- Человек через ритуал становится частицей Церкви Христа;
- Человек употребляет частицу благодати, впуская её в себя.
Суть таинства следующая: люди употребляют хлеб и вино, но называют их при этом плоть и кровь Христова. Так они воспроизводят события Тайной вечери — праздничного пасхального ужина, проведённого перед арестом и казнью Мессии.
Вот как описано это событие в Евангелии от Луки:
«И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием. И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается»
Некоторые детали этой сцены подвергаются критике. Например, много вопросов вызывает вино.
Дело в том, что напиток, который в синодальном переводе везде назван «вино», в оригинальном тексте имел 10 еврейских и 5 греческих названий, так что открытым остаётся вопрос о том, что пили апостолы — вино, свежеотжатый виноградный сок или нечто другое.
Но церковные традиции установились до того, как лингвисты начали исследования, и сохраняются по сегодняшний день.
Коротко о том, зачем нужно причащаться, — для спасения
О том, зачем нужно причащаться, говорит святитель Кирилл Александрийский:
«Благодаря причащению мы очищаемся от всякой душевной нечистоты и получаем готовность и ревность к добру: честная кровь Христа не только от тления нас избавляет, но и от всякой нечистоты, сокрытой внутри, и не оставляет нас охлаждаться в нерадении, но делает нас более горячими в духе».
Также об этом говорит в Новом Завете и сам Иисус Христос:
«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день»
По крайней мере, православие считает, что эти строки говорят о необходимости для христиан причащаться. Есть и альтернативные представления о том, что Христос говорил аллегорически, когда называл себя хлебом жизни, и не подразумевал ничего, связанного с питанием:
«Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет»
О такой точке зрения интересно знать, но она — вне рамок этой статьи.
Причащаться могут крещённые взрослые люди, которых благословил священник
Участие в церковных таинствах имеет свой алгоритм. Нельзя причащаться тем, кто не был крещён. Крещение — это вход в православную Церковь. Только после него можно участвовать в других таинствах.
В причастии нельзя участвовать ребёнку — только взрослому. Обычно допускают с 7–10 лет, но срок может быть сдвинут в любую сторону по решению священника.
Подготовка, или список того, что нужно для причастия
Подготовка к причастию — это процесс последовательного очищения человека. Тот должен быть достаточно чист, чтобы пройти через таинство. К верующему предъявляют следующие требования:
Пост. Категорически нельзя употреблять продукты животного происхождения. Тут нужно быть внимательными: желатин и сычуг присутствуют во многих товарах. Ограничение касается также яиц и молочных продуктов. Подходящим считается трёхдневный пост.
При этом надо понимать, как правильно поститься. Пост — это не диета, а самодисциплина. Не есть мясо и глушить шампанское с конфетами — это неправильный подход. Нужна умеренность и спокойное отношение к праздной жизни.
Участие в вечернем богослужении. Для тех, кто не может, делаются исключения. Но традиция требует присутствовать вечером в церкви.
Исповедь. Это таинство нужно не для описания человеком всех своих грехов, а для искреннего раскаяния. Исповедь — это не формальность. Желание действительно измениться — вот, что нужно для причастия.
Молитвенное правило. Это проследование молитв на утро и вечер. Его стоит согласовать со священником, а потом читать до дня, когда можно причаститься.
К причастию не допускают бесноватых и тех, на ком епитимия
Православная церковь мало изучила вопрос одержимости, не имеет однозначного отношения к тому, полезно ли заниматься отчикой, но вот на счёт одного у неё строгое мнение — допускать бесноватых к причастию нельзя.
Человеку сперва надлежит справиться со своей проблемой, и только потом он может участвовать в таинстве.
А ещё есть люди, на которых наложили церковные санкции — епитимию. Им нельзя участвовать в церковных таинствах некоторое время.
Пренебрегать правилами подготовки к причащению нельзя
Святые отцы предупреждают, что все очищающие этапы важны для человека. В противном случае ему не только не будет пользы от причащения, но и он с большой вероятностью нанесёт себе вред. Даже священник, который его причастил, может пострадать. Так об этом пишет преподобный Симеон Новый Богослов:
«Горе <недостойно> причащающемуся, потому что, причащаясь после срамных дел, не очищенных покаянием и епитимиями, он все больше и больше подпадает власти диавола, а наконец, и совсем им завладевается; и Бог совершенно оставляет такого за его срамность и нечистоту, и особенно за его бесстыдство и дерзость, как пишет Свя тое Евангелие об Иуде, что, как только причастился он поданного ему Христом Господом хлеба сей Божественной Вечери, тотчас по хлебе тогда вниде в онь сатана (Ин. 13, 27). Горе священнику, причащающему его, что удостаивает причастия недостойного и преподает Пречистое Тело и Честную Кровь Христа Спасителя тому, кто недостоин даже преступать порога храма Божия, с кем запрещено вместе вкушать и простую пищу всякому христианину…
Причастие проходит после Евхаристии (Божественной литургии)
Евхаристия переводится как «благодарение». Иначе она называется — Божественная литургия. И вот в конце этой службы проводится причастие.
- В какие дни причащают
Рассказывает протоиерей Александр Ильяшенко:
«Причащаться можно в любой день, когда служится Божественная Литургия. Как правило, в течение года Литургия служится ежедневно за исключением периода Великого Поста. Великим Постом (до Страстной Седмицы) обычно не совершается Литургия в понедельник, вторник и четверг. Причащаться православным христианам нужно регулярно, например раз в месяц. Накануне надо исповедоваться в храме у священника. Частота исповеди и причащения, равно как и остальные вопросы духовной жизни, индивидуальны для каждого человека. Поэтому Вам необходимо обсудить этот вопрос в личной беседе со священником».
- Как проходит причастие
Сперва происходит преосуществление (т.е. превращение) вина и хлеба в кровь и тело Христовы.
Затем священник выходит к людям и даёт им употребить эти продукты, говоря:
«Причащается раб Божий (имя) Честнáго и Святаго Тела и Крóве Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов и в Жизнь Вечную».
Первое причастие в православии не имеет никаких особенностей
Ребёнка допускают к причастию не раньше семилетнего возраста. Важно, чтобы к моменту таинства он осознавал, в чём его суть. Это забота родителей. Просто так вести сына или дочь на причастие нет смысла. Он уже был крещён в лоне православной Церкви, получил от родителей нужное воспитание. А дальше уже ребёнок должен сам, как личность, решать вопросы своей духовной жизни.
Дети должны понимать, что такое причастие, чтобы пройти через него
Задача родителей — сформировать правильное отношение, объяснить, что к чему.
Также мать и отец могут проконсультироваться у священника на счёт более щадящей подготовки своего чада к таинству. Священник имеет право снизить требования на первый раз, если посчитает это необходимым.
Употребление плоти и крови Христовых не имеет ничего общего с людоедством
Есть такой полушутливый вопрос: а могу ли я пройти святое причастие, если я вегетарианец? Понятно, что человек, его задавший, подходит к делу с юмором, но сомнения эти ведь не на пустом месте возникли.
Увы, есть недобросовестные священники, которые бросаются в крайности, обвиняют, мол, вегетарианец — это идеология, вы не можете быть православным и вегетарианцем. Это, конечно, чушь.
На самом деле, когда речь заходит о плоти и крови Христовых, не нужно понимать это буквально. В таинстве причастия нет никаких элементов тела Иисуса, которые мы бы ели.
Причастие — это аллегория. В таинстве есть сакральный духовный смысл, есть акт волеизъявления, благодать, но нет никакой гастрономии! Очень хорошо на эту тему высказался протоиерей Евгений (Горячев):
«Восприниматься это может так, если исходить из лингвистического контекста, но если мы обращаемся к Библейской истории, то видим, что Тот, кто установил это Таинство, Господь наш Иисус Христос, отсылает слушателей к древнейшему Библейскому сюжету: «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли, хлеб, который Я вам дам будет для вас в жизнь вечную». «Подавай нам такой хлеб каждый день», – сказали иудеи. «Я – хлеб, сошедший с небес, – говорит Господь Иисус Христос, – кто будет вкушать Тело и пить мою Кровь, тот будет иметь жизнь в себе».
Далее отец Евгений поясняет, что речь идёт не о мёртвом мясе, а о духовном акте, если так понятнее, можно сказать, энергетическом:
«На Тайной Вечере не мертвый, но живой Христос указал на хлеб и сказал: «Это Тело мое». Не мертвый, но живой Христос указал на чашу с вином и сказал: «Это Кровь моя». В чем суть Таинства? Неизъяснимым для человека способом весь целый живой Христос соединился с этим хлебом и с этим вином, поэтому мы причащаемся не мертвой отдельности, а целого живого Христа».
Когда мы, чтобы объяснить, как проходит причастие, называем это энергетическим актом, обывателю всё сразу становится понятно. Но тогда уже могут возмутиться хранители православных канонов — не по-православному говорить об энергиях.
Лучше употребить нейтральный термин: благодать Божья, Дух Святой. Именно Ему мы позволяем этому войти в нашу жизнь через причастие.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение